СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Антарктида"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Антарктида"»



Тема урока: «Антарктида. Южный полюс»

Цели урока: способствовать формированию знаний и навыков исследовательской работы, развитиюпознавательных интересов обучающихся.

Задачи урока:

Предметные: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять главное в информационном тексте, формулировать выводы;применять навыки, систематизировать информацию в виде таблицы.

Метапредметные: развитиеумений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовых навыков исследовательской деятельности, овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств.

Личностные:формирование коммуникативных компетенций обучающихся;обеспечить на уроке ситуацию эмоциональных переживаний;формирование чувства коллективизма через совместную деятельность;воспитание патриотизма, любви к Родине.

Тип урока:комбинированный урок.

Техническое обеспечение урока:географическая карта «Антарктида», информационные тексты, атлас «География материков и океанов», документ-камера, компьютер, презентация, видеофильм.


Ход урока

I. Организационный момент.


Звучит музыка из кинофильма «Два капитана».

Учитель:Добрый день, ребята! Меня зовут Юлия Васильевна. Я учитель географии.


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

СЛАЙД 1

Учитель:В вашем возрасте мне очень хотелось стать путешественником и совершить великие открытия. Давайте посмотрим небольшой отрывок из моего любимого кинофильма. Может быть, кто-то из вас смотрел этот замечательный фильм и угадает его название.

СЛАЙД 2

Просмотр отрывка из кинофильма «Два капитана».


Учитель: Как назывался фильм? По какому произведению он снят? Кто автор книги?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на нашем уроке географии.

Правильно: о великих открытиях и знаменитых путешественниках. И девизом урока будут слова главного героя фильма Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Слайд 3


III.Повторение пройденного материала.

Учитель:Давайте узнаем, куда сегодня мы совершим путешествие. Подумайте и скажите, о каком из материков идет речь. Слайд 4

  • самые крупные животные планеты питаются у берегов;

  • самый безмолвный, пустынный;

  • самый изолированный, удалённый;

  • самые сильные ветры;

  • самый безлюдный;

  • самый последний материк, который был открыт;

  • самый южный;

  • самый высокий;

  • самый холодный, самый суровый климат;

  • самая низкая температура – 89,2 С;

  • самый ледяной, 99% территории; мощность до 2000 м;

  • самые большие запасы пресной воды до 80%;

  • самые большие айсберги;

  • самый бедный органический мир;

  • самые многочисленные колонии пингвинов;

  • самый белый;

  • самый загадочный, мало исследованный


Учитель:Конечно, материк Антарктида.

И символом нашего урока будет вот такой пингвин.. Самым активным ребятам на уроке я буду давать

А кто был первооткрывателем Антарктиды? На этом загадочном и суровом материке есть место, к которому стремились путешественники-полярники из разных стран мира. Как вы думаете, что это за место?


Учащиеся:Южный полюс.

СЛАЙД 5

IV. Объяснение нового материала.

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием "Южный полюс”?

Учитель на доске записывает слова-ассоциации детей: снег, холод, опасность, полярная ночь, полярный день и т.д.СЛАЙД 6


Учитель: А вы хотели бы совершить экспедицию на Южный полюс?


Учитель: Тогда представьте: вы собираетесь в дальнее опасное путешествие на полюс. Что бы понадобилось вам для этого путешествия?

Учащиеся отвечают, приводят свои примеры.


Учитель подводит итог ответов ребят. Слайд 7

Слайд 8надежная команда (фото класса).

Слайд 9снаряжение.

Слайд 10способ передвижения.


Учитель: Для того,чтобы наша с вами экспедиция прошла успешно, и мы достигли южного полюса, у нас все имеется, но вот последний пункт - нам надо изучить опыт предыдущих экспедиций. А кто были эти путешественники?Слайд 11.(фото Скотта и Амундсена).


Учитель: Прошу вас выполнить задание: найти биографическую информацию в энциклопедиях об этих путешественниках. Самостоятельная работа с энциклопедиями (2 группы).(Учащиеся зачитывают свои варианты).


Учитель. Итак, мы с вами готовы совершить путешествие к Южному полюсу по маршрутам Роберта Скотта и Руаля Амундсена и выяснить, чем закончились экспедиции этих знаменитых путешественников – полярников?


