СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии по теме "Класс Птицы" (8 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Класс Птицы" (технологическая карта урока)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме "Класс Птицы" (8 класс)»

Разработка урока по биологии в 8 классе (индивидуальное обучение на дому)

по теме:

«Класс Птицы»



Цель: 1. Деятельностная: выявить особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.

2. Предметно-дидактическая: продолжить формирование познавательного интереса обучающихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

Планируемые образовательные результаты урока:

  1. Личностные:

  • развитие и формирование интереса к изучению природы;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать);

  • развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

  1. Метапредметные:

  • выполнять лабораторную работу под руководством учителя;

  • наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

  • сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • использовать индуктивный и дедуктивный метод при изучении таксона;

  • работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами.


  1. Предметные:

Учащийся должен знать:

  • Основные направления эволюции хордовых;

  • Общую характеристику класса Птицы.

Учащийся должен уметь

  • Определять систематическую принадлежность животных к изучаемому таксону;

  • Работать с живыми и фиксированными животными препаратами;

  • Объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Методы

обучения,

приемы

Виды деятельности учителя

(УПЗ)

Виды деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Регулятивные (Р), Познавательные (П), Коммуникативные (К)


Личностные

1

2

3

4

5

6

7

Организационный

Беседа

Приветствует ученика, узнает о готовности ученика к занятию. (На прошлом уроке я просила собрать разные перышки у твоего попугайчика.)

Определяет собственную готовность к уроку.


Р: анализирует эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека

Готовность к развитию

Мотивационный

Беседа, демонстрация слайдов презентации, проблемный метод

Задает вопросы, выслушивает ответы, при необходимости корректирует. (Давай-ка вспомним, с какими классами типа хордовые мы уже познакомились.)

Предлагает прослушать фрагмент записи звуков леса. (Голоса каких животных слышим?)


Предлагает обозначить тему урока. (Об этих животных мы сегодня и поговорим. Наука о птицах называется орнитологией. Желаешь ли сегодня попробовать себя в роли орнитолога?)


Предлагает сформулировать цели урока.






Отвечает на вопросы. (Класс Хрящевые рыбы, класс Костные рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся).

Слушает запись птичьих голосов.






Называет тему урока.












Формулирует цели урока: узнать о внешнем и внутреннем строении птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания, изучить строение перьев птицы.


Определяет систематическую принадлежность животных.


К: описывает живые объекты: передает их внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризует качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

К: оформляет диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

П: формирование познавательной цели


Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук

Изучение новой темы

Объяснительно-иллюстративный (демонстрация), беседа, частично-поисковый метод, проблемного изложения, работа с учебником, работа в тетради



Учитель отмечает большое разнообразие птиц, их широкое распространение на планете и обращает внимание на тот факт, что птиц невозможно спутать с другими позвоночными. Демонстрирует рисунки и фото представителей различных классов позвоночных и предлагает ученику выбрать те, на которых изображены птицы.

Задает вопрос:

«На основании каких признаков можно сказать, что данное животное - птица?»

Уточняя и конкретизируя ответ ученика, выделяет общую характеристику класса Птицы, отмечая наиболее характерные черты строения.

Характеризует систематическое положение класса Птицы, предлагая ученику записать в тетради схему: тип Хордовые –подтип Позвоночные или Черепные-класс Птицы.


Предлагает подписать основные части тела птицы на заранее распечатанной схеме. Предлагает

отметить особенности строения, связанные с полетом любым удобным для ученика способом.


Учитель предлагает вниманию ученика информацию об особенностях внутреннего строения птиц. Задает вопросы (Для чего кости птиц полые? Зачем птицам киль?)

Приводит примеры килегрудых и бескилевых птиц. Предлагает на основании приведенных примеров определить функцию киля.








Задает вопрос:

Какие мышцы должны быть особенно хорошо развиты у птиц?








Рассказывает о строении дыхательной системы птиц. Предлагает определить функцию воздушных мешков птиц.

