География. Класс: 9. Тема: Население Сибири
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: Комбинированный с использованием информационных технологий.
Педагогические технологии: деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, ИКТ – технологии
Цели:
Образовательные: выявить этапы освоения и заселения территории, какие народы проживают, раскрыть особенности расселения населения по территории Сибири.
Развивающие: уметь работать с картами атласа и текстом, анализировать и преобразовывать текст, делать выводы, строить монологическое высказывание, сотрудничать с другими учениками и учителем.
Воспитательная : привитие любви к своей стране, толерантного отношения к другим народам.
Планируемые результаты:
Предметные: Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и передачу необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формы работы: фронтальная, работа в группах, в парах, индивидуальная
Опережающее задание: учащиеся заранее были разделены на группы. Задание: используя различные источники информации составить характеристику народа.
УМК: учебник А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким География России. Хозяйство и географические районы 9 класс; М: Дрофа, 2022; атлас
Ход урока:
1.Организацианный этап:
2. Актуализация знаний (фронтальная беседа):
- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
- В чем проявляется суровость климата северных морей?
Слайд 1,2
- Северный морской путь. (Протяженность Северного морского пути, Через какие города проходит Северный морской путь?, Что перевозят с запада на восток?, Что перевозят с востока на запад?, Преимущества Северного морского пути) Какое значение имело освоение Северного морского пути?
- Чем отличаются друг от друга арктические моря?
- Дайте характеристику Арктических морей России
3. Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации
Сегодня мы продолжим изучать Азиатскую часть Росси
Сибирь - регион, крупнейший по площади, сосредоточены почти все минеральные ресурсы страны, большие запасы пресной воды, рыбы, пушнины. Истощение запасов природных ресурсов на европейской территории России ведет к расширенному освоению территории Сибири. Но проблемы Сибири не решены. Каковы трудности в освоении региона? Как их решить?
От Урала на восток К Енисею путь далек. От степей до тундр Ямала Расстояние немало. Где поселимся, друзья, Где жить можно, где нельзя? Местность ровная, как стол, К центру от краев уклон.. | Не трясет, вулканов нет, Проживем без всяких бед Ямбург, Уренгой, Надым, Омск, Тюмень или Ишим? Или выберем Сургут, Нефти с газом много тут |
- Как будет звучать тема нашего урока? О какой территории идёт речь в стихотворении? (О Сибири. Западная Сибирь, Восточная Сибирь, О населении Сибири)
- Назовите тему урока? (Население Сибири)
Слайд 3
- При изучении темы Население Сибири, какие вопросы мы должны будем рассмотреть?
Цель урока: (Познакомиться с этапами освоения и заселения Сибири,
изучить этнический и религиозный состав населения, коренные народы Сибири)
4. Первичное усвоение новых знаний
Слайд 4,5
- Какие субъекты РФ входят в состав Западной Сибири? (Западно-Сибирский экономический район —состоит из 9 субъектов Федерации: Тюменская область (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), Омская область, Новосибирская область, Томская область, Алтайский край, Кемеровская область, Республика Алтай).
Слайд 6
- Покажите эти субъекты на карте
Слайд 7
- Какие регионы входят в состав Восточной Сибири? (Красноярский край, Иркутская область, Забайкальский край (главный город - Чита), республика Бурятия (главный город - Улан-Удэ), республика Хакасия (главный город - Абакан) и республика Тува (главный город - Кызыл).
Слайд 8
- Покажите эти субъекты на карте
Изучение темы мы начнем с этапов освоения и заселения Сибири
Поиск способа решения проблемной ситуации
Слайд 9
Учитель: Вспомните из курса Истории России. Как началось освоение и заселение Сибири русскими?
Слайд 10
Предлагаю заполнить таблицу.
Задание 1: заполнить таблицу «Этапы освоения территории Сибири». Стр. 243-247)
1. Как шло освоение Сибири в 16-17 веках?
2. Как шло освоение и заселение Сибири в 18 веке?
