СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Административно-территориальная и сословная реформа.Класс:8

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реформы местного управления

Органы управления губерний и уездом

Цели сословной политики. «Жалованная грамота дворянству»

 Политика по отношению к купечеству и городам

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Административно-территориальная и сословная реформа.Класс:8»

Конспект урока: Административно-территориальная и сословная реформа(Екатерина2)

Класс:8

Цель урока: Формирование представлений о сущности и значении губернской реформы, целях и мерах сословной политики Екатерины II

План:

1. Реформы местного управления

2. Органы управления губерний и уездом

3. Цели сословной политики. «Жалованная грамота дворянству»

4. Политика по отношению к купечеству и городам

Личностно значимая проблема: Как создавалась система территориального деления и местного управления? Каким образом при Екатерине II происходило укрепление сословного строя?

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: вводная беседа, работа с учебником

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Овладение понятийным аппара-

том темы урока. Знание основных

 дат. Умение составлять схему местного управления. Умение определять цели и характер сословной политики Екатерины II. Умение систематизировать информацию учебника и исторических источников о сословной политике Екатерины II в форме таблицы. Умение оценивать значение и результаты губернской реформы и

сословной политики Екатерины II

Познавательные УУД: умение да-

вать определения понятий, анали-

зировать текст, преобразовывать

информацию из одной формы в

другую, устанавливать причинно-

следственные связи, проводить

сравнение, делать выводы.

Регулятивные УУД: владение навыками целеполагания, самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД: слушать

и отвечать на вопросы учителя,

умение представлять и сообщать

конкретное содержание в устной и

письменной форме

Способность выбирать це-

левые и смысловые установки своей деятельности.

Умение соблюдать дисцип-

лину на уроке. Познава-

тельный интерес к истории

России. Оценочное мнение

о сословной политике

Екатерины II и преобразо-

ваний в области местного

управления-





 

Актуализация:

1)      Какие идеи составляли основу взглядов деятелей европейского Просвещения? *Чем можно объяснить то, что некоторые из этих идей получили поддержку отдельных европейских монархов?

- В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

2)      Объясните, каким образом Екатерина II оказалась в числе «философов на троне»?

3)      Охарактеризуйте мотивы и результаты секуляризации церковных земель, проведенной Екатериной II.

4)      Охарактеризуйте основное содержание «Наказа» Екатерины II. Как сочетались в нем просветительские идеи и защита устоев Российского государства?

5)      Проблема. Почему Екатерине II не удалось в начале царствования составить свод законов империи?

Послушайте   высказывания  историка Н. М. Карамзина и французского  просветителя  Гельвеция   о русской императрице Екатерине II.

Карамзин Н.М.: «Громки  и велики были дела Екатерины, твердо вошедшие в полном блеске своем, в несокрушимой силе совершившихся событий… Екатерина внесла в Русское общество просветительные и животворные стихии, и внесла их не крутыми мерами»

Французский  просветитель  Гельвеций:

«Она защитница от азиатского деспотизма».

- Можно ли назвать  Екатерину II просвещённой государыней?

Да, можно. 18 век - это век Просвещения. Правители многих стран, в том числе и Екатерина Великая старались проводить реформы в духе идей Просвещения. Это была попытка Екатерины II  разделить власть с обществом.

- Познакомьтесь с высказыванием Екатерины II о государственных порядках.

«Российская империя столь велика, что любая власть, кроме власти суверена, приносит ей ущерб, ибо другая власть медленнее осуществляется и содержит бесчисленное множество страстей, которые ведут к фрагментации центральной власти; только единый суверен обладает средствами ограничения зла и считает общественное благо своим собственным».

- Соответствует ли высказывание Екатерины  II идеям европейского Просвещения о государстве?

Высказывания самой императрицы, где говорится о разделении властей, противоречат идеям Просвещения о государстве. Екатерина II считала, что для России подходит только  монарх (суверен), власть которого неограниченна.

- Сравните оценку Екатерины II историка Н.М. Карамзина и французского просветителя Гельвеция и её собственные высказывания. В чём противоречие?

- Какой возникает вопрос?

