СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Конспект урока "Численность населения"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получение новых знаний науроке, работа со стат.материалом

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Конспект урока "Численность населения"»

9 класс.

Численность населения России и его динамика. П 9.


Эпиграф: «Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как история планет» Е.А.Евтушенко.

Цели урока:

обучающие:

- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в России;

- формировать навыки использования информационных технологий;

- познакомить с численностью населения России; продемонстрировать изменение демографических показателей в России и Ленинградской области;

- определить причины, влияющие на изменение численности населения;

-дать определение понятий «демография», «этнология», «воспроизводство», «демографический кризис», «демографический взрыв», «естественный прирост населения»;

развивающие:

- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь (при работе ИКТ), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;

- формировать навыки использования икт;

воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.

- формировать научное мировоззрение;

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • Учащиеся извлекают информацию из презентации и дают определение понятия «Демография», «Демографический кризис», «Демографический взрыв», «Воспроизводство населения».

  • Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.

  • Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.

Метапредметные:

  • Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.

  • Умеют находить причины и следствия (на примере анализа статистических данных о населении России).

  • Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.

Личностные:

  • Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.

Оборудование: учебник, атлас, статистический материал, политическая карта мира

Методы обучения

• Создание проблемной ситуации;

• Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;

• Создание условий для развития познавательной активности учащихся,

их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.



Ход урока:

I-Оргмомент. Проверка дз, выборочно собрать тетради.

II – Актуализация знаний

    1. Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга. Чем вы друг от друга отличаетесь? (возраст, пол, нация). А чем схожи? (Живём в одном городе, стране, учимся в одном классе).

Верно. Мы являемся гражданами одной большой страны. Но отличаемся по возрасту, полу и т.д.

Учитель: -Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать? (население России)

– почему эта тема так важна?

- почему именно население – главное богатство страны?

Нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др..Т.е., чтобы правильно проводить экономическую политику страны.



Записывает в тетради число и тему урока.



III – Изучение новой темы



1. Учитель: Какие науки занимаются изучением населения, кто поможет разобраться со всеми этими вопросами? С.50 в учебнике. Запись в тетради.



Этнология - (греч. ἔθνος, народ + -логос - учение, наука) — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их особенности. 



Демография - (греч. δῆμος — народ, γράφω — пишу) — наука, изучающая население, его численность, состав и размещение. География населения отвечает на три главных вопроса- где живут люди, кто они, как они живут .

    1. Учитель: Ребята, как Вы думаете, как государство следит за населением? (проводит перепись населения, ведёт учет родившихся, умерших, приехавших и уехавших)

Пе́репись населе́ния — процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических данных населения, проживающих в одной стране на данный момент времени.

Учитель: Скажите, пожалуйста, где можно найти данные переписи о численности населения России? Энциклопедия

Интернет

Учебник

СМИ

Молодцы. Перепись населения является источником формирования статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории России, национальный и религиозный состав, его образовательный уровень, социально-экономическое положение граждан с целью определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета. Перепись – портрет, зеркало общества.



Учитель: Кто знает, когда в России прошла первая перепись населения?

  • Первая всеобщая перепись населения в России была в 1897 году. Главный инициатор этой переписи был вам наверняка известный географ и путешественник, статист, общественный деятель Семенов-Тянь-Шанский. В ней принимал участие и Д.И.Менделеев, известный вам из курса химии.

  • В советское время перепись проводилась по необходимости.

  • После распада СССР перепись проводилась в 2002 (145,2 млн.чел.) и 2010 году (142,9).

За 8 лет население уменьшилось на 2млн. 200тысю человек!!!!!

Учитель: Откройте страницу 51. Посмотрите внимательно на схему и скажите, чему равна ЧН России и какое место в мире мы занимаем.

143 млн. чел, 9 место. Это данные на 2010 год

    1. Учитель: что произошло в 2014 году? (Присоединение Крыма)

  • Перепись населения в Крымском федеральном округе проводилась с 14 по 25 октября 2014 года. Перепись стала первым подобным событием на территории Республики Крым и города Севастополя после присоединения Крыма к РФ. Численность постоянного населения составила 2 284 769 человек.

