СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан в таблице, представленны все этапы, задачи и цель

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по русскому языку»

Класс: 3

Тема: «Лексическое значение слова»

Цель: формирование умения определять лексическое значение слов

Задачи:

Дидактические: формировать умение определять лексическое значение слов

Развивающие: расширять у учащихся понятие о лексических словах; развивать у учащихся умение работать в паре

Воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языку, его многообразным формам, чуткое отношение к языковым фактам





Этапы урока

Образовательные задачи

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

МТО
УМО

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

Орг. момент

Настроить на рабочий лад учеников

Словесный

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Всё ли готово к уроку?

Приветствуют учителя

Фронтальная




Устойчивая положительная мотивация

Актуализация

Вывести на построение рассуждений в устной форме

Словесный




Беседа

 Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Открываем учебник на странице 39. Прочитайте название раздела. (Слово в языке и речи)

- Прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. (читают с.39)


Формулируют ответы на вопросы

Фронтальная

Учебник

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.


Участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывают разные мнения и интересы и высказывают своё мнение, свою позицию.

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи

Целеполагание

Вывести на построение рассуждений в устной и письменной

форме

Словесный


Беседа








Практический

Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (узнаем, как определить лексическое значение слова; вспомним, что такое лексическое значение слова; узнаем, с каким словарем работать, чтобы определить лексическое значение слова)

Что нам нужно составить для достижения цели?

(план)

ПЛАН:

  1. Узнать, что такое лексическое значение слова

  2. Соотнести с учебником

  3. Сделать вывод

  4. Оценить свою деятельность

Двое у доски, остальные по парам на местах

Так же по ходу урока вы будете оценивать свою деятельность на уроке


Справился(ась) самостоятельно

Справился(ась) с помощью…

Не справился(ась)

Ответили на вопрос: что такое лексическое значение слова?




Сделали вывод и соотнесли с учебником




Выполнили задание в учебнике




Выполнили индивидуальное задание






Формулируют ответы на вопросы






Составляют план

Фронтальная







Парная












Карточки

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.

Строят речевое высказывание в устной форме; выдвигают гипотезу; проводят сравнение слов; устанавливают причинно-следственные связи; делают обобщение; искать и выделяют необходимую информацию

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи

Ход урока

Вывести на построение рассуждений в письменной и устной

фор

Словесный



Беседа

Ребята, в греческом языке есть слово «lexis», которое означает «слово». От него произошло слово «lexikos», которое обозначает «словарный», «словесный».

Словом «лексика» в науке о языке называется словарный запас в определенном языке, а словосочетание «лексическое значение» - значение слова, то есть его смысл.

- Все слова русского языка собраны в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Их около 57000 слов

- Как вы понимаете «лексическое значение слова»? (Лексическое значение – это значение слова)

Какой пункт плана мы выполнили? (1)

- Откройте учебник на стр. 40, упр. 64. Прочитайте. (Читают текст)

- Как вы поняли этот текст? (В этом тексте говорится о том, сколько прекрасных слов в русском языке).

- Согласны ли вы с мнением автора? (Ответы детей)

- А ведь действительно, сколько прекрасных слов в русском языке. Прочитайте слова, которые в тексте называются громкими, богатые, гордые, светлые и радостные. (Мир, дружба, родина, Россия)

- А как вы думаете, что такое мир? (1. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара; 2. Спокойствие, отсутствие вражды, войны)

- Что мы понимаем под словом Россия? (Россия – название государства, страны, населенные русскими)

- Посовещайтесь с соседом по парте и найдите слова, которые характеризуются в тексте, как слова полные прелести, нежности, легкости. (Берёза, солнце, счастье, весна, радость)

- Хорошо, прочитайте слова, которое лучится светом, лаской, нежностью, любовью (Мама)

- Запишите любые 3 предложения с этим словом. Самостоятельно

- Прочитаем, что такое лексическое значение слова в рубрике

Вспомните! (То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например, лексическое значение слова весна - «время года, следующее за зимой». Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.)

- Что же такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово, является его лексическим значением)

Какой пункт плана мы выполнили?

(2 и 3)

Задание: Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1 вариант

  1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

2 вариант:

1. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 2. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 3. Спят березки в подвенечном саване. 4. В парке стоит прекрасная архитектура.

Ответ:

1 вариант

  1. Иванов, ты опять опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нападению германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная тьма. 4. Они готовы оказать школе любую помощь, лишь бы ребенок стал студентом.

2 вариант:

1. Сотрудниками милиции была задержана группа распоясавшихся хулиганов. 2. Оформление вашей курсовой работы оставляет желать лучшего. 3. Спят березки в подвенечном наряде. 4. В парке прекрасная архитектура.

Выполним это задание самостоятельно, по вариантам



Слушают, формулируют ответы на вопросы











Формулируют ответы на вопросы



















Выполняют упр.














Формулируют ответы на вопросы












































Выполняют задание

Фронтальная












Индивидуальная
























Парная


































Индивидуальная


оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

овершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)






оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

Строят речевое высказывание в устной форме; выдвигают гипотезу; проводят сравнение слов; устанавливают причинно-следственные связи; делают обобщение; искать и выделяют необходимую информацию


















Участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывают разные мнения и интересы и высказывают своё мнение, свою позицию.
















Участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывают разные мнения и интересы и высказывают своё мнение, свою позицию.

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи


























учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи

Итоги

Вывести на построение рассуждений в устной

фор


- Чему мы учились на уроке?

- Что мы вспомнили?

- Для чего нам необходимо знать лексическое значение слова?


Формулируют ответы на вопросы




Участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывают разные мнения и интересы и высказывают своё мнение, свою позицию.


Рефлексия



Что нам осталось сделать?

(Оценить свою деятельность)

На ваших столах лежат листы самооценки оцените свою деятельность на уроке


Оценивают собственную деятельность

Индивидуальная

Листы самооценки









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!