СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия 4 класс»

Э.Грига «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля»

Цель: Знакомство с симфонической сюитой «Пер Гюнт».

Задачи: закрепление представлений о музыкальном языке, средствах музыкальной выразительности;

развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, формирование положительных сторон характера.

Оборудование: компьютерная презентация; музыкальный материал: фрагменты из симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля»; мультфильм

Ход урока.

Слайд 1.

Организационный момент

Колокольчик наш поет, на занятие зовет.

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать… урок!

Здравствуйте ребята

- Здравствуйте.

Актуализация знаний

Ребята, чтобы узнать о каком музыкальном произведении мы будем говорить вам нужно разгадать ребус

Ученики: О скрипке.

Учитель: Что вы знаете о скрипке?

Ученики: Скрипка – это струнно-смычковый инструмент, у которого 4 струны.

Учитель: Молодцы. А как называется песня, которая рассказывает о чудодейственной силе скрипки?

Ученики: «Волшебный смычок».

Учитель: Правильно. Почему она называется «волшебный» смычок?

Ученики: Потому что, от игры музыканта на скрипке все начинали веселиться и танцевать. Слайд 2.

Учитель: Кто мне скажет, кто сочинил эту песню, если она относится к норвежской народной песне?

Ученики: народ.

Учитель: Правильно, норвежский народ. А вы слышали про такую страну Норвегия?

О: ответы учащихся

У: Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в эту удивительную, северную страну - Норвегию. Слайд 3.

Слайд 4. Представьте себе величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. О красоте этой страны в своей музыке рассказал норвежский композитор Эдвард Григ. Слайд 5.

В Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор – родился и вырос этот композитор, портрет которого вы видите”. (портрет композитора Э.Грига)

Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная для постановки спектакля, драмы, писателя Генрика Ибсена под названием сюита «Пер Гюнт». Слайд 6.

Ребята, как вы думаете, как может называться тема нашего урока?

Ученики: Сюита «Пер Гюнт»

Слайд 7. Правильно. Тема нашего урока Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». Что же такое сюита?

Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

Слайд 8. Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше Пер Гюнте - смелом, обаятельном парне, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Куда только ни заносила его судьба. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу, Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем произведение Э.Грига «Утро» и подумаем, что же он представлял. Слайд 9. Слушание:

У: О чем рассказывает эта музыка?

О: Пробуждении природы.

Учитель: Молодцы, музыка нам рассказывает о пробуждении природы, о красоте родного края.

У: Какой характер этой мелодии?

Ученики: песенный.

Учитель: Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности?

У: Какая звучала мелодия?

Ученики: плавная, спокойная

Учитель: Какой темп? Быстрый, умеренный, медленный?

Ученики: умеренный темп.

Учитель: Звучание, каких инструментов вы слышали? Кто вначале солирует, поет главную мелодию?

Ученики: Флейта.

Учитель: Правильно, композитор использовал флейту в этой части, потому что звучание этого инструмента напоминает пение птиц.

Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется?

Ученики: повторяется.

Учитель: Этот повтор одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что?

Ученики: сила звучания музыки, прибавляются музыкальные инструменты.

Учитель: Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций). А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать?

Ученики: постепенное пробуждение природы.

Учитель: А как вы услышали, что солнце взошло?

Ученики: музыка стала звучать громче. Слайд 10

Учитель: Ребята какую картину вы себе представили?

О: Ответ уч-ся

Физминутка.

У: Ребята а сейчас я предлагаю вам сыграть на флейте и немного отдохнуть

ВСЕ НА ФЛЕЙТЕ МЫ ИГРАЕМ

(руками изображаем игру на флейте),

И НА КНОПКИ НАЖИМАЕМ

(топаем ногами).

ГАММА ВВЕРХ

(поднимаем руки вверх, тянемся на носочках),

ГАММА ВНИЗ

(опускаем руки вниз, приседая),

А СЕЙЧАС ВСЕМ ПОКЛОНИСЬ.

(встаём и делаем поклоны в стороны)



У: А сейчас мы послушаем еще одну пьеса называется «В пещере горного короля». Слайд 11.

Главный герой, Пер Гюнт, путешествуя по миру, попадает в пещеру, где перед ним предстают сказочные обитатели королевства – тролли. А кто такие тролли?

Ученики: злые гномы.

Учитель: Правильно. Давайте внимательно послушаем, как Э.Григ изобразил встречу главного героя со злыми троллями.

Слушание «В пещере горного короля» Слайд 12.

У: Как звучала мелодия?

Ученики: мелодия звучала сказочно, таинственно.

Учитель: Что вы можете сказать об этой музыке? Какой характер?

Ученики: мрачный, обеспокоенный, таинственный.

Учитель: Звучание, каких инструментов вы услышали?

Ученики: Флейта, труба, барабан.

Учитель: Правильно, звучали духовые и ударные инструменты. А только ли инструменты звучали?

Ученики: нет, в конце пел хор.

Учитель: Правильно. А можно ли сказать, что и в этой части была вариация? Повторялась мелодия с изменениями?

Ученики: Да.

Учитель: Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты и образ зла.

Если бы вы были хореографом, как бы вы исполняли «Танец троллей»?

Давайте мы попробуем сейчас показать, как надвигались тролли на Пер Гюнта.

Танцевальная импровизация (движениями рук).

Учитель: А теперь давайте мы с вами посмотрим, как в мультфильме «Гномы и горный король» изобразили фрагмент «В пещере горного короля» Слайд 13.

(видеофрагмент из мультфильма «Гномы и горный король» 4:50)

У: Понравился вам танец под музыкальную композицию «В пещере горного короля»

О: ответ уч-ся

Учитель: А мы продолжаем.

В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей, бывает в разных странах. Но эти годы не обогатили его, он растратил свои душевные силы, а счастья не нашел.

Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.

У:Ребята, а вам приходилось надолго уезжать из дома? В лагерь, например? Домой хотелось? Дом вспоминали?

О:(ответы учеников)

Учитель: Хотя в лагере хорошо, весело, все равно домой хочется. Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал. И только через много лет, когда он вернулся домой, увидел свою невесту, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.

У: Как вы думаете, ребята, в чем же настоящее счастье?

Ученики: в любви к своим близким, к своей родине….

Итог урока:

Учитель: Итак, давайте подведем итоги урока.

У: С творчеством, какого композитора мы сегодня с вами познакомились?

О: Эдвард Григ Ибсен

У: С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились?

О: «Пер Гюнт»

У: Что такое сюита?

О: Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

У: Какие композиции мы сегодня прослушали?

О: «Утро», «В пещере горного короля».

У: Ребята, какое произведение вам больше понравилось?

О: ответ

Рефлексия

У: Ребята, у вас на столах лежат лестница успеха. Вам нужно поставить себя на то место, как вы работали на уроке

Нижняя ступень – урок был не совсем понятен.

Средняя – были трудности

Верхняя – все удалось




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!