Мотивационный | Беседа, демонстрация слайдов презентации, проблемный метод | Задает вопросы, выслушивает ответы, при необходимости корректирует. (Давай-ка вспомним, с какими классами типа хордовые мы уже познакомились.) Предлагает прослушать фрагмент записи звуков леса. (Голоса каких животных слышим?) Предлагает обозначить тему урока. (Об этих животных мы сегодня и поговорим. Наука о птицах называется орнитологией. Желаешь ли сегодня попробовать себя в роли орнитолога?) Предлагает сформулировать цели урока. | Отвечает на вопросы. (Класс Хрящевые рыбы, класс Костные рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся). Слушает запись птичьих голосов. Называет тему урока. Формулирует цели урока: узнать о внешнем и внутреннем строении птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания, изучить строение перьев птицы. | Определяет систематическую принадлежность животных. | К: описывает живые объекты: передает их внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризует качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); К: оформляет диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; П: формирование познавательной цели | Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук |
Изучение новой темы | Объяснительно-иллюстративный (демонстрация), беседа, частично-поисковый метод, проблемного изложения, работа с учебником, работа в тетради | Учитель отмечает большое разнообразие птиц, их широкое распространение на планете и обращает внимание на тот факт, что птиц невозможно спутать с другими позвоночными. Демонстрирует рисунки и фото представителей различных классов позвоночных и предлагает ученику выбрать те, на которых изображены птицы. Задает вопрос: «На основании каких признаков можно сказать, что данное животное - птица?» Уточняя и конкретизируя ответ ученика, выделяет общую характеристику класса Птицы, отмечая наиболее характерные черты строения. Характеризует систематическое положение класса Птицы, предлагая ученику записать в тетради схему: тип Хордовые –подтип Позвоночные или Черепные-класс Птицы. Предлагает подписать основные части тела птицы на заранее распечатанной схеме. Предлагает отметить особенности строения, связанные с полетом любым удобным для ученика способом. Учитель предлагает вниманию ученика информацию об особенностях внутреннего строения птиц. Задает вопросы (Для чего кости птиц полые? Зачем птицам киль?) Приводит примеры килегрудых и бескилевых птиц. Предлагает на основании приведенных примеров определить функцию киля. Задает вопрос: Какие мышцы должны быть особенно хорошо развиты у птиц?
Рассказывает о строении дыхательной системы птиц. Предлагает определить функцию воздушных мешков птиц. Задает вопросы (Держал (держала) ли ты в руках когда-нибудь своего попугайчика? Может быть, в деревне приходилось брать в руки курицу (утку)? Каковы птицы на ощупь? Благодаря каким особенностям строения птицы теплокровны? ). Предлагает прочитать текст учебника (с.) и определить черты строения птиц, обеспечивающие теплокровность. | Слушает объяснения учителя, выбирает фото с изображениями птиц. Соглашается или не соглашается с утверждениями учителя.
Отвечает на вопрос.
Записывает в тетрадь схему.
Подписывает основные части тела птицы. Отмечает те особенности строения внешнего строения, которые связаны с полетом. Выдвигает предположения о функциях полых костей и киля птиц. Рассматривает слайды презентации, называет известные ему виды птиц. Делает вывод о взаимосвязи строения и функций на примере птиц: отсутствие киля у бескилевых птиц лишает их способности летать, зато они могут быстро бегать или хорошо плавают. Выдвигает предположения, отвечает на вопрос: Большого развития достигают мышцы груди, поднимающие и опускающие крыло. Выдвигает предположение о функции воздушных мешков птиц. Отвечает на вопросы. Делает выводы о теплокровности птиц.
Работает с учебником. Определяет черты строения птиц, обеспечивающие теплокровность. | Определяет систематическую принадлежность животных.
Дает общую характеристику класса Птицы.
Дает характеристику систематического положения класса Птицы.
Устанавливает взаимосвязь строения и функций органов и систем. | К: характеризует существенный признак разбиения объектов на группы (в целях классификации); приводит доказательства истинности проведенной классификации К: оформляет диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; П: выдвигает гипотезы и приводит доказательства в пользу; устанавливает причинно-следственные связи, поиск информации в доступных источниках
| Развитие интеллектуальных и творческих способностей (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать) |
Практическая деятельность | Исследовательский метод, работа с учебником, работа в тетради, работа с наглядными пособиями | Предлагает сравнить строение пресмыкающихся и птиц и заполнить таблицу «Сравнение строения птиц и пресмыкающихся»). Предлагает выделить прогрессивные черты организации.
Предлагает выполнить лабораторную работу. Выдает инструктивную карточку с ходом работы.
Предлагает заполнить таблицу «Виды перьев», в которой виды перьев сравниваются по особенностям строения и функциям. | Определяет критерии сравнения двух классов Хордовых-Рептилий и Птиц, заполняет таблицу. Выделяет прогрессивные черты строения птиц. Записывает в тетрадь. Выполняет лабораторную работу согласно плану на инструктивной карточке. Ученик рассматривает набор перьев и соотносит с изображением на рисунке в учебнике. Находит среди набора перьев контурные и пуховые перья, пух. Рассматривает перья при помощи лупы. Находит бородки первого и второго порядка. Определяет, возможно ли восстановить целостность контурного пера после разделения бородок движением от очина вверх по стволу. Заполняет таблицу «Виды перьев». Устанавливает причинно-следственные связи между особенностями строения перьев и выполняемыми функциями. Делает вывод. | Устанавливает взаимосвязь строения и функций органов и систем. | К: оформляет диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; Р: корректирует деятельность: вносит изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечает способы их устранения
П: работает согласно инструкций учителя | Развитие интеллектуальных и творческих способностей (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать) |
Самооценка и коррекция | Беседа | Отвечает на вопросы, корректирует. | При необходимости задает вопросы учителю. | | Р: осуществляет итоговый контроль деятельности; К: оформляет диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; | Развитие интеллектуальных и творческих способностей (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать) |
Рефлексия | Беседа | Выслушивает. При необходимости уточняет и корректирует ответы ученика. | Подводит итоги урока. | | Р: анализирует эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивает их влияние на настроение человека; P: оценивает уровень владения тем или иным учебным действием (отвечает на вопрос: «что я не знаю и не умею?»). К: оформляет диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; П: обобщает и делает выводы | Развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук |