Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения, но прежде проверьте свою готовность к уроку, у вас на парте должны лежать учебник, тетрадь для записей и канцелярские принадлежности. Посмотрите на слайд, прочтите, пожалуйста цитату. Так говорил о книге Александр Блок. Скажите ребята, как вы её понимаете? Ребята, а вы уже научились пользоваться книгой или только ещё учитесь? Пожалуйста, запомните эту цитату, мы вернёмся к ней позже. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Читают цитату: «Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.» А. Блок. Отвечают на вопросы: В ней говорится о том, что книга бесполезна, если человек не умеет ею пользоваться, и наоборот, может быть ценнее сокровища, если умеет пользоваться книгой. Мы только учимся пользоваться книгой. | Формирование интереса к изучению темы. | Р.: осуществлять волевую саморегуляцию; Р.: принимать и сохранять учебную задачу; К.: владеть диалогической формой речи; П.: устанавливать причинно-следственные связи. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Хорошо, ребята, а сейчас я предлагаю вам прочитать небольшую скороговорку про весну и ответить мне на вопрос, содержится ли в это скороговорке наблюдения наших предков. Какое время года отражено в данной скороговорке? Какие слова помогли вам определить время года? Ребята, а знаете ли вы как связаны синицы и весна?? Превосходно, теперь предлагаю всем вместе прочитать скороговорку в обычном темпе. Ребята, давайте попробуем прочитать её быстрее. А сможем ли мы с вами прочитать её так же чётко и выразительно, но ещё быстрее? Давайте попробуем. Вы большие молодцы! Скажите ребята, какой раздел сейчас вы изучаете? С какими поэтами данного раздела вы уже познакомились? Ребята, о чём пишут поэты? А как поэты описывают весну? Как вы считаете, могли бы поэты передать нам весеннее настроение без выразительных средств? А какие выразительные средства вы помните? Давайте вспомним, что такое эпитет и олицетворение. Эпитет – это красочное, более выразительное определение предметов. Например, белоснежная зима. Олицетворение- это такой приём, который помогает наделить неодушевлённые предметы душой, человеческими качествами, характером, способностями. Например, Солнце вышло из-за туч. Разве Солнце может ходить? Верно, Солнце, в этом примере, обладает качеством человека, а именно способностью ходить, хотя для этого у него нет ни ног, ни рук. Сейчас, я предлагаю вам соотнести словосочетания на экране с выразительными средствами. | Читают скороговорку: Две синицы прилетели на сосну. Две синицы, две сестрицы засвистели про весну. Отвечают на вопросы: Весна. Помогли слова: прилетели и засвистели про весну. Синицы вестники весны, они одними из первых прилетают обратно с зимовки. Работают со скороговоркой. Отвечают на вопросы: Мы изучаем раздел: «Люблю природу русскую. Весна» С Фёдором Тютчевым и Алексеем Плещеевым. О весне. Красочно, с особой теплотой, с любовью Нет, не могли. Эпитет, олицетворение. Соотносят выразительные средства и словосочетания: Эпитет: Белоснежный наряд, глубокий цвет, светлее небеса. Олицетворение: плачущая скрипка, утро подкралось, природа пробудилась. | | Р.: принимать и сохранять учебную задачу; К.: владеть диалогической формой речи; П.: устанавливать причинно-следственные связи; К.: владеть диалогической формой речи; П.: осуществлять обобщение; К.: владеть диалогической формой речи; П.: осуществлять анализ объектов. | |
