СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии по теме:"Внешнее строение листа"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии по теме: "Внешнее строение листа" в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме:"Внешнее строение листа"»


Технологическая карта урока биологии

Тема урока

Внешнее строение листа

Тип урока

урок открытия новых знаний.

Деятельностная цель:

создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение исследовательской работы, поиска решений проблемных вопросов.

Предметно - дидактическая цель:

организовать деятельность обучающихся по формированию знания о листе как важной составной части побега; познакомить со строением и основными функциями листа; распознавать простые и сложные листья, их жилкование и расположение на стебле

Задачи

Образовательные:

дать представление учащихся, о разнообразие листьев; познакомить с особенностями строения, научить распознавать листья по типами жилкования; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.


Развивающие: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей, развивать творческие способности учащихся.


Воспитательные: воспитывать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека,


Социализации:

приобретение

опыта

взаимодействия,

совместной

деятельности и

общения со

сверстниками.

Планируемые результаты:


Предметные:

находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты.


Метапредметные:

выработать умения распознавать на натуральных объектах формы и виды листьев;

продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ.


Личностные:

сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым биологическим объектам;

сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о листовой пластинке.




Методы обучения

- метод подводящего диалога.

- проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации на этапе актуализации знаний;

- частично-поисковый – при выполнении заданий по текстам, иллюстрациям,

- объяснительно-иллюстративный – рассказ учителя,

- условно - графическая наглядность - заполнение схем, составление кластера «Листья»

Формы обучения

фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, исследовательская работа

Источники

информации

Пасечник В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс – М. Дрофа, 2016 г

Ресурсы

(оснащение)

ноутбук, проектор, экран, презентация, рабочие тетради, индивидуальные рабочие листы,

Ход урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся


УУД

Этап 1. Организационный


Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!


Слушают, настраиваются на восприятие материала урока


Регулятивные:

прогнозирование

целеполагание,

планирование.




Этап 2. Актуализация знаний


Проверяет усвоение предыдущего материала по теме «Побег и почки». Ребята перед вами тесты по теме прошлого урока. Для его выполнения вам дается 7 минут.

Внимательно слушают, выполняют тестовый материал. Производят взаимопроверку по образцу

Регулятивные: контроль, оценка, саморегуляция.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем




Этап 3. Постановка учебной задачи.

Учитель организует работу по постановке учебной задачи путем создания проблемной ситуации

Мы продолжаем знакомиться с вегетативными органами цветковых растений

Какой именно орган изучим сегодня, вы скажите сами.

В Большой книге загадок об этом органе говорится:

Из почки появляются

Весною распускаются

Летом шелестят

Осенью летят


Растёт - зеленеет,

Упадёт - пожелтеет,

Полежит - почернеет


Как вы думаете, с какого строения- с внешнего или с внутреннего, уместнее начать знакомство с органом?

Тогда сформулируйте тему урока.

Давайте попробуем определить цель нашего урока.

А что во внешнем строении листа можно изучать?








  • А каким образом знания о внешнем строении листа вам могут пригодиться в жизни?








Слушают загадку, отвечают.(Приложение 1)




Когда лист растет, он зеленый, осенью он желтеет, а когда полежит он чернеет и перегнивает.



С внешнего строения

Обучающиеся формулируют тему урока:

«Внешнее строение листа»

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют цель урока:

Изучить особенности внешнего строения листа.

Примерные ответы:

  1. Что такое лист?

  2. Какое внешнее строение листа?

  3. Как расположены листья на стебле?

  4. Какую функцию выполняют листья?

Примерный ответ: Растений очень много, эти знания помогут лучше ориентироваться в мире растений.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать и аргументировать свои мысли











Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Этап 4. «Открытие нового знания»


Учитель создает условия для активной работы на основном этапе урока, объясняет ход работы.

Вы разделились на три группы, каждая группа получила рабочий листок с вопросами и заданиями, на которые должны ответить.(Приложение 2) Вы можете пользоваться учебником и другой дополнительной литературой, которая лежит у вас на столах.

Внимательно читайте вопросы. Приступаем к работе.

Проверка

Учитель следит за ответами учащихся, помогает и корректирует













Динамическая пауза (упражнения на расслабление мышц )

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.  


Работают с учебником стр. 32 – 33, изучают рисунки 23-24; работают с гербарием, комнатными растениями, дополнительной литературой,

Самостоятельно изучают новый материал урока.

Отчёт групп с демонстрацией примеров

Формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

1 вывод: лист - это часть побега, которая образует органические вещества; участвует в газообмене; испаряет влагу.

2 вывод: листья растений разнообразны по размерам и форме.

3 вывод: Все листья имеют листовую пластинку с жилками и основание. Листья могут быть черешковые или сидячие.

4 вывод: В зависимости от числа листовых пластинок листья бывают простые и сложные.

5 вывод: существуют разные типы жилкования листьев: дуговое, параллельное, сетчатое.

Во время отчёта группы все учащиеся заполняют кластер (Приложение3)





Выполняют упражнения

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме; излечение необходимой информации из текста

Регулятивные: добывают новые знания, учатся предвидеть события

Коммуникативные: изложение

своего мнения (в монологе, диалоге), аргументация его, подтверждение фактами. Координация своего мнение

и позиции с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Познавательные:

Функции листа

Прикрепление листа к стеблю. Черешковые и сидячие листья.

Формы листовых пластинок.

Листья простые и сложные.

Жилкование листьев.

Определение растений класса однодольных и двудольных по жилкованию.

