Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы | Планируемые результаты |
I.Организационный этап (1 мин) | Проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует, создает положительный настрой на урок. Включение демонстрации презентации: https://docs.google.com/presentation/d/1pj8yEYki9vb6MNxmwsXQ8g3x86tT7Qs5ShSTV1VETHk/edit?usp=sharing | Готовятся к уроку, приветствуют учителя, настраиваются на плодотворную работу на уроке | Словесный метод | Личностные: проявлять интерес к изучению темы; развивать интерес к окружающему нас миру. |
II.Проверка домашнего задания (3 минуты) | Учитель: ребята, на прошлом уроке я просила вас найти ответ на вопрос: «Почему Австралию называют страной наоборот?», пожалуйста, выскажите свои предположения по этому поводу (слайд 2). После верно названых аргументов, учитель демонстрирует на экране (слайд 3) и обобщает сказанное учениками. | Примерные ответы учащихся: - некоторые вещи для нас кажутся необычными, например, диск луны, на самом деле смотрится "перевернутым вверх тормашками"; - у них печатают карты-перевертыши, где южный полюс и, соответственно, Австралия, расположены сверху, а северный и Россия внизу; - Летние месяцы называют зимними, а зимние – летними; - В Австралии ближе к северу теплее, а к югу – холоднее; - течения рек сильнее подмывают левые берега, а морские – закручиваются по часовой стрелке. | Словесный (опрос), репродуктивный и наглядный (демонстрация презентации) | Предметные: знать особенности расположения материка; уметь находить информацию в тексте учебника; уметь пользоваться географическими картами; Метапредметные: уметь выстраивать причинно-следственные связи; уметь самостоятельно формулировать тему и цель урока. Коммуникативные: уметь слушать и слышать других; уметь ясно и четко излагать свою позицию. Познавательные: уметь логически выстраивать рассуждения; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
III.Актуализация знаний (3 мин.) | Учитель: ребята, сейчас я зачитаю вам стихи Г. Усовой об Австралии (слайд 4): (Включается презентация) Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья. Австралия — страна наоборот. -Учитель: Ребята, подумайте, о чем идет речь в данном произведении? Попробуйте объяснить строки этого стихотворения. | Слушают строки из стихотворения Усовой, пытаются его объяснить. | Словесный метод (беседа), наглядный метод (демонстрация презентации) |
IV.Постановка цели и задач урока (2 мин) | Учитель: На прошлых уроках мы с вами уже говорили о том, что Австралия – уникальная, единственная в мире страна, занимающая целый континент, для нее характерно разнообразие природных комплексов, многообразие видов только ей присущих эндемиков; имеет свои особенности и хозяйство Австралии. В состав государства Австралийский Союз входят материк Австралия, крупный остров Тасмания, а также прилегающие небольшие острова; столица страны – город Канберра. Ребята, а как вы представляете себе Австралийский Союз? Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами поговорим? Сформулируйте тему и цель урока, запишите их себе в тетради (Слайд 5). | Внимательно слушают монолог учителя. Высказывают свои представления об Австралийском союзе. Записывают тему и цель урока в свои тетради. | Словесный (беседа) и наглядный (демонстрация презентации) методы | Предметные: анализировать, выделять существенные признаки. Метапредметные: определять уровень успешности. |
V.Получение новых знаний (10 минут) | - Давайте дополним ваши рассуждения просмотром видеофрагмента: https://youtu.be/VkuFsijkuuQ При просмотре видеоролика запишите в своих тетрадях о том, что нового и интересного вы узнали об Австралийском союзе (Слайд 6). | Просматривают видеофрагмент, записывают интересные факты, о которых не знали ранее. Делятся своими открытиями с одноклассниками. | Словесный (беседа) и наглядный (демонстрация видеофрагмента) методы | Предметные: умение вести поиск информации. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выстраивать логическую цепочку рассуждения, моделирование. Метапредметные: строить понятные для партнёра высказывания; учебное сотрудничество; составление плана и последовательности действий. Личностные: осознание ценности географических знаний |
VI.Работа в группах (8 минут) | Учитель: а теперь я попрошу вас разбиться на 2 группы. Для работы вам понадобятся атласы и учебники. Давайте откроем параграф 31 в своих учебниках и карту «Народы и плотность населения мира» на странице 12-13. Вам нужно дать ответы на вопросы по группам. 1 группа: Сравните плотность населения Австралии и Африки. Что вы можете сказать об этом? Почему на востоке Австралии плотность населения выше? С чем это связано? Чему равна численность населения Австралии? Какие народы проживают в Австралии? К каким расам они относятся? 2 группа: Назовите столицу Австралии? С какого года она является столицей Австралии? Перечислите города с численностью населения более 10 млн жителей? Перечислите города с численностью населения менее 1 млн жителей? Почему жители Австралии предпочитают жить в Мегаполисах? С чем это связано? | Внимательно слушают задания учителя. Работают в группах, обсуждают ответы на поставленные вопросы. Представляют свои ответы перед классом. | Словесный (беседа), наглядный (демонстрация презентации), практический (работа в группах) и проблемно-поисковый методы | Личностные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Метапредметные: осознание причин успеха и неуспеха Личностные: устанавливать связи между целью деятельности и её результатом. |
VII.Закрепление изученного материала (10 минут) | - Сейчас предлагаю поработать самостоятельно и проверить свои знания. Для этого в своих тетрадях в столбик впишите ответы на вопросы, которые демонстрируются на слайдах. (Слайд 9) 1.Материк Австралия является самым… а) самым влажным; б) самым маленьким; в) самым высоким; г) самым густонаселенным. 2. Кто открыл Австралию? а) Ф. Магеллан; б) Дж. Кук; в) Х. Колумб; 3. Какой город является столицей Австралийского Союза? а) Аделаида; б) Мельбурн; в) Канберра; г) Сидней. 4. Кто с конца XVIII в. заселял и осваивал территорию Австралии? а) англичане; б) испанцы; в) датчане; г) португальцы (Слайд 10) 5. Какие животные изображены на гербе Австралии? а) кенгуру и страус эму; б) собака динго и кенгуру; в) утконос и коала; г) ехидна и страус эму. г) А. Тасман. 6. Какие океаны омывают территорию Австралию? а) Атлантический и Индийский; б) Атлантический и Тихий; в) Тихий и Индийский; г) Тихий и Северный Ледовитый. 7. В каком климатическом поясе находится большая часть Австралии? а) в экваториальном; б) в тропическом; в) в субтропическом; г) в субэкваториальном. 8. На севере Австралии находится залив … а) Большой Австралийский б) Бенгальский в) Карпентария (Слайд 11) Учитель: а теперь самостоятельно проверьте свои знания поставьте себе оценку ручкой на полях. | Выполняют задание в своих тетрадях самостоятельно. Ответы учащихся: 1 - б 2 - г 3 - в 4 - г 5 - а 6 - в 7- в 8- в Проверяют правильность своих ответов, разбирают ошибки. | Метод самостоятельной работы | Личностные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления |
VIII.Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин) | Учитель: Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с Австрийским союзом. Для того, чтобы оценить свою работу на уроке я предлагаю вам закончить фразы: Мне было трудно… Сегодня я узнал, что… Мне было интересно узнать, что… Я бы похвалил себя за… | Оценивают свою деятельность на уроке. | Словесный метод (опрос), метод оценивания | Личностные: оценивают свою работу на уроке. |
Домашнее задание (1 минута) | (Слайд 12) Параграф 31 читать, вопросы после параграфа устно. | Записывают домашнее задание в свои дневники. | | |