СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия «Балетный спектакль:

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия «Балетный спектакль:»


Конспект

учебного занятия

«Балетный спектакль:

 композитор, балетмейстер, художник, артист»

 Тема занятия: «Балетный спектакль: композитор, балетмейстер, художник, артист. Просмотр балетного спектакля(фрагмента)»

Возраст: 8-10 лет (второй год обучения).

Цель: сформировать у обучающихся представление о балетном спектакле.
Задачи: 
Образовательные: знакомство обучающихся с профессиями, задействованными в создании спектакля.
Развивающие: формирование познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, музыкальной и общей культуры.  

Методическая цель занятия: активизация мыслительной деятельности обучающихся, формирование понятия «балетный спектакль», осознание обучающимися уникальности хореографического искусства.

Тип занятия: теоретическое с элементами практики, овладение новыми знаниями

Форма занятия: групповая

Организационно – педагогическое обеспечение занятия:

 1. Технические средства и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, телевизор.

 2.  Методы проведения: словесный - рассказ педагога с элементами беседы, наглядный - компьютерная презентация; практический –повторение, элементы импровизации

Структура урока:

    1-я часть – подготовительная или организационная

(вход в зал, приветствие, сообщение темы занятия)

     2-я часть – основная

(рассказ педагога, повторение позиций, упражнения на середине зала в повороте по точкам, танцевальная импровизация, просмотр слайдов)

       3-я часть – заключительная

(обобщение и закрепление нового материала, мини – викторина, подведение итогов, просмотр балета «Щелкунчик» или фрагментов из него)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Подготовительная часть включает в себя: вход в зал, настрой на занятие, поклон, проход по залу спокойным шагом, лёгкий бег по кругу и возвращение на свои места, объявление темы занятия «Балетный спектакль, его создатели»

  2. Основная часть:

Педагог: Сегодня мы поговорим о балетном спектакле. Французское слово "ballet" произошло от итальянского «balletto», что значит танцевать.

Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан, возглавивший в 1661 году французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки, вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески).

Давайте исполним движения из разных групп, которые ещё Пьер Бошан сформировал: приседания, прыжки, повороты (наша подготовка к вращениям). Обучающие исполняют. (МУЗ. ФРАГМ.). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Мы с вами знаем или нет эти позиции? Давайте их повторим (МУЗ. ФРАГМ.). Хорошо.

Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так же были выработаны каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля, разработаны виды театрального танца. Так началось формирование балета, развившегося к XVIII веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.

Балет в России, как и в Европе, возник как придворное искусство. Это произошло при царе Алексее Михайловиче, в 17 веке. Первым русским балетом считается «Балет об Орфее и Евридике» (муз. Г.Шютца) Он был исполнен в 1673 году в селе Преображенском, Москва. Спектакль сочетал пение, декламацию и танцы.  Его подготовил иностранец Никола Лима. Точно неизвестно, кто он был по происхождению — скорее всего, шотландец, эмигрировавший во Францию, а затем приехавший в Россию в качестве офицера инженерных войск. Однако вполне достоверным фактом является то, что его познания в балете были весьма велики. Он стал руководителем зарождающейся балетной труппы, её педагогом, балетмейстером и первым танцовщиком. В обучение Лиме были отданы десять «мещанских детей», а через год их число удвоилось. Это был первый профессиональный балетный спектакль, поставленный на русской сценеПо описанию историков, балет начинался с арии – речи главного героя, восхвалявшего доблести царя. По ходу действия «пение Орфея заставляло двигаться скалы и деревья», а в финале две «пирамидальные скалы» плясали в честь Алексея Михайловича. Но уже много позже, после ассамблей при Петре I, на рубеже 30 - 40-х годов XVIII века родился профессиональный балетный театр в России. Стали создаваться балетные спектакли.

Как вы думаете, кто этим занялся? Ответ обучающихся.

Для того, чтобы создать балетный спектакль, требуются совместные усилия, талант и опыт людей различных профессий.

Прежде всего авторами балетного произведения являются композитор, создающий музыкальную драматургию балета, и балетмейстер, создающий хореографическую драматургию — его сцены и танцы — на сюжет, предложенный драматургом.