- По одному документу Екатерина II выступает против деспотизма, по другому – поддерживает его.

Проблема: Реформы Екатерины II соответствовали идеям  Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей?

- Чтобы ответить на поставленный вопрос, посмотрим, что изменила в стране Екатерина II после 1775г?

Екатерина  II провела  ряд  реформ, которые были связаны с реформами государственного  управления: губернскую реформу 1775г, реформу судов, а также реформы в отношении дворян и купечества.

- Нам предстоит выяснить причины и последствия этих реформ.

Изучение нового материала

1. Первый вариант изучения вопроса — предложить учащимся ознакомиться с главным вопросом урока, поработать с учебником и заполнить таблицу

Работа по рядам

1 группа – Реформы местного управления

2 группа – Органы управления губернией и уездом

3 группа  – Судебная реформа

4 группа  - Жалованная грамота дворянству и городам

5 группа – политика по отношению к купечеству и городам

«Реформы Екатерины II в конце 70-х — 90-е годы XVIII в.»:

Дата

Реформа

Основные положения

Значение, результат

1775 г

Губернская реформа

- создание двухзвенной системы управления – губерния и уезд;

- организация на губернском уровне отраслевых органов управления;

- образование отдельных судебных органов;

- привлечение к местному управлению представителей сословий.

Упорядочилась система местной власти. Появилась сильная власть на местах  во главе с губернатором. Страна была разделена на 50 губерний. Стали открываться газеты и театры, больницы и народные училища.

1775г.

Судебная реформа

 

Используя теорию разделения властей, совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных.

Суд впервые получил независимость от административных органов, а также был четко структурирован для каждого сословия отдельно.

1785г.

Жалованная грамота дворянству и городам

 

«Жалованная грамота городам»  в 1785 г. определила систему управления в городах и в стране в целом.

 

Данные документы закрепили сословную структуру населения города, разделив его на 6 разрядов с различными правами; расширили  привилегий дворян. Екатерина II четко обозначила те сословия, на которые она планировала опираться сама, и из которых делала элиту России.

Городское самоуправление не имело широких полномочий,   было под контролем губернатора и чиновников.



1. Реформы местного управления

В 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Оно положило начало осуществлению реформ местного управления. Ознакомьтесь с основными принципами  реформы :

- создание двухзвенной системы управления – губерния и уезд;

- организация на губернском уровне отраслевых органов управления;

- образование отдельных судебных органов;

- привлечение к местному управлению представителей сословий.

Накануне губернской реформы в Российской империи было 23 губернии, 66 провинций, около 80 уездов. С целью упорядочения сбора налогов Екатерина II провела разукрупнение губерний. В результате к 1795 г. насчитывалось уже 50 губерний. Губернию составляла территория с населением в 400 тыс. душ, на территории уезда проживало около 30 тыс. душ.

2. Органы управления губерний и уездом

Во главе губерний были поставлены губернаторы и генерал-губернаторы, которые были названы «хозяевами губерний» и сосредоточивали в своих руках всю полноту власти на местах. Губернаторы отчитывались перед императором и Сенатом. Во главе уезда стоял капитан-исправник.

Задание: Ознакомиться со схемой губернского управления по реформе 1775 г. Какими полномочиями владел каждый уровень власти? Назовите результаты губернской реформы управления.

В 1775 г. была проведена судебная реформа, которая носила сословный характер, т. е. была создана система судов для сословий. Используя теорию разделения властей, Екатерина отделила судебную власть от исполнительной.

В: Что за теория? Почему Екатерина её использовала?

Задание: Ознакомиться со схемой Судебной системы 

Все сословия кроме крепостных должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получило свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан – городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор.  Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях палаты уголовного и гражданского суда.  В отдельную административную единицу был выделен город. В городах вводился строгий полицейский контроль.

Так, для городских жителей низшей судебной инстанцией был городской магистрат (его члены избирались на три года), апелляционной инстанцией для городского магистрата был губернский магистрат (два председателя и заседатели, избираемые из жителей губернского города), для государственных крестьян низшей судебной инстанцией стала уездная нижняя расправа (назначаемые властями чиновники), апелляционной инстанцией для нижней расправы была верхняя расправа (дела вносились под денежный залог в 25 руб. в течение недельного срока).

