Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии Актуализация. Этап выявления места и причины затруднения Этап построения проекта выхода из затруднения | развивать мышление, внимание и устную речь обучающихся способствовать формированию умений | Практический Словесный(беседа) Практический (выполнение задания) Словесный (беседа) Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Практический | - Ребята, я предлагаю сейчас вам поработать в парах. Задание, которое вы будите выполнять, называется «Восстанови текст». - Вам на партах дано стихотворение, но некоторые слова потерялись. Ваша задача подобрать из слов для справок, подходящие по смысл слова. Жили – были серый…. И его… Серый … был очень тих И …тоже. И ребёнок был у них Очень тихий… . Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик. - Итак, какое стихотворение у нас получилось? - Какой заголовок вы бы подобрали к стихотворению? - В чем особенность вставленных слов? Чем они похожи? - Обратите внимание на следующее задание. - На слайде показаны группы слов. Найдите и запишите только однокоренные слова. Задание: 1 вариант: 1.Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец. 2 вариант: 2.Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить. - Какие слова написали? -Все ли слова понятны? (Давайте найдем в словаре значение слов горец и купец) Горец – нарицательное наименование этнических групп, живущих в горных районах. Купец – человек ( торговец), занятый в сфере торговли. - Как определили, что записали однокоренные слова? (Эти слова похожи по смыслу и в них есть общая часть – корень.) - Сформулируйте тему урока. (Однокоренные слова) - Это новая тема для нас? (нет) - Поставьте перед собой цель на уроке. (Учиться находить однокоренные слова и выделять корень слова.) - У вас на столах лежат листочки. Возьмите в руки карандаш. Вспомните всё, что вы знали раньше об однокоренных словах и подчеркните в первой колонке таблицы «я знал…». я знал | Хочу узнать… | Узнал(а) | 1.Родственные слова. 2.Корень слова. 3.Общее лексическое значение. | 1.Как распознать однокоренные слова? 2.Какие орфограммы могут встретиться в корне слова? 3. Как пишется корень? 4.Что такое однокоренные слова? 5. Как выделять корень в словах? 6.Новое правило для однокоренных слов. | | - Во второй колонке подчеркните то, о чём бы вы хотели узнать об однокоренных словах. - Для того, чтобы узнать новое и заполнить третью колонку нашей таблицы, мы должны составить план и поработать по нему. 1. Что такое однокоренные слова 2. Вспомнить, как находить однокоренные слова; 3. Закрепить полученные знания Ребята, у вас на столах лежат карточки, на них прописаны этапы нашего урока. После выполнения задания вы будете ставить «+» напротив него, если справились и «-» если нет. Отметьте первые пункты. | +,- | Смог(ла) определить тему и цель урока | | Правильно распределил(а) пункты плана | | Верно выполнил(а) первое упражнение | | Верно выполнил(а) второе упражнение | | Выполнил(а) задание на карточке | | Самостоятельно выполнила третье упражнение | | | Выполняют задание в парах, подбирают подходящие по смыслу слова, рассуждают Ученик выразительно читает текст, а остальные пары проверяют. Высказывают версии: «Семейка», и т.д Рассуждают, отвечают на вопросы учителя Выполняют задание в тетради Читают написанное в тетради Работают с толковым словарем Рассуждают, отвечают на вопросы Формулируют тему и цель урока Выполняют задание учителя, отмечают в таблице пункты, какие знают и хотят узнать. Читают пункты, которые отметили (2-3 человека) Составляют план урока Отмечают пункты на листе самооценки, которые выполнили | парная Фронтальная индивидуальная Парная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная парная индивидуальная | Карточки с текстом слайд презентации слайд словари слайд Листы с таблицей Пункты плана Листы самооценки | контроль учителя взаимоконтроль контроль учителя самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль самоконтроль | Понимание значимости хорошего владения русским языком, стремление к его грамотному использованию Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку Пользоваться словарями при решении познавательных задач; Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах Пользоваться самостоятельно памятками; Осознание значимости русского языка | К: контролировать действия партнера; учитывать разные мнения и позиции; владеть диалогической формой речи Р.- планировать свои действия для решения задач; Выполнять учебные действия; Контролировать процесс и результаты своей деятельности П.- осознанно строить речевые высказывания, пользоваться словарями и справочным материалом учебника Р: выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем планировать свои действия в течение урока | способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками Развитие этических чувств; развитие интереса к познанию русского языка; Осознание ответственности за свои поступки Становление внутренней позиции школьника; развитие этических чувств; развитие интереса к познанию русского языка; Осознание ответственности за свои поступки |
