СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории в 10 классе. Первые революционные преобразования большевиков.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории в 10 классе. Первые революционные преобразования большевиков.»

ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС.

ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ БОЛЬШЕВИКОВ.

ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

После этого занятия учащиеся смогут:

  • Объяснять понятия «декрет», «аннексия», «контрибуция», «диктатура пролетариата», «Конституция», «федеративное государство», «декрет», «сепаратный мир», «экспроприация»;

  • Давать описание исторических событий на основе текста;

  • Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • Характеризовать и анализировать содержание первых декретов Советской власти;

  • Объяснять причины изменения позиции партии большевиков в отношении Учредительного собрания;

  • Выявить общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • Работать в группе, выступать публично;

  • Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России;

  • Задуматься над мерой ответственности личности за ход исторического развития.

ТИП УРОКА: урок-исследование.



ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Тест. Февральская и Октябрьская революции.

А 1. Что было результатом Февральской революции?

  1. Введение в стране гражданских прав и свобод

  2. Вывод Росси из войны

  3. Установление ограниченной монархии

  4. Национализация помещичьих земель

А 2. Какое событие произошло позднее других?

  1. Отречение Николая II

  2. Создание Временного правительства

  3. Выступление генерала Корнилова

  4. Апрельский кризис Временного правительства

А 3. Какая партия стала правящей после Февральской революции?

  1. Эсеров 2) кадетов 3) большевиков 4) черносотенцев

А 4. Что было причиной Октябрьской революции?

  1. Убийство Г.Распутина

  2. Ухудшение военного и экономического положения в стране

  3. Создание коалиционного правительства

  4. Разгон II Государственной Думы

А 5. Как называется документ, о котором говорится в цитате: («Апрельские тезисы»)

Я … сравниваю его тезисы с речами ненормальных героев… великих художников… и в некотором роде наслаждаюсь ими. И думается мне, что тезисы эти написаны как раз при той обстановке, при которой набросал одну из своих страниц Авксентий Иванович Поприщин. Обстановка эта характеризуется следующей пометкой: «Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое».

Мы видим, что именно при такой обстановке, т.е. при полном отвлечении от обстоятельств времени и места, написаны они Лениным.



  1. Мотивационно-целевой этап.

Официальная советская историография традиционно выделяет несколько периодов в послеоктябрьском развитии страны: «первые социалистические преобразования», «выход страны из империалистической войны», « Гражданская война и иностранная интервенция», «политика военного коммунизма». При этом события трактовались достаточно упрощенно и прямолинейно. Думается, что послеоктябрьский период не так однозначен и прост. Все обозначенные периоды взаимосвязаны между собой , очень важно это понимать при рассмотрении данных вопросов.

Большевики захватили власть, и теперь им необходимо было решать насущные проблемы, которых было очень много. Они встали перед альтернативой: либо проводить политику , которая не отвечает непосредственным интересам, а отвечает требованиям уровня социально-экономического развития страны, либо делать «коммунистические эксперименты и прыжки». Наша задача- исследовать первоначальный этап деятельности большевиков и дать им свою оценку.

Тема урока « Первые революционные преобразования большевиков»

ПЛАН УРОКА.

  1. Первые декреты Советской власти.

  2. Учредительное собрание.

  3. Организация власти Советов.

  4. Создание новой армии и спецслужб.

  5. Брестский мир.

  6. Первая Конституция России 1918 г.



  1. Введение в новый материал.

Одним из мифов советской исторической науки стало утверждение о том, что большевики пришли к власти, имея продуманную, хорошо разработанную программу преобразования российского общества, которую сразу же принялись претворять в жизнь. Но «классово враждебные элементы и международный империализм», развязав Гражданскую войну, интервенцию, вынудили советскую власть изменить свои первоначальные замыслы на чрезвычайную политику , которая не планировалась Лениным и его товарищами по партии.

Исследую политику партии большевиков в первые месяцы после октябрьских событий, попробуем согласиться или опровергнуть доводы советской историографии.



  1. Работа по теме урока.