Реализация построенного проекта | Ребята, вы знаете, такого поэта, как Александр Блок? Может быть кто-нибудь слышал о нём? Александр Александрович Блок (1880–1921 гг.) – великий писатель, переводчик. Александр родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Первые стихи были написаны поэтом в пятилетнем возрасте. А уже в одиннадцать лет посветил целый сборник своих стихотворений маме. Был он очень разносторонней личностью. В10 лет Блок издал два номера собственного журнала, который назвал «Кораблем». А уже с 14 до 17 лет Александр выпускал рукописный журнал «Вестник» вместе со своими двоюродными братьями. Александр Блок занимался не только поэзией, но и актерским мастерством, стремился покорить сцену. И чуть позже, в зрелые годы, ему удалось это сделать, он выступал на большой сцене Большого Драматического театра. В годы своей юности путешествовал по Европе. Но никогда не думал там оставаться надолго. Блок очень любил свою Родину – Россию. Интересный факт в биографии Блока, он никогда не отказывался от своего любимого лакомства - мороженного. Великий писатель, Александр Блок, умер от болезни сердца 7 августа 1921 года. Александр Блок не был только детским писателем. Он был необыкновенным мастером слова и мог с лёгкостью подобрать ключик к любому читательскому сердцу, поэтому его стихи знакомы многим и сегодня с одним из них мы с вами тоже познакомимся. Теперь, узнав биографию автора, что нам с вами следует сделать дальше? Верно. Но прежде чем мы с ним познакомимся, прочтите слово на слайде. Как вы считаете, что оно может обозначать? Давайте проверим. Ребята, в стихотворении мы встретим ещё одно незнакомое, но очень короткое слово. Прочтите его. Как думаете, что оно обозначает? Давайте проверим. Стихотворение «На лугу» входит в целый цикл произведений автора под названием «Круглый год». Сейчас я прочту вам стихотворение, внимательно следите за мной. Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? О чём же говорится в произведении? Хорошо! | Отвечают на вопрос: Нет Слушают учителя Отвечают на вопрос: Следует познакомиться с произведением. Читают слово со слайда, предполагают лексическое значение слова, а затем проверяют себя: Слово пашня может означать вспаханное поле, используемое под посевы сельскохозяйственных культур. Слово «Чу» может обозначать как призыв обратить внимание на что-либо. Слушают учителя. Отвечают на вопросы: Мечтательное, радостное. Речь идёт о ранней весне. | | Р.: осуществлять волевую саморегуляцию; Р.: принимать и сохранять учебную задачу; К.: владеть диалогической формой речи; П.: осуществлять анализ; Р.: принимать и сохранять учебную задачу; Р.: принимать и сохранять учебную задачу; К.: владеть диалогической формой речи; | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Ребята, давайте подготовимся к выразительному чтению данного стихотворения. А чтобы подготовиться нам было легче, разобьём текст на части. Прежде чем начнём читать стихотворение, ответьте, какие чувства мы будем передавать, радостные или грустные? /Читает: Леса вдали виднее Синее небеса. / Скажите ребята, о чём говорится в первых строчках? А как вы это поняли? Ребята, а через какие средства выразительности нам это показывает автор? Прочтите их. Давайте их запишем, откройте свои тетради по литературному чтению, вклейте портрет Александра Блока, подпишите название произведения, напишите о чём это произведение и пропустите одну строчку, мы запишем информацию там чуть позже. Подзаголовок «Эпитеты» и выпишите их пожалуйста. Вижу многие справились. Скажите, как мы будем читать данную строку, медленно или быстро? Тихо ли громко? Какие слова при прочтении выделим? Давайте попробуем. Хорошо, познакомимся со следующими строчками. /Читает: Заметней и чернее На пашне полоса, / Скажите, понравились ли вам эти строки? О чём в них говорится? Ребята, какой эпитет видите в данных строках? Хорошо, давайте запишем его. Как мы прочтём данные строки? Какие слова выделим? Почему мы выделим именно их? Хорошо, давайте попробуем их прочитать. Прекрасно, теперь посмотрим на последние строчки в 1 части стихотворение. /Читает: И детские звончее Над лугом голоса. / Как вы понимаете эти строчки? Что этим хотел сказать автор? Хорошо, ребята, посмотрите внимательно на эти строки и скажите, нашли ли вы эпитет в них? Молодцы, запишите его, пожалуйста. Что здесь нужно отобразить при прочтении? То, что дети играют на лугу, или что