3. Цели сословной политики. «Жалованная грамота дворянству»

Учащимся предлагается прочитать текст в учебнике и ответить на вопросы.

Вопросы: 1. Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком дворянства»? 2. Какие новшества внесла Екатерина II в положение дворян по сравнению со своими предшественниками?

Далее учащимся предлагается ознакомиться с документом на стр.96-97 и ответить на вопросы.

Д о к у м е н т

Из Жалованной грамоты дворянству, 1785 г.

1-е. Дворянское сословие есть следствие, исключающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

2-е. Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того исстари, ныне да пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо…

15-е. Телесное наказание да не коснется благородного...

17-е. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.

18-е. Подтверждаем благородным, находящимся на службе, дозволение службы продолжить и от службы просить увольнения по сделанным на то правилам...

20-е. Но как благородное дворянское название и достоинство исстари, ныне и впредь приобретается службою и трудами империи и престолу полезными… и для того во всякое таковое Российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему делу нужна и надобна, тогда всякий благородный дворянин обязан по первому призыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной...

24-е. …Да не дерзнет никто без суда и приговора в силу законов тех судебных мест, коим суды поручены, самовольно отобрать у благородного имение или оное разорять...

28-е. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням...

33-е. Подтверждается благородным право собственности, дарованное милостивым указом от 28 июня 1782 г., не только на поверхности земли, каждому из них принадлежащей, но и в недрах той земли и в водах, ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произрастания…

35-е. По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя.

36-е. Благородный самолично изъемлется от личных податей.

Вопросы: 1*. Можно ли считать, что дворянство получило гражданские права? Какое значение имел этот документ? 2*. Можно ли считать, что самодержавная власть стала теперь ограниченной? 3. Чем отличается этот документ от Манифеста о вольности дворянства (1862)?

В 1785 г. дворянство приобрело все признаки сословия:

Ø  их сословные права были закреплены в законе,

Ø  права являлись наследственными,

Ø  дворянство имело сословную организацию в виде уездных и губернских Дворянских

Ø  собраний.

С точки зрения доходов и образования дворянство делилось на мелкопоместное, среднепоместное и крупнопоместное. Мелкопоместные дворяне, имевшие крепостных мужского пола менее 20 душ, считались бедными. Среднепоместные дворяне имели от 21 до 100 крепостных, крупнопоместные — более 100 душ крепостных. Личные дворяне не имели права владеть крепостными, основной доход им приносило жалованье или пенсия за службу. Вследствие того что они были в невысоких чинах, их жалованье и пенсия были небольшими, поэтому по уровню жизни личные дворяне относились к дворянству мелкопоместному неслужащему.

4. Политика по отношению к купечеству и городам

Городовое положение 1785 г. закрепило разделение городских обывателей на категории: гильдейское купечество, мещанство и цеховые. Принадлежность к 1-й, 2-й и 3-й гильдиям определялась размером объявленного капитала, от которого зависело и налогообложение. Для записи в соответствующую гильдию был установлен имущественный ценз: для 1-й — 10 тыс. руб., для 2-й — 1 тыс. руб., для 3-й —500 руб. Остальные лица, не имевшие необходимого капитала, были отнесены к мещанам или цеховым. Также среди горожан была введена еще одна категория — именитых граждан. К ним относились крупнейшие купцы и банкиры.

V.                  Решение  проблемы урока

Реформы Екатерины II соответствовали  идеям  Просветителей или это было лицемерное провозглашение новых ценностей?

Вопросы учителя:

Какой ответ на проблему урока вы можете дать?

Как было найдено решение проблемы?

Возможные ответы обучающихся:

Преобразования  Екатерины II отчасти соответствовали идеям  Просветителей,  так  как некоторые реформы, которые проводила Екатерина II, отражали идеи Просвещения – судебная, частично местного управления.

И в тоже время преобразования  Екатерины II не  соответствовали идеям  Просветителей,  так как  реформы, которые проводила Екатерина II, не затрагивали  основ самодержавия и крепостного права.