  • В 2018 году проводится пробная перепись. Следующая перепись запланирована на 2020 год

  • На 2018 год по предварительным данным ЧН России составляет 146,9 млн.чел!!!

  • Не смотря на то, что Россия занимает 1 место по площади, а по численности 9 место (см. диаграмму на с.51).

  • Во всем мире 6,5 млрд.чел.

Таблица 1.

1

 КНР[1]

1 392 473 000

2

 Индия

1 354 462 000

3

 США

330 604 442

4

 Индонезия

268 539 404

5

 Пакистан

212 307 808

6

 Бразилия

209 619 700

7

 Нигерия

198 568 214

8

 Бангладеш

167 383 241

9

 Россия]

146 880 432

10

 Япония

126 590 000

Это интересно!!! Прочитать вслух.

  • Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек, каждую секунду появляется трое, каждую минуту- 175, каждый час 10,4 тыс.,каждые сутки 250 тыс. Землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург.

  • Приблизительно было подсчитано, что в РФ в среднем каждую 21 секунду рождается 1 человек, каждую 15 секунду умирает 1 человек, т.е мы видим, что сегодня в РФ смертность выше, чем рождаемость. Отсюда приблизительно можно рассчитать какова численность населения в РФ в любой момент.


    1. Учитель: Почему каждая страна стремится к увеличению ЧН?

Человек- главный ресурс экономики страны, её богатство и интеллектуальный потенциал, а Численность населения показывает её могущество.

Учитель: Какие программы проводит государство для увеличения ЧН?

Материнский капитал, ипотеки молодым семьям, социальные программы

    1. Учитель: Как вы думаете, какие показатели влияют на ЧН? (рождаемость, смертность, прибывшие, убывшие). Верно. Записываем определения в тетрадь.

  • Рождаемость – это число родившихся на 1000 жителей за определенный промежуток времени.

  • Смертность – это число умерших на 1000 жителей за определенный промежуток времени.

  • Ест.прирост - разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время. (ЕП=Р-С)

  • ЕП «-» - Демографический кризис – резкое снижение ЧН (смертность больше рожд)

  • ЕП «+» - Демографический взрыв (бум) – резкое увеличение ЧН страны (рожд больше смертности)

  • Ест.движение населения (воспроизводство) - совокупность процессов рождаемости и смертности, естественного прироста, определяющая величину естественного прироста (или убыли) населения, смену поколений, продолжительность жизни каждого поколения.

  • С.52. Типы воспроизводства прочитать

  • 1-й тип современный - низкая рождаемость, низкая или средняя смертность, нулевой или отрицательный природный прирост. Наиболее распространен в Европе.(после 60х годов)

  • Эмансипация женщин — предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни; стремление к равным правам мужчин и женщин.

  • 2–й тип - традиционный - высокая рождаемость, высокий уровень смертности, высокий природный прирост. (до 60х годов)

Таблица 2. Динамика изменения численности населения России по годам

Год

Население, человек

1897

    67 473 000

1926

↗100 891 244

1939

↗108 377 000

1950

↘102 067 000

1960

↗119 045 800

1970

↗130 079 210

1980

↗138 126 600

1990

↗147 665 081

2000

↘146 890 128

2010

↘142 856 536

2015

↗146 267 288

2016

↗146 544 710

2017

↗146 804 372

2018

↗146 880 432



Проанализируйте таблицу 2 и скажите, в какие периоды наблюдался прирост ЧН? (хорошая экономика, социальная сфера). В какие спад? (революции, кризисы, войны, голод) С чем это связано?

Прочитайте текст в своих маршрутных листах и заполните таблицу «Демографические кризисы»

  • 1-й кризис с 1914 года по 1922 год ( первая мировая война. Затем революция. Голод 1921-1922 г.г., эмиграция из России)

  • 2-й кризис определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-1934 г.г.

