7 класс
АЛГЕБРА
Урок №38
Тема: Возведение в степень произведения и степени.
Тип: урок изучения нового материала.
Цели: формирование навыка возведения в степень произведения и степени.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Добрый день, ребята! Предыдущие два урока мы занимались изучением степеней, и сегодня мы продолжим этим заниматься. А задумывались ли вы, какие учёные занимались изучением степени? Оказывается, что изучением степени занимался сам Пифагор, а учёный Рене Декарт первый ввёл обозначение степени. М.В.Ломоносов говорил: «Пусть кто – ни будь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, то без них далеко не уедешь». И в верности этих слов вы сможете убедиться при изучении алгебры.
II. Проверка выполнения домашнего задания
Ученики с учителем обсуждают решение заданий, которые они должны были выполнить дома.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
Проводится фронтальный опрос:
– Что мы уже знаем о степени?
– Что называется показателем степени?
– Что называется основанием степени?
– Какие свойства степеней вы изучили на прошлом уроке?
– Как умножать степени?
– Как делить степени?
– Чему равна степень с нулевым показателем? Для каких оснований степени?
– Решите примеры (примеры должны быть записаны на доске):
а) 48 ∙ 42; б) ; в) .
IV. Постановка темы и целей урока
Учитель на доске записывает тему урока.
– Ребята, сегодня вы узнаете новые свойства, будете учиться возводить в степень произведения и степени.
V. Формирование новых знаний учащихся
– При возведении в степень произведения чисел каждое число возводится в эту степень результаты перемножаются, т.е. (ab)п = aпbп (a и b – любые числа, п – натуральное число).
Данное свойство можно использовать при умножении любого числа множителей.
Отсюда получается свойство:
Чтобы возвести в степень произведение, достаточно возвести в эту степень каждый множитель и результаты перемножить.
Давайте попробуем возвести произведение 4ар в третью степень:
(4ар)3 = 43а3р3= 64а3р3.
Существуют выражения такого типа: (а3)4. Давайте разберёмся, что это за выражение. Выражение (а3)4 есть степень, основание которой само является степенью. Это выражение можно представить в виде степени с основание а:
(а3)4 = а3а3а3а3 = а3 + 3 + 3 + 3 = а3 ∙ 4.
Для любого числа а и произвольных натуральных чисел m и n
(am)n = amn
Теперь мы можем сделать вывод, что при возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают.
VI. Решение упражнений
№428 – письменно, выполняется с мест;
№430 – письменно у доски;
№431 – письменно у доски;
№433 – письменно у доски;
№435 – работа в парах;
№436 – письменно у доски;
№438 – письменно у доски;
VII. Закрепление изученного материала
– Что надо сделать, чтобы возвести в степень произведение?
– Что надо сделать, чтобы возвести степень в степень?
VIII. Подведение итогов урока
Учитель выставляет оценки.
IХ. Анонс домашнего задания
Прочитать п. 20 (§7)
Решить № 429, 432, 437, 439.