  1. Первые декреты Советской власти.

Задание. Прочитайте п.1 и назовите первые декреты, постановления Советской власти , укажите их основные задачи.





Декрет о мире

Декрет о земле

Декрет о власти

Всем воюющим странам начать переговоры о справедливом и демократическом мире.

Заключить перемирие на 3 месяца для подписания всеобщего мира без аннексий и контрибуций.

Отмена помещичьей собственности на землю.

Отмена частной собственности на землю (национализация земли).вся земля с инвентарем передавалась в исключительное пользование государства или общин.

Земля распределялась по едокам и количеству трудоспособных в семье.

Декрет в целом совпадал с эсеровской программой

Сформировано правительство

СНК- Совет народных комиссаров. Председатель- В.И.Ленин. Нарком по иностранным делам- Л.Д.Троцкий. Нарком просвещения- А.В.Луначарский. Нарком по делам национальностей- И.В.Сталин.

Избран новый ВЦИК в составе 62 большевиков и 29 левых эсеров.










  1. Учредительное собрание.

Задание. Прочитайте п.2 § и проанализируйте данные таблицы и сделайте выводы о причинах поражения большевиков в этих выборах.

Политические партии

Было подано голосов

Эсеры

29 900 000

Меньшевики

668 064

Народные социалисты

312 000

Большевики

9 023 963

Кадеты

1 856 039

Меньшевики и эсеры надеялись на то, что на учредительном собрании удастся перехватить власть у большевиков. Большевики изменили свое отношение к собранию. 5 января- расстрел митинга. 6-7 января- роспуск собрания.

Последствия роспуска Учредительного собрания:

  1. Утрачены надежды на мирный путь устранения большевиков от власти

  2. Сделал вывод о необходимости вооруженной борьбы с большевиками



  1. Организация власти Советов.

Самостоятельно изучается учащимися (если на уроке на хватает времени- дома)\



  1. Создание новой армии и спецслужб.

Самостоятельно изучается учащимися (если на уроке на хватает времени- дома)



  1. Брестский мир.

Одним из самых сложных вопросов российской действительности был вопрос о войне. Советские историки неизменно утверждали, что Декрет о мире заложил основы последующей внешней политики СССР, якобы носившей исключительно миролюбивый характер, что он стал выражением « ленинским принципом мирного сосуществования государств с различным государственным строем»

Задание. Работая с п. § , дополнительный материалом, ответьте на вопросы:







Подготовка перемирия.

Принятый на II Всероссийском съезде советов Декрет о мире был опубликован 26 октября (9 ноября) в газетах «Правде» и «Известиях ЦИК». Однако правительства воюющих стран оставили его без внимания.

Декрет свидетельствовал о готовности России выйти из войны, что было выгодно Германии, которая могла, заключив мир с нашей страной, сосредоточить все свои силы на Западном фронте, и невыгодно странам Антанты, терявшим важного союзника. Намерение большевистского правительства опубликовать тайны договоры также устраивало Германию, поскольку секретные соглашения Россия, естественно, заключала с союзниками. т.е. с Антантой.

7 (20) ноября Ленин по телефону потребовал от главковерха Н.Н.Духонина сделать австро-германскому командованию формальное предложение о перемирии. Духонин (он объявил себя верховным главнокомандующим 1 (14) ноября ввиду безвестного отсутствия А.Ф.Керенского) считал власть большевиков узурпаторской , и, отвергая сепаратные переговоры, ответил отказом. 9 (22) ноября приказом Совнаркома генерал был смещен со своего поста. Новым главнокомандующим был назначен прапорщик Н.В.Крыленко, профессиональный революционер, большевик с 1904 г, член Петроградского ВРК.

20 ноября (3 декабря) Крыленко во главе нескольких эшелонов прибыл в Могилёв. Ставка капитулировала без боя. Генерал Духонин отказался от продолжения борьбы. Он говорил: «Я имею тысячи возможностей скрыться. Но я этого не сделаю. Я знаю, что меня арестует Крыленко, а может быть, меня даже расстреляют. Но это смерть солдатская». На следующий день толпа разъяренных матросов и солдат ворвалась в штабной вагон и буквально растерзала генерала. Тогда и появилось в лексиконе революционной России циничное выражение: отправить в штаб Духонина.