Слайд 10,11
Этапы освоения Сибири | Образования городов и места проживания |
16- 17 в. Освоение Сибири Русскими землепроходцами. Возникновение первых городов. | Походы Ермака. Появление первых городов: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Сургут (1594), Обдорск (1595-Салехард), Томск (1604), Енисейск (1618), Красноярск (1628), Якутск (1632), Охотск (1648) – первый порт на Тихом океане. |
17-18 в вынужденное бегство старообрядцев, ссылки мятежников. декабристов | Забайкалье |
Начало 18 века свободные (беглые) крестьяне | Юг Западной Сибири |
Учитель: А что такое «Мангазея»?
Ученик: центр пушной торговли в 1601 году.
На следующем уроке мы с вами продолжим изучение темы: «Освоение Сибири»
Сделаем вывод: Как шло заселение Сибири? (Заселение Сибири шло массово и вынужденно).
Слайд 12
- Где проходит главная полоса расселения населения по территории России и почему она сформировалась именно так? (Главная полоса расселения в России проходит через: Центральную Россию; г. Алтай (юго-запад Сибири). Более благоприятные природные, климатические условия)
Учитель: Что такое коренной, титульный народ?
Ученик: Титульный народ, титульная нация: в международном праве - народ, в честь которого названо населяемое им государство. В России эта та республика, где проживает большинство народов своей нации.
Учитель: Какой титульный народ, и в каких республиках РФ проживает?
Ученик: чеченцы в Чеченской республике, ингуши в Ингушетии, татары в Татарстане, чуваши в Чувашской республике и т.д.
Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Учитель: А какие народы проживают в Сибири?
Нам необходимо выяснить этническое многообразие Сибири.
Слайд 13,14
Задание 2: Используя карты Атласа стр. 8-9 заполнить таблицу (последний столбец дома). (5 мин.)
Слайд 15
Народ | Языковая семья и группа | Место проживания | Традиционные занятия |
Русские | Индоевропейская, славянская | повсеместно | |
Буряты | Алтайская, монгольская | Бурятия, Иркутская обл., Забайкальский край | |
Тувинцы | Алтайская, тюркская | Респ. Тыва | |
Хакасы | Алтайская, тюркская | Респ. Хакасия | |
Алтайцы | Алтайская, тюркская | Респ. Алтай | |
Шорцы | Алтайская, тюркская | Кемеровская область | |
Татары | Алтайская, тюркская | Юг Западной Сибири, Тюменская область | |
Ханты | Уральская, финно-угорская | Ханты-Мансийский АО - Югра | |
Манси | Уральская, финно-угорская | Ханты-Мансийский АО - Югра | |
Ненцы | Уральская, самодийская | Крайний Север Сибири | Оленеводство, охота, рыболовство |
Селькупы | Уральская, самодийская | Крайний Север Сибири | Оленеводство, охота, рыболовство |
Нганасаны | Уральская, самодийская | Крайний Север Сибири | Оленеводство, охота, рыболовство |
Долганы | Алтайская, тюркская | От Енисея до Тихого океана | Охотники, оленеводы |
Эвенки | Алтайская, тунгусо-маньчжурская | От Енисея до Тихого океана | Охотники, оленеводы |
Слайд 16
Коренные народы Сибири
Опережающее задание: учащимся заранее было выдано задание.
Задание: используя различные источники информации составить характеристику народа.
1. Коренные народы Западной Сибири 2. Народы Восточной Сибири
Слайд 17
- Какой вывод можно сделать? (Для Сибири характерно этническое многообразие, но большую часть населения составляют русские).
5. Этап. Первичное закрепление:
1. Сформулируйте по 1 вопросу к изученной теме.
Слайд 18
6. Этап Рефлексия учебной деятельности:
А теперь продолжить фразу:
1.Сегодня я узнал (а)................
2.Было интересно................
3.Было трудно......................
4.Мне захотелось.................
5.Я понял(а), что …..................
6.Урок дал мне......................
Слайд 19
7. Этап. Домашнее задание:
п.46, закончить таблицу.