Регулятивные:

работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки

Регулятивные УУД:

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения


Этап 5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Организует выполнение лабораторной работы

Ребята, сейчас вы выполните лабораторную работу «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» пользуясь учебником страница 35-36 и заданиями на ваших стола,

Организует работу в парах.

Организует взаимопроверку.


Выполняют работу в парах.

Отвечают на вопросы по ходу работы.

Корректируют ошибки друг друга.




Заполняют таблицу в тетрадях.

Проводят анализ и делают вывод.


Познавательные: называть типы плодов; выделять главное, формировать умение делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Регулятивные:

оценивать уровень усвоения материала, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся  выражать свои мысли.



Этап 6. Информирование о домашнем задании

Определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы.

Параграф № 6, ответить на вопросы в конце параграфа.

1.Составить кроссворд по теме: «Лист»

3Творческое задание.

Сделайте оттиск листа. Лист (засушенный) густо намазывается акварельной или гуашевой краской кладётся на бумагу для акварели. Сверху накрывается промокательной бумагой и прокатывается валиком. Составьте композицию из оттисков различных листьев.




Проанализировав уровень усвоения новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его.

Регулятивные:

планировать деятельность в учебной ситуации.

Этап 7. Подведение итогов учебного занятия

Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы, нацеливает на подготовку сетевых заданий.


Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. По желанию озвучивают «мое личное достижение за этот урок».

По цепочке ученик продолжают материал «серия выводов на уроке».

Познавательные УУД: учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: учатся осуществлять самоконтроль Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся  выражать свои мысли.

Этап 8. Рефлексия

Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.







Благодарит школьников за урок.

Ученик выбирает две пословицы, которые соответствовали ему на уроке.

Рефлексия
1. Сделал дело – гуляй смело.
2. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
3. Работа – не волк, в лес не убежит.
4. Одна голова – хорошо, а две – лучше.
5. Что посеешь, то и пожнешь.
6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Регулятивные:

оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.


























Тест по теме «Побег и почки»

Вариант 1

1. Как называются зачатки новых побегов?

а) лист в) стебель

б) почки г) цветок.

2. Как называется участок стебля между двумя соседними узлами?

а) узел в) междоузлие

б) почка г) цветок

3. Как называется листорасположение, при котором от узла отходят 3 листа и более?

а) мутовчатое в) очередное

б) внеочередное г) супротивное

4. Как называются почки, представляющие собой зачаточный бутон или соцветие?

а) боковые в) генеративные

б) вегетативные г) придаточные

5. Конус нарастания почки состоит из клеток ткани:

а) механической в) проводящей

б) образовательной г) покровной

6. Как называется листорасположение большинства растений, при котором от каждого узла отходит только 1 лист?

7. Запишите названия частей побега, обозначенных на рисунке цифрами 1-7.



Тест по теме «Побег и почки»

Вариант 2

1. Стебель с листьями и почками – это:

а) корневая система в) соцветие

б) побег г) цветок.

2. Как называется участок стебля, от которого отходит лист?

а) узел в) междоузлие

б) почка г) цветок

3. Как называется листорасположение, при котором от узла отходят 2 листа – один против другого?

а) мутовчатое в) очередное

б) внеочередное г) супротивное

4. Как называются почки, внутри которых на зачаточном стебле располагаются только зачаточные листья?

а) боковые в) генеративные

б) вегетативные г) придаточные

5. Как называется промежуток между листом и стеблем?

а) узел в) пазуха листа

б) междоузлие г) пазушная почка

6. Как называются почки, развивающиеся на междоузлиях, листьях, корнях?

7. Запишите названия почек, обозначенных на рисунке

буквами А и Б. Назовите части почки, обозначенные на рисунке цифрами 1-4.


Приложение 2.


Рабочий лист 1 группы

Изучите п. 6, рис. 23-24, материалы к уроку,

1. Продолжите предложение «Лист- это…, выполняющий функции …….»

2.Внешнее строение листа

3. Листья черешковые, сидячие, влагалищные.

4.Формы листьев и формы края пластинки листьев..


Рабочий лист 2 группы

Изучите п. 6, рис. 26,27, материалы к уроку,

  1. Какие листья называют сложными, а какие – простыми?

  2. Типы сложных листьев?

  3. Какие виды листорасположения вам известны?


Рабочий лист 3 группы

Изучите п. 6, рис. 28, материалы к уроку,

  1. Продолжите предложение: « Жилкование листьев - это…»

  2. Назовите основные виды жилкования листьев, дайте им характеристику.

  3. Какой тип жилкования характерен для листьев однодольных, а какой - для листьев двудольных растений?




Рабочий лист 1 группы

Изучите п. 6, рис. 23-24, материалы к уроку,

1. Продолжите предложение «Лист- это…, выполняющий функции …….»

2.Внешнее строение листа

3. Листья черешковые, сидячие, влагалищные.

4.Формы листьев и формы края пластинки листьев..


Рабочий лист 2 группы

Изучите п. 6, рис. 26,27, материалы к уроку,

  1. Какие листья называют сложными, а какие – простыми?

  2. Типы сложных листьев?

  3. Какие виды листорасположения вам известны?


Рабочий лист 3 группы

Изучите п. 6, рис. 28, материалы к уроку,

  1. Продолжите предложение: « Жилкование листьев - это…»

  2. Назовите основные виды жилкования листьев, дайте им характеристику.

  3. Какой тип жилкования характерен для листьев однодольных, а какой - для листьев двудольных растений?




Приложение 3.





Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!