  • 3-й кризис был в годы ВОВ 1941-1945гг. (21-27 млн. умерших)

  • 4-й кризис начался в начале 90-х годов прошлого века. Причина: в годы ВОВ число родившихся было вдвое меньше, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960 г., родившиеся в годы войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньше («демографическое эхо войны»). Еще через 20-25 лет ситуация повторилась («второе эхо войны»). Демографы посчитали, если бы не было потерь от войн, голода, отъезда населения из страны, репрессий, то численность населения России составила бы к 1995 году 270 млн. человек (фактически 147 млн. чел.). Это означает, что с лица Земли исчезла страна. Число жителей которой составило бы 124 млн. человек, как в современной Японии.

Заполните таблицу «Демографические кризисы ХХ в.» (самостоятельная работа уч-ся).

Демографические

кризисы

События

Потери

  1. 1914-1922г.г.

Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемии, голод, эмиграция из России.

12-18 млн.чел.

  1. 1933-1934г.г.

Голод, ссылки (репрессии).

5-6,5 млн.чел.

  1. 1940-1946 г.г.

Великая Отечественная война.

21-27 млн.чел.

  1. 1990-2006 г.г.

1 и 2 эхо войны.

Социально-экономические, экологические.

5 млн.чел.



Учитель: Какие основные причины сокращения численности населения?

  • Войны ( с 1914 по1922 г за годы войны и революции погибло 15 млн.чел, 1933-34 г голод -5 млн.чел, ВОВ 18 млн.чел, Афганская, Чеченская войны).

  • Теракты

  • Болезни (1 место по смертности занимают сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, ЗППП первое место среди которых занимает ВИЧ)85,5%

  • Наркомания

  • Автокатастрофы

  • Увеличение количества пожилых людей

  • Снижение рождаемости

Учитель: Назовите причины снижения рождаемости? (экономический кризис в 90-х гг, неуверенность в завтрашнем дне, планирование семьи, в начале 90-х «эхо войны»)



Учитель: Будет ли увеличиваться численность населения РФ? Почему? Да, есть даже концепция Демографической политики в России до 2025 года. Ребята с ней работали. Что Вы выяснили? Выступление группы номер 3.

Демографическая политика — комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении. (запись в тетрадь).



  • Система пособий в связи с рождением и воспитанием детей

  • Предоставление материнского капитала

  • Льготы для многодетных семей

  • Строительство доступного жилья для молодых семей

  • Развитие системы дошкольного образования

  • Пропаганда семейных ценностей традиций

  • Развитие ипотечного кредитования

  • Сокращение от заболеваний сердечно-сосудистых, онкологических, с путем комплексной профилактики, ранней диагностики

  • Обеспечение учреждений здравоохранения современным оборудованием

  • Сокращение ДТП за счет повышения качества дорог и дисциплины на дорогах

  • Мероприятия по улучшению условий труда (ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА)

  • Мероприятия по формированию мотивации к здоровому образу жизни

  • Регулирование производства алкоголя, профилактика наркомании (финансирование целевых программ)

  • Пропаганда здорового образа жизни



Стихотворение

Каких краёв глаза не повидали!

Но всех дороже искони свои-

Наш Лужский лес и наши дали

И на холме – шаманы-соловьи.

Стремясь к добру и делом, и мечтою,

От бурь людских не прятался во мгле,

И если я чего- нибудь да стою,

То всем обязан этой вот земле.


Куда бы не забросила вас судьба, где бы вы не жили, вы всегда будите вспоминать свое родное село или город, то место, где вы родились, где прошло ваше детство. Я надеюсь, что вы, как граждане нашей страны, вспомните наш сегодняшний урок, и надеюсь, что во взрослой жизни окажите только положительное влияние на естественное движение населения нашего села и страны в целом. Удачи вам.



Домашнее задание: параграф 9, выучить определения.

















Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на


Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на

Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на

Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на


Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на

Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на


Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на

Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на


Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на

Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на





Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на


Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на

Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на

Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на


Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на

Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на


Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на

Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на


Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на

Фамилия, имя____________________________

Самым интересным для меня было _________

______________________________________________

Сегодня на уроке я узнал________________________

______________________________________________

Мне понравилось ___________________________

____________________________________________

Мне не понравилось _______________________

__________________________________________

Я научился._________________________________

Я себя оцениваю на





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!