Балетмейстер (от нем. – Balletmeister) – режиссер балетного спектакля, он разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок» танца, жесты и пластические решения образов. Как рождается замысел балетного спектакля у хореографа – балетмейстера – сказать с точностью невозможно. Наверное, это было, есть и будет похоже на то, как возникает мелодия или стихотворение. Здесь давали о себе знать личные привязанности, привычки, вкусы, а иногда просто случайные события. Михаил Фокин создавал свои балеты, черпая вдохновение в живописи художников «Мир искусства», Мариуса Петипа на «Спящую красавицу» вдохновила музыка Чайковского (МУЗ. ФРАГМ.). Касьян Голейзовский сочинял свои гениальные миниатюры, вдохновлённый общением с природой. Лунные блики на полу подтолкнули неисчерпаемую фантазию балетмейстера на сочинение знаменитой «Мазурки» для Екатерины Максимовой. А выпавший из окна лёгкий платочек, кружившийся в воздухе, воплотился в знаменитой «Русской» (МУЗ. ФРАГМ.). Кого из балетмейстеров вы знаете? Назовите. Ответ обучающихся.

Назову вам некоторые знаменитые имена российских балетмейстеров: Мариус Петипа, Михаил Фокин, Юрий Григорович. Мариус Петипа к постановочным репетициям готовился дома, в своём кабинете. На специальном столике помещалась доска похожая на шахматную, со множеством небольших балетных фигурок. Двигая их по полю, балетмейстер придумывал свои грандиозные танцевальные ансамбли. И только затем требовал перо и бумагу. На чистых, белых листах при помощи нехитрых значков – кружочков, стрелочек, крестиков он зарисовывал танцевальные сцены, рассчитанные на сотню артистов.

Главной задачей при сочинении балета является создание драматургии в музыке и хореографии. Кроме композитора и балетмейстера, этого никто сделать не может.  

Для того, чтобы всем было понятно о чём балет, существует….кто знает что? Правильно! Либретто – основа балетного спектакля. В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. В основе сюжета балетных спектаклей часто лежат сказочные, волшебные истории. Например, сюжет балета «Щелкунчик» написан по сказке Гофмана: «Накануне Рождества маленькой девочке Маше дарят Щелкунчика -  куклу, умеющую раскалывать орехи. Ночью Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он бесстрашно сражается с армией крыс и мышей. Маша бросает свою туфельку в Мышиного короля, а потом принц уносит её во дворец сладостей. Там Маша попадает на бал и видит, как танцуют в разных странах мира. Там же фея Драже танцует па-дэ-дэ с принцем. В конце Маша просыпается и понимает, что это был сон». Либретто очень часто основывается на литературном произведении, но автором может быть и композитор, и балетмейстер, и художник, и артист.

Бывает, что на основе либретто (сценария) композитор пишет балетную музыку, а может и сама музыка подскажет создателю (балетмейстеру) содержание будущего танцевального произведения.

Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Неимоверно велика роль музыки в спектакле, какая музыка – таковы и персонажи; она отражает все происходящие в сюжете события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальная драматургия балета – основа для создания хореографии.

Вы знаете, композиторов, писавших музыку для балетов? Назовите! Ответ обучающихся. (Глиэр, Асафьев, Минкус, Пуни, Чайковский, и т.д.)

С XIX века ни одна страна не может сравниться с Россией в искусстве балета. Всему миру известны балеты Петра Ильича Чайковского, Сергея Сергеевича Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке»), Родиона Константиновича Щедрина («Анна Каренина», «Кармен-сюита», «Чайка», «Конёк-Горбунок» и «Дама с собачкой») и других композиторов.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, создавать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

А кто-же будет воплощать задуманное балетмейстером? Ответ обучающихся.

Конечно артисты, их много – это солисты, и это кордебалет. Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире: Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Вацлав Нижинский, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Марис Лиепа, Владимир Васильев и другие. Работает с ними педагог-репетитор. Именно с ним, танцовщики разучивают движения своих партий, отрабатывают их и повторяют множество раз, репетируют.

В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Тут трудятся художники-декораторы. Вот некоторые прославленные имена: Александр Бенуа, Александр Головин, Леон Бакст. Костюмы показывают особенность персонажей, подчеркивают историческую эпоху. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения. Эскизы к сценам спектакля всегда точно это передают.