VI. Первичное осмысление и закрепление изученного

Как создавалась система территориального деления и местного управления?

Каким образом при Екатерине II происходило укрепление сословного строя?

Итоги урока. Рефлексия

Что нового узнали на уроке…

Что получилось (не получилось) в течение урока…

VIII.  Домашнее задание

Дополнительный материал

Одним из первых преобразований императрицы стала реформа Сената в 1763 г. Изначально Екатерина хотела превратить его в Императорский совет, который будет наделён законодательными полномочиями. Другими словами, она собиралась ограничить собственную власть. Но затем передумала и поделила Сенат на шесть департаментов, оставив за ним исключительно судебные функции. 

В 1775 г. была проведена губернская реформа. Она стала реакцией императрицы на восстание под руководством Е. Пугачёва в 1773–1775 гг. Чтобы не допустить повторения народных бунтов, Екатерина II решила усилить эффективность управления на местах. Для этого число губерний увеличилось с 15 до 50, а провинции, учреждённые ещё Петром I, были упразднены — вместо них появились уезды. Формируется двухуровневая система управления «губерния — уезд», которая просуществует вплоть до 1917 г. Так как столицей губернии должен быть город, пришлось «повысить в звании» некоторые крупные сёла. Если у новоиспечённого города не было герба, его разрабатывала специально созданная комиссия. 

7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.

Во главе губернии стоял губернатор. Несколько небольших по размеру губерний объединяли в наместничества и отдавали под власть одного должностного лица — генерал-губернатора. Губернатор руководил административным органом — губернским правлением. Под его началом работала казённая палата, занимавшаяся сбором податей. Деятельность казённой палаты контролировал вице-губернатор. Правление также контролировало управу благочиния (аналог современной полиции), которой руководил полицмейстер. Наконец, в каждой губернии был приказ общественного призрения (от слова «призреть» — позаботиться о ком-то), который ведал больницами, детскими приютами, домами престарелых. Уездным городом управлял городничий, полицией там руководил капитан-исправник. 

 

Важным этапом губернской реформы стало преобразование судебной системы. Суд отделили от административных органов и разделили по сословному принципу. Для дворян первой инстанцией был нижний земский суд, который располагался в уезде. Следующий этап — верхний земский суд в губернии. Для мещан и купцов первой инстанцией был городовой магистрат, второй инстанцией — губернский магистрат. Для крестьян — нижняя расправа и верхняя расправа. Всеми этими судебными органами в губернии руководила судебная палата. Она рассматривала наиболее важные дела. В неё можно было подать апелляцию, если решения предыдущих инстанций не удовлетворяли участников процесса. Деятельностью губернских судебных палат руководил Сенат. Он был высшей судебной инстанцией, куда можно было подать апелляцию в случае несогласия с приговором. На месте деятельность судебной системы контролировал прокурор. Судьи нижнего земского суда избирались из числа дворян, проживающих в губернии. На остальные должности назначались чиновники. 

Также губернской реформой был учреждён Совестный суд, который рассматривал дела, не попадавшие под юрисдикцию всех перечисленных выше судов: например, о разделе имущества между родственниками, нанесении лёгких телесных повреждений. Встречались также дела в отношении несовершеннолетних или по обвинению в колдовстве. Основной задачей судьи на Совестном суде было примирение спорщиков.

Одним из последствий губернской реформы стала ликвидация большинства коллегий: их полномочия перешли к губернаторским правлениям. Реформа упорядочила административно-территориальное деление страны, которое сохранялось вплоть до 1917 г. Она способствовала выстраиванию эффективной на тот момент судебной системы, которая просуществует до 1864 г. Негативным последствием реформы стало увеличение количества чиновников и, как следствие, коррупции. Наиболее ярко мир губернского чиновничества описал Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор». 

Важным этапом в жизни российского общества стало принятие Жалованных грамот дворянству и городам в 1785 г. — подробно о них рассказано в статье «Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.». 

Одним из направлений политики «просвещённого абсолютизма», по замыслу Екатерины II, было просвещение нации. В 1786 г. она провела школьную реформу, впервые создав в России систему бессословного образования. Подробно о ней читайте в статье «Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России». 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!