Задает вопросы (Держал (держала) ли ты в руках когда-нибудь своего попугайчика? Может быть, в деревне приходилось брать в руки курицу (утку)? Каковы птицы на ощупь? Благодаря каким особенностям строения птицы теплокровны? ). Предлагает прочитать текст учебника (с.) и определить черты строения птиц, обеспечивающие теплокровность.

Слушает объяснения учителя, выбирает фото с изображениями птиц. Соглашается или не соглашается с утверждениями учителя.
















Отвечает на вопрос.































Записывает в тетрадь схему.



Подписывает основные части тела птицы. Отмечает те особенности строения внешнего строения, которые связаны с полетом.




Выдвигает предположения о функциях полых костей и киля птиц.







Рассматривает слайды презентации, называет известные ему виды птиц. Делает вывод о взаимосвязи строения и функций на примере птиц: отсутствие киля у бескилевых птиц лишает их способности летать, зато они могут быстро бегать или хорошо плавают.


Выдвигает предположения, отвечает на вопрос:

Большого развития достигают мышцы груди, поднимающие и опускающие крыло.


Выдвигает предположение о функции воздушных мешков птиц.








Отвечает на вопросы.

Делает выводы о теплокровности птиц.












Работает с учебником. Определяет черты строения птиц, обеспечивающие теплокровность.


Определяет систематическую принадлежность животных.



























Дает общую характеристику класса Птицы.





Дает характеристику систематического положения класса Птицы.



Устанавливает взаимосвязь строения и функций органов и систем.

К: характеризует существенный признак разбиения объектов на группы (в целях классификации); приводит доказательства истинности проведенной классификации

К: оформляет диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

П: выдвигает гипотезы и приводит доказательства в пользу; устанавливает причинно-следственные связи, поиск информации в доступных источниках




Развитие интеллектуальных и творческих способностей (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать)

Практическая деятельность

Исследовательский метод, работа с учебником, работа в тетради, работа с наглядными пособиями

Предлагает сравнить строение пресмыкающихся и птиц и заполнить таблицу «Сравнение строения птиц и пресмыкающихся»).

Предлагает выделить прогрессивные черты организации.




Предлагает выполнить лабораторную работу. Выдает инструктивную карточку с ходом работы.








































Предлагает заполнить таблицу «Виды перьев», в которой виды перьев сравниваются по особенностям строения и функциям.

Определяет критерии сравнения двух классов Хордовых-Рептилий и Птиц, заполняет таблицу.



Выделяет прогрессивные черты строения птиц. Записывает в тетрадь.


Выполняет лабораторную работу согласно плану на инструктивной карточке.

Ученик рассматривает набор перьев и соотносит с изображением на рисунке в учебнике. Находит среди набора перьев контурные и пуховые перья, пух. Рассматривает перья при помощи лупы. Находит бородки первого и второго порядка.

Определяет, возможно ли восстановить целостность контурного пера после разделения бородок движением от очина вверх по стволу.

Заполняет таблицу «Виды перьев». Устанавливает причинно-следственные связи между особенностями строения перьев и выполняемыми функциями. Делает вывод.

Устанавливает взаимосвязь строения и функций органов и систем.

К: оформляет диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

Р: корректирует деятельность: вносит изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечает способы их устранения



П: работает согласно инструкций учителя

Развитие интеллектуальных и творческих способностей (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать)

Закрепление материала

тестирование

Предлагает выполнить тестовые задания.

Выполняет тестовые задания.


К: анализирует и исправляет деформированный текст: находит ошибки, дополняет, изменяет, восстанавливает логику изложения


Самооценка и коррекция

Беседа

Отвечает на вопросы, корректирует.

При необходимости задает вопросы учителю.


Р: осуществляет итоговый контроль деятельности;

К: оформляет диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;


Развитие интеллектуальных и творческих способностей (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать)

Рефлексия

Беседа

Выслушивает. При необходимости уточняет и корректирует ответы ученика.

Подводит итоги урока.


Р: анализирует эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивает их влияние на настроение человека;

P: оценивает уровень владения тем или иным учебным действием (отвечает на вопрос: «что я не знаю и не умею?»).

К: оформляет диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

П: обобщает и делает выводы


Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!