Непосредственно перед выходом на сцену с исполнителями работают гримёры, создавая нужный образ. Некоторые образы требуют «специального грима», например, образ Мышиного короля из балета «Щелкунчик», злого волшебника Ротбарда из балета «Лебединое озеро», герои из балета «Чипполино».

Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру, Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера – постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить философские мысли, чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства, утверждая идеи гуманизма. Сочиняя музыку к балету, композитор создает самостоятельное музыкальное произведение искусства; балетмейстер же, вдохновленный музыкой, создает на ее основе хореографическое произведение — самый балет. В единстве музыки и танца, в синтезе композиторского и балетмейстерского творчества и кроется успех будущего балетного спектакля, определяется характер будущей хореографии.

«Помогая ходу истории, пробуждая совесть и честь,

героические оратории и симфонии в мире есть.

Но меж ними, храня и милуя, беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая, танец маленьких лебедей.

В беспросветные дни весенние и в дремучий мороз,

После грозного потрясения, злых обид и чёрных угроз

Вдруг почувствуешь, легче дышится и внезапно в душе твоей

Ни с того ни с сего послышится танец маленьких лебедей.

Неожиданное спасение, белый плеск лебединых крыл.

Зашумели ключи весенние драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется, и наказан будет злодей

До поры, пока сердцу чудится танец маленьких лебедей.»

О каком музыкальном фрагменте идёт речь в этом стихотворении Маргариты Алигер? Ответ обучающихся.

Кто написал этот балет? Ответ обучающихся.

Этот балет о прекрасной принцессе и её подругах, которых злой волшебник превратил в лебедей. Расколдовал их отважный принц Зигфрид.

Какими вы представляете маленьких лебедей? Ответ обучающихся (неумелые, неуклюжие). Давайте попробуем их изобразить, сымпровизировать. (МУЗ. ФРАГМ.)  

      3.  Заключительная часть:

Итак, ребята, мы разобрали что же такое балетный спектакль. Теперь вопросы и задания:

  • Ребята, кто такой балетмейстер?

  • Кто пишет музыку для балета?

  • Что такое либретто?

  • Кто создаёт образы героев? (гримёры, художники, костюмеры)

  • Кто украшает сцену? (декораторы)

  • Какие вам известны балеты?

  • Найдите лишнее: Хачатурян, Петипа, Прокофьев, Чайковский

  • Перечислите фамилии композиторов, которые работали в этом направлении.

  • Назовите фамилии известных вам артистов балета.

  • Найдите лишнее: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Снегурочка», «Щелкунчик».

  • Кто является главными действующими лицами в балете? (Артисты)

  • па-де-де

  • па-де-труа

  • гран-па

  • адажио        

Соедините стрелкой нужное определение танца.

  • танец вдвоем

  • танец втроем

  • большой танец

  • медленный танец главных героев

Где мы можем увидеть балет? Ответ обучающихся. Молодцы! Вы были внимательными и активными на уроке, это помогло вам так хорошо справиться с моими вопросами.

А как вы думаете, где могут вам пригодиться знания, полученные на этом занятии? Кому вы сможете рассказать о своих впечатлениях от услышанного? 
Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?

Теперь посмотрим сцены из балета «Щелкунчик».

Молодцы! Вы были очень внимательны. Впечатлениями будем делиться на следующем занятии, всё обдумайте, запомните! Всего вам хорошего! Занавес закрывается!

Р.S. или пояснение: музыкальные фрагменты, обозначенные в тексте - (МУЗ. ФРАГМ.)  исполняет концертмейстер.

Список литературы

Деген А.Б., Ступников И.В. Мастера танца. /Ленинград.: Музыка, 1974

Демидов А.П. Юрий Григорович. / М.: Планета, 1987.
Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. /М.: Искусство, 1989.

Моисеев И.А. О народно-характерном танце: материалы семинара//Бюллетень Хореографического училища ГАБТ СССР, 1957-58.

Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. /М.: Просвещение, 1985.

Смирнов И.В. Искусство балетмейстера / М.: Просвещение, 1986.

Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература /М.: Музыка, 1989

Секрет танца /Составитель Т.К.Васильева,- СПб.: Диамант. Золотой век, 1997.

Список сайтов

http://www.bibliotekar.ru

http://www.hrono.ru

http://dance-composition.ru

http://cyclowiki.org

http://www.belcanto.ru

http://www.km.ru

https://ru.wikipedia.org

http://www.artcontext.info




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!