Учитель: Перед началом путешествия нам нужно размяться и взбодриться.Слайд 12


V.Физминутка(под музыкальное сопровождение).


Антарктида - белый край!

Ты за мною повторяй!

Руки вверх, шире, ниже,

Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!

Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!

О тюленях, о китах, о суровых холодах!

А теперь глаза открой, возвращаемся домой!



VI. Закрепление изученного материала.Групповая работа.


Учитель раздает каждой команде таблицу с параметрами, согласно которым учащиеся должны заполнить все линии сравнения, опираясь на информационный текст. И обозначить на карте маршрут экспедиции.Слайд 13


«Сводная таблица»

Роберт Скотт

Линии сравнения

Руал Амундсен


Команда



Снаряжение, подготовка к экспедиции



Опыт



Способ передвижения




Сроки экспедиции




Погодные условия



Удача



По итогам заполнения таблицы и обозначения маршрут, учащиеся зачитывают свои записи, а учитель тем временем демонстрирует карты с маршрутами на экран с помощью документ-камеры.

Заполненная таблица на экране, которая должна получиться.


Проводим сравнение: экран и команды.Слайд 14.


VII. Обобщение и систематизация знаний.


Учитель:Кто же открыл Южный полюс?

Как мировое сообщество увековечило имена Р.Амундсена и Р. Скотта на географической карте?

В чем, по вашему мнению, заключался подвиг первооткрывателей?

Какими усилиями это было достигнуто?

Для какой команды экспедиция закончилась трагически?


Учащиеся: отвечают Р. Скотта.


Учитель: зачитывает под музыкальное сопровождение

Слайд 15.«…Из дневника Р.Скотта. Последняя запись: "Четверг, 29 марта. С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм. Каждый день мы были готовы идти (до склада всего 11 миль), но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-то надеяться. Выдержим до конца. Мы, понятно, все слабеем, и конец не может быть далек. Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать".

Ниже подпись. Почерк, кажется, совсем не изменился: "Р. Скотт"...

Восемь месяцев спустя специальная спасательная партия нашла полузасыпанную снегом палатку, нашла их тела.


Слайд 16«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»


Эти строки были вырезаны на надгробном кресте, который был поставлен (январь 1913) в Антарктиде на вершине «Обсервер Хилл» в память английского полярного путешественника Роберта Скотта (1868— 1912). Стремясь достичь Южного полюса первым, он, тем не менее, пришел к нему вторым, спустя три дня после того, как там побывал норвежский первопроходец РуальдАмудсен. Роберт Скотт умер на обратном пути.

Цитируется как фраза-символ верности своей цели и своим принципам.



VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Слайд 17Составить синквейны,посвященные герою вашей экспедиции. (Учащиеся зачитывают свои варианты).


Учитель:Как прошел урок? Что вам запомнилось больше всего?

Награждение наиболее активных учениковэмблемами-сувенирами.


IX. Домашнее задание.Нарисовать символ Антарктиды.
















































Приложение №1.

Информационный текст.

Руал Амундсен.

21 июня 1910 года из гавани Осло вышел знаменитый корабль "Фран”, руководит которым норвежец Руал Амундсен. Он уже зимовал на судне в антарктических водах в конце XIX века и также успел прославиться в Арктике. Дружная команда состояла из 19 опытных, закаленных в путешествиях моряков с сильным характером, которые хорошо знали и верили в незаурядного и целеустремленного капитана.

Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта: на целых 100 км ближе к полюсу, чем Роберт Скотт. Норвежцы на лыжах проложили маршрут, оставляя продовольственные склады, последний из которых был поставлен ближе к южному полюсу на 270 км, чем у англичан. Попутно они запасли 60 тонн тюленьего мяса, так что их стая гренландских собак (116 штук) была обеспечена кормом на всю зиму. Долгая полярная ночь использовалась для проверки и ремонта снаряжения.

И вот 20 октября при температуре -20 градусов по Цельсию, 52 отборные лайки тянули 4 нарт со снаряжением и пятью отважными полярниками. На своем пути люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей. "Наконец, 16 декабря 1911 года, в 3 часа дня все дружно закричали: "Стоп! Ура! Ура!” мы внимательно следили за дисками счетчиков, и приборы показывали ту точку, где по расчетам, должен быть полюс. Цель достигнута.” Пятеро закоченевших на морозе рук подняли древко с норвежским флагом на самой южной оконечности земли.