Этап реализации построенного проекта | | Приём «Кластер» Словесный (беседа) Словесный (беседа) Практический (выполнение упражнения) | Какой у нас первый пункт плана? - Откройте учебники на стр. 61. - Прочитайте определение. (расскажите друг другу) - Выделите непонятные слова, если они есть. -Какие ключевые слова отметили для понятия «однокоренные слова» -Сделайте вывод. Выделите основные признаки однокоренных слов. однокор.слова одно и то же значение один корень ( пишется одинаково) - На стр.61 выполним упр.108. Какое задание дается в учебнике? (Списать, выделить корень в однокоренных словах) - Ребята, а что вы можете сказать о самом слове «корень»? Корень – подземная часть растения Корень – часть волоса, зуба, ногтя Корень – начало, источник чего – либо Корень – часть слова. Какое значение корня интересует нас для выполнения задания? - В какой форме написан текст? (стихотворной, поэтической) - Как правильно будем оформлять его в тетради? ( Каждое предложение записывать с новой строки с заглавной буквы и правильно расставлять знаки препинания.) Работа у доски. - Почему слова «грибы» и «грибной» однокоренные? ( Возвращаемся к схеме, у них один корень, одно значение.) - А как ещё можно назвать однокоренные слова? (родственные) - Почему они родственные? (они как родственники, похожи и у них одинаковое значение) Физминутка -Ребята, какой у нас второй пункт плана? (Вспомнить, как находить однокоренные слова) -Давайте посмотрим на упражнение 109 на стр.62. Как вы будете искать однокоренные слова? По каким признакам? (один корень, значение одинаковое, похожи) -Выполните упражнение в тетради, давайте проверим. (Сверяются с доской) | Работают по учебнику, проговаривают понятие Составляют кластер, проговаривают понятие Читают задание, Рассуждают, вспоминают различные значения слова корень Рассуждают, отвечают на вопросы учителя Один ученик у доски записывает слова, выделяет корень, остальные проверяют Рассуждают, отвечают на вопросы учителя Выполняют упражнение | Индивидуальная + Парная фронтальная фронтальная индивидуальная | Учебник слайд Учебник слайд Тетрадь, учебник Тетрадь, учебник, слайд | Самоконтроль, Взаимоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителя Контроль учителя, самоконтроль | Овладение основными понятиями и правилами, использовать эти знания и умения для решения различных задач; Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку Овладение основными понятиями и правилами, использовать эти знания и умения для решения различных задач; | Р.- планировать свои действия для решения задач; Выполнять учебные действия; Контролировать процесс и результаты своей деятельности П.- находить языковые примеры; осуществлять аналогии; К.- строить высказывания; участвовать в диалоге Р.- планировать свои действия для решения задач; Выполнять учебные действия; П.- находить языковые примеры; осуществлять аналогии; К.- строить высказывания; участвовать в диалоге | Становление элементов коммуникативных мотивов изучения языка; развитие этических чувств; Осознание ответственности за свои поступки Становление элементов коммуникативных мотивов изучения языка; развитие этических чувств; Осознание ответственности за свои поступки |
Этап первичного закрепления с проговариванием | | Игровой Практический (задание на карточке) | -Итак, какой у нас последний пункт плана? (закрепить знания) - Давайте поиграем. Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар слов будет названо. Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол. - У вас на столе лежит карточка с заданием. Прочитайте. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в однокоренных словах. 1. Под. ...синой растут подосиновики. 2. В л…су работает л…сник. 3. Мурав…и ж…вут в муравейнике. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте задание выполненное вашим соседом и оцените его. - Как находили однокоренные слова? (выделяли общую часть – корень, определили одно и то же значение слова) | Слушают указания учителя, рассуждают, выполняют задание Рассуждают, выполняют задание. Оценивают друг друга по критериям, задание проверяют по слайду. | Фронтальная индивидуальная | Карточки, тетрадь | Контроль учителя Взаимоконтроль Взаимоконтроль, контроль учителя | Представление о языке как об основном средстве человеческого общения; Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку | Р.- контролировать процесс и результаты своей деятельности; П.- понимать информацию, овладевать общими способами решения лингвистических задач К.- контролировать действия партнера, оказывать помощь в сотрудничестве | Развитие этических чувств; развитие интереса к познанию русского языка; Осознание ответственности за свои поступки |
Рефлексия | Умение оценивать собственную деятельность | Приём «Благодарность» | Посмотрите на свои листы самооценки. Все ли пункты вы смогли выполнить? - А теперь поблагодарите одного из ребят, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке, оцените его при помощи смайликов. (отдайте веселый смайлик тому человеку, кто хорошо поработал, как вы считаете) | Оценивают свою деятельность, Выбирают ученика, который хорошо работал на уроке, отдают смайлик ему | индивидуальная | Листы самооценки, смайлики | Самоконтроль, взаимоконтроль | | Р.- оценивают собственную деятельность | Навык самооценки |