ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС.
ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ БОЛЬШЕВИКОВ.
ОЖИДАЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
После этого занятия учащиеся смогут:
Объяснять понятия «декрет», «аннексия», «контрибуция», «диктатура пролетариата», «Конституция», «федеративное государство», «декрет», «сепаратный мир», «экспроприация»;
Давать описание исторических событий на основе текста;
Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
Характеризовать и анализировать содержание первых декретов Советской власти;
Объяснять причины изменения позиции партии большевиков в отношении Учредительного собрания;
Выявить общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
Работать в группе, выступать публично;
Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России;
Задуматься над мерой ответственности личности за ход исторического развития.
ТИП УРОКА: урок-исследование.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Тест. Февральская и Октябрьская революции.
А 1. Что было результатом Февральской революции?
Введение в стране гражданских прав и свобод
Вывод Росси из войны
Установление ограниченной монархии
Национализация помещичьих земель
А 2. Какое событие произошло позднее других?
Отречение Николая II
Создание Временного правительства
Выступление генерала Корнилова
Апрельский кризис Временного правительства
А 3. Какая партия стала правящей после Февральской революции?
Эсеров 2) кадетов 3) большевиков 4) черносотенцев
А 4. Что было причиной Октябрьской революции?
Убийство Г.Распутина
Ухудшение военного и экономического положения в стране
Создание коалиционного правительства
Разгон II Государственной Думы
А 5. Как называется документ, о котором говорится в цитате: («Апрельские тезисы»)
Я … сравниваю его тезисы с речами ненормальных героев… великих художников… и в некотором роде наслаждаюсь ими. И думается мне, что тезисы эти написаны как раз при той обстановке, при которой набросал одну из своих страниц Авксентий Иванович Поприщин. Обстановка эта характеризуется следующей пометкой: «Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое».
Мы видим, что именно при такой обстановке, т.е. при полном отвлечении от обстоятельств времени и места, написаны они Лениным.
Мотивационно-целевой этап.
Официальная советская историография традиционно выделяет несколько периодов в послеоктябрьском развитии страны: «первые социалистические преобразования», «выход страны из империалистической войны», « Гражданская война и иностранная интервенция», «политика военного коммунизма». При этом события трактовались достаточно упрощенно и прямолинейно. Думается, что послеоктябрьский период не так однозначен и прост. Все обозначенные периоды взаимосвязаны между собой , очень важно это понимать при рассмотрении данных вопросов.
Большевики захватили власть, и теперь им необходимо было решать насущные проблемы, которых было очень много. Они встали перед альтернативой: либо проводить политику , которая не отвечает непосредственным интересам, а отвечает требованиям уровня социально-экономического развития страны, либо делать «коммунистические эксперименты и прыжки». Наша задача- исследовать первоначальный этап деятельности большевиков и дать им свою оценку.
Тема урока « Первые революционные преобразования большевиков»
ПЛАН УРОКА.
Первые декреты Советской власти.
Учредительное собрание.
Организация власти Советов.
Создание новой армии и спецслужб.
Брестский мир.
Первая Конституция России 1918 г.
Введение в новый материал.
Одним из мифов советской исторической науки стало утверждение о том, что большевики пришли к власти, имея продуманную, хорошо разработанную программу преобразования российского общества, которую сразу же принялись претворять в жизнь. Но «классово враждебные элементы и международный империализм», развязав Гражданскую войну, интервенцию, вынудили советскую власть изменить свои первоначальные замыслы на чрезвычайную политику , которая не планировалась Лениным и его товарищами по партии.
Исследую политику партии большевиков в первые месяцы после октябрьских событий, попробуем согласиться или опровергнуть доводы советской историографии.
Работа по теме урока.
Первые декреты Советской власти.
Задание. Прочитайте п.1 и назовите первые декреты, постановления Советской власти , укажите их основные задачи.
