1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий на примере рассмотрения опорно-двигательной системы человека.
2. Предметно-дидактическая: выяснить особенности строения опорно-двигательной системы, состава, строения и роста костей.
1. Проектор
2.https://yandex.ru/video/search?text=%20%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%20%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9&from=tabbar
3. https://him-bio.ru/
4. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library
5. https://uchebnik.mos.ru/catalogue?date=2019-09-30&subject_ids=57
Этапы урока | Методы обучения | Учебно-познавательные задачи урока | Формируемые УУД | Методы оценки/самооценки |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный этап. | | Взаимное приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы урока | | | |
2.Актуализация знаний опорных знаний. | Беседа | Организует работу по вопросам: 1.Что такое ткань? 2.Какие типы тканей вы знаете? 3.Дайте характеристику соединительной ткани? 4.Виды соединительной ткани? 5.Что такое система органов? 6.Какие системы органов животных вы знаете? | Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют ответы друг друга. | Коммуникативные | Совместное обсуждение |
3.Мотивация учебной деятельности, определение темы и целей урока. | Беседа | «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» И.М. Сеченов Предлагает высказывание для обсуждения. Вопрос классу: Благодаря какой системе органов возможны столь разнообразные движения, которые совершает человек? Записывает тему урока на доске (открывает слайд презентации) | Обсуждают высказывание, предлагают варианты ответов; формулируют тему, определяют цели урока. Записывают тему урока в тетрадь «Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей» | Коммуникативные | |
4. Постановка учебной проблемы: - выдвижение гипотезы; -проверка гипотезы; - формулировка окончательного решения. | Самостоятельная работа с текстом учебника | Обращает внимание учащихся на картину голландского художника Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». (На ней показано, как доктор Николас Тульп, потянув за мышцу предплечья покойного, приводит в движение его пальцы. Этот опыт демонстрирует последовательность процессов: потянули мышцу, она потянула сухожилия, а те — кости пальцев). О чем свидетельствует данный опыт? (В движении участвуют не только мышцы, но и кости — это и есть две составляющие опорно-двигательной системы). Формулирует с учащимися функции скелета | Обсуждают картину, выдвигают предположения о частях ОДС (активная, пассивная); записывают схему строения ОДС. Находят ответ в учебнике, отвечают на вопрос: какие функции выполняет скелет? Записывают в тетрадь функции скелета (опорная, двигательная, защитная, формообразующая, кроветворная, обменная). | Коммуникативные, познавательные | Совместное обсуждение |
5.Создание проблемной ситуации №1. -выдвижение гипотезы; -проверка гипотезы; - формулировка окончательного решения | Беседа | Предлагает учащимся проблемный вопрос: У человека массой 70 кг средняя масса костей составляет 9-11 кг. Чем можно объяснить высокую прочность и мощность скелета при его относительной легкости? Предлагает для решения этой проблемы выяснить химический состав костей и особенности их строения. Демонстрация виртуального опыта «Химический состав кости» и видеоролика. | Обсуждают вопрос, предлагает варианты ответов. Смотрят видеоролик (опыт). Обсуждают результаты опыта, записывают схему химического состава кости в тетрадь. | Познавательные | Совместное обсуждение |
6.Первичная проверка понимания изученного | | Организует работу класса по изученному материалу. Задание «Закончи предложение». (Приложение 1) – 3 мин. Предлагает провести взаимопроверку в парах. Проверка задания. | Записывают ответы в тетради. Проводят в парах взаимопроверку. Ставят отметку друг другу. Обсуждают ответы с учителем. | Общеучебные, регулятивные | Проверка в парах |
7.Создание проблемной ситуации №2. -выдвижение гипотезы; -проверка гипотезы; - формулировка окончательного решения | Самостоятельная работа | Предлагает учащимся проблемный вопрос: Бедренная кость человека вдоль оси выдерживает груз 1 500 кг (легковой автомобиль). Почему она при этом не ломается? Для решения этой проблемы предстоит выяснить макроскопическое и микроскопическое строение кости. Организует работу учащихся в небольших группах (по 4-человека) с микроскопом и текстом учебника: 1 ряд (2-3 группы) – готовит сообщение о макроскопическом строении кости (внешнее строение кости) 2 ряд (2-3 группы) – готовит сообщение о макроскопическом строении кости (внутреннее строение кости) 3 ряд (2-3 группы) – сообщения о микроскопическом строении кости Обсуждает с учениками строение костей, корректирует их ответы. | Высказывают предположения, участвуют в обсуждении. Рассматривают рисунки учебника, находят ответы в параграфе учебника. Рассматривают микрофотографии костной и хрящевой тканей на слайдах, изучают готовые микропрепараты этих тканей под микроскопом, сравнивают ткани. Группы рассказывают о тканях (хрящевая, костная), макроскопическом и микроскопическом строении костей. Делают рисунки 12, 13 учебника (стр.32-33) микроскопического и макроскопического строения кости в тетради. | Общеучебные, регулятивные, познавательные, | |
8.Создание проблемной ситуации №3 - выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы; - формулировка окончательного решения. | Самостоятельная работа в парах | Предлагает учащимся проблемный вопрос: В скелете человека 206 костей. Масса скелета у новорожденного составляет 10-11% массы тела, а у взрослых людей – 20% массы тела. С чем это связано? Для решения этой проблемы предстоит узнать, как происходят рост и развитие костей. Предлагает решить проблему, изучив статью учебника «Рост костей» и ответив на вопросы: За счет каких структур происходит рост костей в длину и в толщину? Обсуждает с учениками как происходит рост костей, корректирует их ответы | Высказывают предположения, участвуют в обсуждении. Изучают параграф. Выясняют, как происходят рост и развитие костей. Находят в учебнике ответы на вопросы. Правильные ответы записывают в тетрадь. Обсуждают ответы с одноклассниками и учителем. | Регулятивные, познавательные | Совместное обсуждение |
9.Постановка учебной проблемы | Самостоятельная работа Беседа | Организует работу учащихся в парах по составлению схемы «Виды костей» с примерами (Приложение 2) – заполнить пустые клетки схемы. Корректирует с учениками схему «Виды костей» | Работают над заданием в парах, используя текст учебника: заполняют пропуски в схеме. Обсуждают получившуюся схему, под руководством учителя корректируют схему. | Регулятивные | Совместное обсуждение, сравнение с эталоном |
10.Закрепление изученного | Самостоятельная работа | Предлагает выполнить тест (2 варианта) (Приложение 3) – 2 мин. Дополнительное задание (на слайде). | Выполняют тест. Проводят взаимопроверку. | Регулятивные | Самопроверка |
11.Информация о домашнем задании | | Разъясняет задание на дом, в том числе и творческого характера: 1. Параграф 7, записи в тетради; 2. Вопрос на стр. 35 из рубрики «Подумайте»; 3. Составьте кроссворд на тему: «Строение костей», используя текст учебника на странице 32-33. | Записывают домашнее задание в дневник. | | |
12.Подведение итогов. | Беседа | Подводит итоги урока: достигнута ли цель урока. Дает оценку работы класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы. Выставляет оценки отдельным ученикам. Нацеливает на то, что ученики готовы к изучению темы следующего урока. | Участвуют в обсуждении итогов работы на уроке, вспоминают основные моменты урока. | Коммуникативные | |
14. Рефлексия. | | Оцените свое отношение к уроку: 1. На уроке я узнал(ла)…. 2. На уроке у меня получилось…. 3. На уроке мне понравилось…… 4. Похвалите себя! | Учащиеся делают записи в тетради. Сдают тетради для проверки. | Личностные | |