их голоса стали звончее? Ребята, какое слово выделим при прочтении? Давайте попробуем выразительно прочитать. Молодцы! Теперь прочтём выразительно всю первую часть стихотворения. Понравилась ли вам первая часть произведения? Как вы считаете, всё ли получилось показать читавшему? Что не получилось? Хорошо, ребята посмотрите, в этой части нам полностью описывается пейзаж луга или только отрывочно? Как думаете с чем это связано? Почему автор «отрывками» показывает нам природу над лугом? Прекрасно, продолжим работу. Следующие строки. /Читает: Весна идёт сторонкой, Да где ж сама она? / Как вы считаете, о чём говорится в данных строках? Скажите, пожалуйста, ребята, где в этих строках олицетворение? А что же оно означает? Ребята, а зачем же тогда у нас спрашивают где весна, как вы думаете? Какое слово мы выделим в первой строке? Что нам нужно донести до слушателя? А можем ли мы прочитать эту строчку с небольшой обидой? С какой интонацией мы прочитаем вторую строчку? Давайте попробуем выразительно прочитать эти строки. Хорошо, молодцы ребята! Теперь попробуем разобраться в следующих двух строчках. /Читает: Чу, слышен голос звонкий, Не это ли весна? / Скажите ребята, о чём говорится в строчках? Скажите, где в данных строках спрятался эпитет? Хорошо, правильно. Подскажите ребята, какое слово выделим в первой строчке? Почему? А с какой интонацией мы прочитаем вторую строчку? Давайте попробуем выразительно прочитать эти строки. Умнички, посмотрим на следующие строчки. / Читает: Нет, это звонко, тонко, В ручье журчит волна… / Хорошо ребята, что мы увидели в первой строчке? Ответ на какой вопрос она даёт? Ребята, посмотрите, это последние строчки стихотворения. Как вы считаете, почему в ручье у нас журчит волна? Ведь обычно это слово ассоциируется у нас с совершенно другими словами? Вы правы ребята, а если ручей у нас уже большой, то весна уже наступила? Хорошо, какие слова выделим в первой строке? Ребята, а где мы сделаем небольшую паузу? А что же мы тогда выделим в последней строке? Давайте попробуем выразительно прочитать последние две строки. Теперь прочтём выразительно всю вторую часть стихотворения. Молодцы ребята. А теперь, давайте немного поразмышляем. Есть ли у этого стихотворения главный герой? Кто нам рассказывает о природе? Ребята, кому тогда адресован вопросы во второй части? Можем ли мы его убедить, что весна всё ж наступила? Молодцы ребята! | Отвечают на вопросы: Мы будем передавать радостные чувства. Говорится о признаках весны. Природа стала преображаться. Через эпитеты: Леса виднее, синее небеса. Мы будем читать её медленно, мечтательно. Выделим слова: виднее и синее. Выразительно читают первую строфу. Отвечают на вопросы: Да, понравились, в них говорится о том, что совсем скоро начнётся посев, так как становится видно землю на поле. Находят эпитет: Заметней и чернее полоса; Записывают эпитет. Отвечают на вопросы: Выделим слова: на пашне. Потому что они показывают пробуждение природы. Снег уже начал сходить с пашни. Читают третью и четвертую строку. Отвечают на вопросы: Эти строчки говорят о том, что дети играют на лугу. И чем теплее становится, тем больше детей выходят играть на луг. Да, эпитет: звончее голоса. Нужно показать, что их голоса стали звончее, что они боле радостные благодаря приходу весны и их стало несомненно больше. Выделим слово звончее. Выразительно читают пятую и шестую строки. Выразительно читают первую часть: Леса вдали виднее … Над лугом голоса. Отвечают на вопросы: Да, понравилось, Всё получилось. Пейзаж показывается нам отрывочно, это связано с тем, что весна ещё не полностью пришла, а лишь частично мы можем видеть её. Слушают учителя. Отвечают на вопросы: Говорится о том, что весна ещё не пришла. Олицетворение: Весна идёт. Весна-это время года, оно не может «идти». Чтобы показать, что её совсем нет. Усилить эффект. Мы выделим слово «сторонкой», чтобы показать, что весна ещё не пришла. Да. Мы прочтём её с