Декрет о мире | Декрет о земле | Декрет о власти |
Всем воюющим странам начать переговоры о справедливом и демократическом мире. Заключить перемирие на 3 месяца для подписания всеобщего мира без аннексий и контрибуций. | Отмена помещичьей собственности на землю. Отмена частной собственности на землю (национализация земли).вся земля с инвентарем передавалась в исключительное пользование государства или общин. Земля распределялась по едокам и количеству трудоспособных в семье. Декрет в целом совпадал с эсеровской программой | Сформировано правительство СНК- Совет народных комиссаров. Председатель- В.И.Ленин. Нарком по иностранным делам- Л.Д.Троцкий. Нарком просвещения- А.В.Луначарский. Нарком по делам национальностей- И.В.Сталин. Избран новый ВЦИК в составе 62 большевиков и 29 левых эсеров. |
Учредительное собрание.
Задание. Прочитайте п.2 § и проанализируйте данные таблицы и сделайте выводы о причинах поражения большевиков в этих выборах.
Политические партии | Было подано голосов |
Эсеры | 29 900 000 |
Меньшевики | 668 064 |
Народные социалисты | 312 000 |
Большевики | 9 023 963 |
Кадеты | 1 856 039 |
Меньшевики и эсеры надеялись на то, что на учредительном собрании удастся перехватить власть у большевиков. Большевики изменили свое отношение к собранию. 5 января- расстрел митинга. 6-7 января- роспуск собрания.
Последствия роспуска Учредительного собрания:
Утрачены надежды на мирный путь устранения большевиков от власти
Сделал вывод о необходимости вооруженной борьбы с большевиками
Организация власти Советов.
Самостоятельно изучается учащимися (если на уроке на хватает времени- дома)\
Создание новой армии и спецслужб.
Самостоятельно изучается учащимися (если на уроке на хватает времени- дома)
Брестский мир.
Одним из самых сложных вопросов российской действительности был вопрос о войне. Советские историки неизменно утверждали, что Декрет о мире заложил основы последующей внешней политики СССР, якобы носившей исключительно миролюбивый характер, что он стал выражением « ленинским принципом мирного сосуществования государств с различным государственным строем»
Задание. Работая с п. § , дополнительный материалом, ответьте на вопросы:
Подготовка перемирия.
Принятый на II Всероссийском съезде советов Декрет о мире был опубликован 26 октября (9 ноября) в газетах «Правде» и «Известиях ЦИК». Однако правительства воюющих стран оставили его без внимания.
Декрет свидетельствовал о готовности России выйти из войны, что было выгодно Германии, которая могла, заключив мир с нашей страной, сосредоточить все свои силы на Западном фронте, и невыгодно странам Антанты, терявшим важного союзника. Намерение большевистского правительства опубликовать тайны договоры также устраивало Германию, поскольку секретные соглашения Россия, естественно, заключала с союзниками. т.е. с Антантой.
7 (20) ноября Ленин по телефону потребовал от главковерха Н.Н.Духонина сделать австро-германскому командованию формальное предложение о перемирии. Духонин (он объявил себя верховным главнокомандующим 1 (14) ноября ввиду безвестного отсутствия А.Ф.Керенского) считал власть большевиков узурпаторской , и, отвергая сепаратные переговоры, ответил отказом. 9 (22) ноября приказом Совнаркома генерал был смещен со своего поста. Новым главнокомандующим был назначен прапорщик Н.В.Крыленко, профессиональный революционер, большевик с 1904 г, член Петроградского ВРК.
20 ноября (3 декабря) Крыленко во главе нескольких эшелонов прибыл в Могилёв. Ставка капитулировала без боя. Генерал Духонин отказался от продолжения борьбы. Он говорил: «Я имею тысячи возможностей скрыться. Но я этого не сделаю. Я знаю, что меня арестует Крыленко, а может быть, меня даже расстреляют. Но это смерть солдатская». На следующий день толпа разъяренных матросов и солдат ворвалась в штабной вагон и буквально растерзала генерала. Тогда и появилось в лексиконе революционной России циничное выражение: отправить в штаб Духонина.