Руал Амундсен со своими друзьями совершил для своей маленькой Родины еще один подвиг. Норвежский отряд осуществил поход туда и обратно за 99 дней, то есть в более сжатые сроки, не выйдя из пределов антарктического лета! И здесь можно лишь снова и снова воздать должное организатору экспедиции, его таланту искусного штурмана.





























Информационный текст.

Роберт Фалкон Скотт.


15 июня 1910 года английский пароход "Терра-Нова” вышел из лондонского порта Кадифф и взял курс на Антарктику. Начальник экспедиции морской офицер Роберт Скотт уже был известен своими путешествиями и исследовательскими зимовками на берегах ледового континента. Его команда состояла из 65 малознакомых полярников. Поэтому экспедиция чувствовала себя не очень уверенно.И вот зимний лагерь разбит, команда направляет свои силы на то, чтобы продвинуть как можно дальше на юг склады с провиантом. Главную ставку Скотт делает на маньчжурских пони и моторные сани. Но теплолюбивые животные страшно страдали от холода: на стоянках приходилось сооружать снеговые валы, чтобы защитить их от леденящего ветра. Да еще бедные животные постоянно проваливались в снег, приходилось их вытаскивать. Не говоря уже об огромном запасе сена, который приходилось вести на санях. Моторные сани сразу вышли из строя. Остается только одна собачья упряжка. Ко всем возникшим просчетам прибавляется неожиданная новость о норвежской экспедиции, которая становится соперником англичан.

По окончанию зимы, на 22 дня позже, чем Амундсен, экспедиция Роберта Скотта в количестве 12 человек отправляется к Южному полюсу. Уже в начале экспедиции моторные сани сломались, и пришлось их бросить. Да и несчастные 11 пони не оправдали себя в таком суровом климате, чтобы сохранить силы людей Скотт принимает решение убить животных. Через несколько недель, видя, что некоторые участники экспедиции совсем ослабели, отправляет их на собачьей упряжке обратно в лагерь. С тех пор как группа сократилась, груз на санях пришлось увеличить, скорость передвижения замедлилась и стала 20 км в день. Скотт знал, что ведет борьбу не на жизнь, а на смерть, но сдаваться не хотел. Он никому не хотел уступать возможного триумфа, прежде чем не сделал все возможное. Боязнь, что они придут слишком поздно, лишает людей сна. Но если бы он знал, что давно проиграл!

И вот в сумерках 18 января 1912 года настает решающий день. Надежда придает силы смертельно уставшим людям, еще несколько часов, и тогда… Но подойдя к заветной южной точке, они увидели палатку с норвежским флагом. Ровно за месяц до них полюс был покорен. "Норвежцы нас опередили! Ужасное разочарование! И мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть”. Водрузив английский флаг, экспедиция отправилась в обратный путь.

Люди быстро теряли силы. Неожиданно умирает самый молодой из них - Эванс. Он отморозил руки и ноги, понимая, что он стал обузой для других, на одной из ночевок покинул палатку, добровольно уйдя на смерть. Трое из оставшихся в живых путешественников надолго застряли в пути из-за жестоких метелей. До ближайшего вспомогательного склада, где их ждала пища, тепло было 11 км, всего 11 из 1600! Километры, которые они полностью прошли в оба конца. Но их на веки остановила нескончаемая пурга. Тела Бауэра, Уилсона и Скотта, спустя 8 месяцев (!) обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа.













Приложение №2.

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ

КОМАНДА РОБЕРТА СКОТТА.


КОМАНДА


Малознакомые

доходят

СНАРЯЖЕНИЕ, ПОДГОТОВКА К ЭКСПЕДИЦИИ


Продовольственные склады,



ОПЫТ





СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ




СРОКИ ЭКСПЕДИЦИИ




ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ




УДАЧА






КОМАНДА РУАЛЯ АМУНДСЕНА.


КОМАНДА


опытных


дошло


СНАРЯЖЕНИЕ, ПОДГОТОВКА К ЭКСПЕДИЦИИ



на 100 км ближе

продовольственные склады ближе


ОПЫТ




СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ





СРОКИ ЭКСПЕДИЦИИ





ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ



УДАЧА







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!