Конспект урока 9 класс по Истории Отечества на тему: « Культурное развитие Луганского края в 19 веке»
Дата:________________________
Цель: образовательная: образовательная: сформировать систему знаний об особенностях развития и основных достижениях русской культуры XVII века в области искусства, науки и образования. развивать творческие способности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; систематизировать пройденный материал .воспитывать чувство глубокого уважения к культурному прошлому своего края .
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник История Отечества 9 класс Анпилогова Т.Ю., Благушина Л.В., 2020 год; конспект урока. фрукты «эмоции» для рефлексии;
Планируемые результаты: предметные: давать определения историческое значения , применять приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития культуры Луганщины в XХ в. метапредметные УУД- 1) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению духовной и материальной культуры Луганщины;.
План урока:
1. Основные направления научных исследований.
2. Развитие образования.
3.Выдающиеся педагоги Луганщины.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Как у вас настроение? Готовы вы сегодня работать?
(ответы учащихся)
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний( сообщить о теме урока, постановка цели урока)
1. Основные направления научных исследований.
Учитель: Промышленный переворот середины ХІХ в. в Российской
империи привел к серьезным изменениям в экономической сфе-ре, общественно-политической и культурной жизни общества. Началось активное освоение угольных залежей Донбасса, строительство предприятий тяжёлой промышленности, создание железных дорог. Быстрое экономическое развитие Луганского края обусловило дальнейшую урбанизацию региона, появление новых тенденций в архитектурной застройке городов и поселков, рост спроса на специалистов с высшим и профессиональным образованием, реформирование системы образования.
Вопрос к классу:
1.Какие города стали центром промыш.Луганщины?
Работа с учебником (учащийся самостоятельно определяют центр промышленности на Луганщины)
С.79-80стр.
Запись в тетради!
1808 г. культурным и экономическим центром Луганского края являлся Славяносербск, имевший статус уездного города.
1882 г. уездным городом стал посёлок Луганский завод
Прославляли Луганщину многие известные ученые в сфере металургии, инженерии, геологии : Е. Ковалевский, бра-тья Носовы, Г. Гельмерсен, И. Тиме, А. Мевиус, А. Оливьери.
Учащийся зачитывают биографию ученых ,которые прославляли Луганщину.
Физминутка
2.Развитие образования. Выдающиеся педагоги Луганщины.
Учитель: В 1860–1870 гг. в Российской империи были проведены ре-формы, которые кардинально изменили жизнь общества. Одной из наиболее важных являлась крестьянская реформа 1861 г., от-менявшая крепостное право. Многие крестьяне стали свободны-ми и устремились в города и промышленные поселки, где могли найти себе работу на заводах и фабриках.
Вопрос классу:
1.Как вы думаете почему крестьяне не могли найти себе достойную работу в городе?
(Ответы учащихся)
Работа с учебником с.83
Школьная реформа-1864 г. Она давала населению возможность,
независимо от сословия и пола, получать начальное, среднее и высшее обра.зование
Земская реформа 1864 г.
Запись понятия !
Земства – выборные органы местного самоуправления, которые ведали здравоохранением, просвещением, строи-тельством дорог, вопросами развития культуры, занимались благотворительностью.
Учитель: Эти и другие реформы привели к кардинальному изменению системы образования на Луганщине. В дореформенный период основным типом учебных заведений были начальные горные школы и заводские училища, готовившие специалистов для Лу-ганского завода и каменноугольной промышленности Лисичан-ска. В 1860-е гг. действующие горные школы были переведены под контроль Министерства народного просвещения Российской империи. Началось создание новых типов учебных заведений.
Начальное образование теперь давали земские, городские, фабрично-заводские и церковно-приходские школы.
Запись понятия !
Земские школы – это начальные школы в Российской империи, открывавшиеся земствами.
Самостоятельная работа учащихся
Записать подробно о том какие школы были сформированы на Луганщине?
В 1867 г. в Славяносербском уезде уже действовало 10 зем-ских школ. В них учились дети разных сословий.
В фабрично-заводских школах, как правило, образование по-лучали дети заводских рабочих.
Еще одной разновидностью начальных образовательных уч-реждений были церковно-приходские школы. На конец ХІХв. в Сла-вяносербском уезде насчитывалось 39 церковно-приходских школ,В которых обучалось 1711 детей.
Особое значение в этих школах придавалось изучению церковнославянского языка и церковного пения. Преподавали в них священники, реже – дьяконы или пса-ломщики. Светские учителя допускались к обучению детей только под контролем духовенства. В г. Луганске такие школы действова-ли при Петропавловской, Казанской и Преображенской церквях. Финансирование школы получали из городской казны.
1899-училище имени А.С.Пушкина
в 1878 г.- одноклассная школа Помещение школы Х. Алчевской
народная школа Хрстины Алчевской в с. Алексеевке.
С 1887 г. в ней преподавал учи-тель-новатор Борис Гринченко со своей супругой, писательницей Марией Загирной. Обучали алфавиту и звуковыми методами граматики;
3.Педагоги Луганщины
С.86-87
Рыжков Семен Мартынович – учитель-новатор , депутат Государ-ственной думы I созыва от Екате-ринославской губернии. Работал народным учителем в Павлоградском и Славяносербском уездах, был учи-телем в Васильевской земской школе.
Развитию образования и культуры в Луганске содействовал первый директор Луганского виноочистного завода Николай Иванович Стефанович. При луганском казённом складе №6 (так назывался завод в начале ХХ в.) он основал начальную шко-лу, в которой вместе с супругой учил грамоте детей рабочих. В школе действовала библиотека и общество «Просвещение». Николай Федорович Чернявский. Его книга «Донецкие со-неты» была одной из первых художе-ственных книг, изданных на Донбассе.
Главной темой литературного творче-ства Н. Чернявского стала тема тяжело-го шахтерского труда и любви к Родине, ее природе, культуре, народу.Важную роль в подготовке специ-алистов рудного дела на Луганщине играла штейгерская школа, откры- Н. Чернявский тая в Лисичанске в 1872 г. по указу императора Александра ІІ.
Штейгер – горный мастер, заведующий работами на руднике
Подведение итогов:
Закрепление материала:
1.Какие способствовали развитию культуры и образованию на Луганщины?
2.Назовите известных педагогов Луганщины в 19 веке?
3.Составте сиквейн: Рыжков Семен Мартынович
Николай Федорович Чернявский.
Рефлексия:
Определите свое настроение в конце урока?
Домашнее задание:
Выучить конспект, тема № 6,с.88-95 с. 95 выполнить таблицу