9 (22) ноября 1917 г советское правительство официально передало иностранным послам предложение о заключении мира без аннексий и контрибуций. Послы союзных государств на советскую ноту не ответили.
В тот же день Ленин и Крыленко по радио предложили всем воюющим частям прекратить военные действия и выбрать уполномоченных для ведения с противником переговоров о перемирии. Это привело к окончательному развалу старой русской армии. К 16 (29) ноября 20 из находившихся на фронте 125 дивизий заключили с противником соглашения о перемирии, а фактически прекращения огня придерживалась большая часть войск.
14(27) ноября германское командование дало согласие на участие в мирных переговорах. Днем позже советское правительство объявило, что вступит в переговоры в том случае, если союзники по Антанте не примут в них участия. Это означало их готовность к подписанию сепаратного мира.
По предложению германской стороны переговоры велись в Брест-Литовске, где находилась ставка главнокомандующего немецким Восточным фронтом. Советская делегация прибыла 20 ноября (3 декабря) . В ее состав входили три большевика и два левых эсера. Руководителем делегации был А.А.Иоффе, бывший меньшевик.
Советские представители предложили заключить мир без аннексий и контрибуций. Германские дипломаты заявили, что согласятся на это лишь в том случае, если от аннексий откажутся все страны Антанты. Тем самым они фактически отвергли советские предложения , поскольку было очевидно, что Англия и Франция никогда не согласятся оставить Германии Эльзас и Лотарингию.
Советская делегация добивалась всеобщего перемирия и запрета на переброску войск с фронта на фронт. Это избавило бы большевистскую власть от упреков в предательстве союзников. Но немцы соглашались заключить перемирие только на Восточном фронте, так как западные державы не собирались отказываться от военных действий , а на одностороннее прекращение огня на Западном фронте Германия, естественно, пойти не могла.
Не устраивал германских дипломатов и отказ от переброски войск в Восточного фронта на Западный. Дело в том, что сразу после взятия большевиками германский Генеральный штаб приступил к разработке плана наступления во Франции весной 1918 г- в расчете на скорое высвобождение войск с Восточного фронта. Тем не менее в этом вопросе немцы уступили.
Зато они сочли слишком длительным предложенный советской стороной срок перемирия- 6 месяцев. Если большевики рассчитывали максимально затянуть перемирие, надеясь на мировую революцию, то их партнеры стремились как можно скорее подписать сепаратный мир. В результате перемирие было заключено с 4 (17) декабря 1917 г по 1(14) января 1918 г.
- Почему вопрос о мире считался одним из самых сложных вопросов?
- Объясните истинную причину большевистского предложения мира.
Запись в тетради.
Последствия Брестского мира:
Экономический кризис;
Территориальные, людские потери;
Моральные потери.
Первая Конституция России 1918 г.
В июле 1918 г. состоялся V съезд Советов. На нем была принята первая российская Конституция. В стране устанавливалась диктатура в форме советской власти.
- Как вы считаете, какие цели преследовала диктатура?
Цели установления диктатуры:
Подавление буржуазии;
Уничтожение буржуазии
Построение социализма.
- Какая форма государственности устанавливалась? (РСФСР- федеративное государство)
Запись в тетради.
По Конституции 1918 г:
РСФСР- федеративное государство;
Высший орган власти- Всероссийский съезд Советов.
ВЦИК- в перерывах.
СНК- орган управления
По Конституции 1918 г устанавливались следующие права и обязанности:
- все обязаны трудиться;
- охрана завоеваний соцреволюции;
- защита социалистического Отечества;
- избирательных прав были лишены: эксплуататоры, священники, жандармы.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Выучить параграф, ответить на вопросы.