9 (22) ноября 1917 г советское правительство официально передало иностранным послам предложение о заключении мира без аннексий и контрибуций. Послы союзных государств на советскую ноту не ответили.

В тот же день Ленин и Крыленко по радио предложили всем воюющим частям прекратить военные действия и выбрать уполномоченных для ведения с противником переговоров о перемирии. Это привело к окончательному развалу старой русской армии. К 16 (29) ноября 20 из находившихся на фронте 125 дивизий заключили с противником соглашения о перемирии, а фактически прекращения огня придерживалась большая часть войск.

14(27) ноября германское командование дало согласие на участие в мирных переговорах. Днем позже советское правительство объявило, что вступит в переговоры в том случае, если союзники по Антанте не примут в них участия. Это означало их готовность к подписанию сепаратного мира.

По предложению германской стороны переговоры велись в Брест-Литовске, где находилась ставка главнокомандующего немецким Восточным фронтом. Советская делегация прибыла 20 ноября (3 декабря) . В ее состав входили три большевика и два левых эсера. Руководителем делегации был А.А.Иоффе, бывший меньшевик.

Советские представители предложили заключить мир без аннексий и контрибуций. Германские дипломаты заявили, что согласятся на это лишь в том случае, если от аннексий откажутся все страны Антанты. Тем самым они фактически отвергли советские предложения , поскольку было очевидно, что Англия и Франция никогда не согласятся оставить Германии Эльзас и Лотарингию.

Советская делегация добивалась всеобщего перемирия и запрета на переброску войск с фронта на фронт. Это избавило бы большевистскую власть от упреков в предательстве союзников. Но немцы соглашались заключить перемирие только на Восточном фронте, так как западные державы не собирались отказываться от военных действий , а на одностороннее прекращение огня на Западном фронте Германия, естественно, пойти не могла.

Не устраивал германских дипломатов и отказ от переброски войск в Восточного фронта на Западный. Дело в том, что сразу после взятия большевиками германский Генеральный штаб приступил к разработке плана наступления во Франции весной 1918 г- в расчете на скорое высвобождение войск с Восточного фронта. Тем не менее в этом вопросе немцы уступили.

Зато они сочли слишком длительным предложенный советской стороной срок перемирия- 6 месяцев. Если большевики рассчитывали максимально затянуть перемирие, надеясь на мировую революцию, то их партнеры стремились как можно скорее подписать сепаратный мир. В результате перемирие было заключено с 4 (17) декабря 1917 г по 1(14) января 1918 г.

- Почему вопрос о мире считался одним из самых сложных вопросов?

- Объясните истинную причину большевистского предложения мира.

Запись в тетради.

Последствия Брестского мира:

  1. Экономический кризис;

  2. Территориальные, людские потери;

  3. Моральные потери.



  1. Первая Конституция России 1918 г.

В июле 1918 г. состоялся V съезд Советов. На нем была принята первая российская Конституция. В стране устанавливалась диктатура в форме советской власти.

- Как вы считаете, какие цели преследовала диктатура?

Цели установления диктатуры:

  1. Подавление буржуазии;

  2. Уничтожение буржуазии

  3. Построение социализма.

- Какая форма государственности устанавливалась? (РСФСР- федеративное государство)

Запись в тетради.

По Конституции 1918 г:

РСФСР- федеративное государство;

Высший орган власти- Всероссийский съезд Советов.

ВЦИК- в перерывах.

СНК- орган управления



По Конституции 1918 г устанавливались следующие права и обязанности:

- все обязаны трудиться;

- охрана завоеваний соцреволюции;

- защита социалистического Отечества;

- избирательных прав были лишены: эксплуататоры, священники, жандармы.



  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание. Выучить параграф, ответить на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!