вопросительной интонацией. Выразительно читают. Отвечают на вопросы: Что внимание обращается к какому-то звонкому голосу, предположительно к голосу весны. Находят эпитет: голос звонкий. Выделим слово «чу», чтобы обратить внимание на звонкий голос. С вопросительной. Выразительно читают. Отвечают на вопросы: Она показывает нам, что слышна нам ещё далеко не весна. Чтобы показать, что ручей большой, полноводный. Да! Выделим слово: «Нет». Между словами звонко, тонко. Выделим слово журчит, потому что именно оно показывает движение волны и самого ручейка. Выразительно читают. Отвечают на вопросы: Нам может рассказывать об этом сам автор, который это наблюдал. Автор мог задавать их самому себе. Потому что он боится ошибиться, обмануться, а может быть он не верит, что это действительно весна. Да, ручей не только слышен, в нём уже журчит волна. | | П.: устанавливать причинно-следственные связи; К.: владеть диалогической формой речи; П.: устанавливать причинно-следственные связи П.: осуществлять анализ; Осуществлять поиск необходимой информации; осуществлять запись выборочной информации; Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять пошаговый контроль по результату; К.: адекватно использовать коммуникативные средства. К.: осуществлять взаимный контроль. | Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл. |
Включение нового знания в систему знаний и повторений. | Ребята, мы с вами прекрасно разобрались с содержанием стихотворения. И теперь я предлагаю вам нарисовать картину к этому произведению. Скажите, чем можно рисовать картины? А сегодня мы попробуем с вами необычную технику и нарисуем картину словами. Пожалуйста, закройте глазки и попробуйте в своей голове нарисовать картинку, пока я читаю вам стихотворение. Итак, ребята, открываем глазки. Скажите, какие цвета, вы бы для этого выбрали? Какой бы фон картины у вас был? Что ещё мы можем добавить в картине? А что бы вы поместили на передний план? Молодцы, сейчас я спрошу некоторых из вас. Кто-то один начинает читать, затем я его останавливаю и продолжает читать уже следующий из вас, внимательно следите! | Слушают учителя. Выполняют словесный рисунок, отвечая на вопросы: Цвета: белый, синий. Фон: зимний лес или же луг. Добавим: деревья, пашню. Передний план: ручеёк Выразительно читают/следят. | | Р.: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять пошаговый контроль; К.: адекватно использовать коммуникативные средства; П.: осуществлять синтез, обобщение. | Читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста стихотворные произведения после предварительной подготовки. |
Рефлексия учебной деятельности. | Вы большие молоды, ребята, справились верно со всеми заданиями. Наш урок подходит к концу, а это значит, что пора подводить итоги. Вспомните цитату, с которой мы начали наш урок. Приблизились ли мы к умению пользоваться книгой? С каким произведением, мы сегодня с вами познакомились? Что вы запомнили об авторе данного произведения? Чем вам понравилось стихотворение «На лугу»? Сейчас, я прошу вас, обратить внимание на розданные вам листочки с изображением тучки, солнышка и солнышка с облачками. Пожалуйста, обведите солнышко, если считаете, что у вас всё получилось на уроке и вы отлично потрудились сегодня. Облачко с тучками, если не все задания удалось выполнить, и вы могли сделать работу более качественнее, и обведите тучку, если у вас многое не получилось. Откройте дневники, запишите домашнее задание. ___________ Большое спасибо, за урок ребята, урок окончен. До свидания! | Рефлексируют, отвечая на вопросы: Да, мы приблизились к данному умению. Со стихотворением А. Блока «На лугу». Блок любил мороженное. Понравилось описанием весенней природы. Обводят объект, соответствующий работе. Записывают домашнее задание. Прощаются с учителем. | Способность к оценке своей учебной деятельности. | К.: владеть диалогической формой речи; Р.: осуществлять волевую саморегуляцию | |