Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Балтийский Федеральный университет
Имени Иммануила Канта
Институт образования
Задание
По учебной дисциплине
«Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса»
Выполнила студентка 3 курса
44.03.05 Педагогическое образование
С двумя профилями подготовки:
«Математика и Информатика»
Шипицина Наталия Дмитриевна
Калининград, 2020 год
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета, курса по ФГОС
Общие положения
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорнымучебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся:
1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
— первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
— выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
— выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным1; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;
4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы2;
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения3 задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);
8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;
9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценкуИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельности парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.
В структуре планируемых результатов выделяются:
1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей5. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях.
2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»6 к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.
Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данной ступени и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся — как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.
Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Содержание учебного предмета, курса
В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.
Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:
- наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,
- перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,
- направления проектной деятельности обучающихся,
- использование резерва учебного времени.
В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).
Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.
Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.
3.Тематическое планирование с указанием кол-ва часов, отводимых на освоение каждой темы
Планируемые результаты обучения математике в 5 классе
Математика
По окончании изучения курса учащийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
Учащийся получит возможность:
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Календарно-тематическое планирование по учебнику математики 5 класса, автор Мерзляк А.Г.
Номер урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Примерные сроки своения |
Повторение за курс начальной школы | 1 | 01.09 |
Глава 1 Натуральные числа | 23 | |
2-3 | Ряд натуральных чисел | 2 | 03.09-04.09 |
4-6 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 3 | 05.09-07.09 |
7-11 | Отрезок. Длина отрезка | 5 | 08.09-13.09 |
12-15 | Плоскость. Прямая. Луч | 4 | 14.09-18.09 |
16-18 | Шкала. Координатный луч | 3 | 19.09-21.09 |
19-22 | Сравнение натуральных чисел | 4 | 22.09-26.09 |
23 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Натуральные числа» | 1 | 27.09 |
24 | Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа» | 1 | 28.09 |
Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел | 38 | |
25-29 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 5 | 29.09-04.10 |
30-35 | Вычитание натуральных чисел | 6 | 05.10-11.10 |
36-38 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 3 | 12.10-15.10 |
39 | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | 16.10 |
40-43 | Уравнение | 4 | 17.10-20.10 |
44-45 | Угол. Обозначение углов | 2 | 22.10-23.10 |
46-50 | Виды углов. Измерение углов | 5 | 24.10-06.11 |
51-53 | Многоугольники. Равные фигуры | 3 | 07.11-09.11 |
54-57 | Треугольник и его виды | 4 | 10.11-14.11 |
58-60 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 3 | 15.11-17.11 |
61 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Геометрические фигуры» | 1 | 19.11 |
62 | Контрольная работа № 3 по теме «Геометрические фигуры» | 1 | 20.11 |
Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел | 45 | |
63-67 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 5 | 21.11-26.11 |
68-71 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 4 | 27.11-30.11 |
72-79 | Деление | 8 | 01.12-10.12 |
80-82 | Деление с остатком | 3 | 11.12-13.12 |
83-85 | Степень числа | 3 | 14.12-17.12 |
86 | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | 18.12 |
87-91 | Площадь. Площадь прямоугольника | 5 | 19.12-24.12 |
92-95 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 4 | 25.12-28.12 |
96-100 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 5 | 10.01-15.01 |
101-104 | Комбинаторные задачи | 4 | 16.01-19.01 |
105-106 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Геометрические тела» | 2 | 21.01-22.01 |
107 | Контрольная работа № 5 по теме «Геометрические тела» | 1 | 23.01 |
Глава 4 Обыкновенные дроби | 20 | |
108-113 | Понятие обыкновенной дроби | 6 | 24.01-30.01 |
114-116 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 3 | 31.01-02.02 |
117-118 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | 04.02-05.02 |
119 | Дроби и деление натуральных чисел | 1 | 06.02 |
120-125 | Смешанные числа | 6 | 07.02-13.02 |
126 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | 14.02 |
127 | Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | 15.02 |
Глава 5 Десятичные дроби | 55 | |
128-132 | Представление о десятичных дробях | 5 | 16.02-21.02 |
33-136 | Сравнение десятичных дробей | 4 | 22.02-27.02 |
137-139 | Округление чисел. Прикидки | 3 | 28.02-02.03 |
140-146 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 7 | 04.03-12.03 |
147 | Контрольная работа № 7 по теме «Десятичные дроби» | 1 | 13.03 |
148-155 | Умножение десятичных дробей | 8 | 14.03-22.03 |
156-165 | Деление десятичных дробей | 10 | 23.03-10.04 |
166 | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | 11.04 |
167-169 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 | 12.04-15.04 |
170-174 | Проценты. Нахождение процентов от числа | 5 | 16.04-20.04 |
175-179 | Нахождение числа по его процентам | 5 | 23.04-26.04 |
180-181 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты» | 2 | 27.04-29.04 |
182 | Контрольная работа № 9по теме «Проценты» | 1 | 30.04 |
Повторение и систематизация учебного материала | 22 | |
183-196 | Упражнения для повторения курса 5 класса | 14 | 03.05-20.05 |
197-198 | Итоговая контрольная работа № 10 | 2 | 21.05-22.05 |
199-204 | Резерв | 6 | 23.05-29.05 |
Календарно-тематическое планирование по учебнику информатики 7 класса, авторы Ккушниренко А.Г. и Леонов А.Г.
Тема, основное содержание | Кол-во часов | Примерные сроки освоения |
Тема «Информатика ― наука и школьный предмет» Информатика как школьный предмет. История возникновения информатики. Информация ― обобщающее понятие современной науки. Информация и данные. Высокие темпы развития информационно-коммуникационных технологий. Техника безопасности при работе с компьютерами и информационными устройствами | 3 | 01.09-15.09 |
Тема «Двоичное кодирование» Как компьютер хранит информацию. Двоичное кодирование чисел. Шестнадцатеричная форма записи двоичных чисел. Двоичное кодирование текстов. Единицы измерения объемов данных и скорости их передачи. Производные единицы измерения объемов данных, стандартизация производных величин в информатике. Физические и информационные характеристики объектов и данных. Информационные характеристики изображений. Примеры решения задач | 6 | 16.09-29.09 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 1 | 1.10 |
Тема «Обработка текстов на компьютере» Базовые возможности текстового редактора. Оформление текста: заголовков, знаков препинания и пробелов, символов, абзацев. Логическое и физическое оформление текстов. Использование стилей. Проверка орфографии | 7 | 3.10-16.10 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 1 | 18.10 |
Тема «Исполнители» Исполнители вокруг нас. Состояния исполнителя. Команды-приказы и команды-вопросы. Непосредственное и программное управление исполнителем. Языки программирования | 2 | 20.10-29.10 |
Тема «Алгоритмы управления исполнителями» Исполнитель Робот. Непосредственное и программное управление исполнителем. Общий вид алгоритма, комментарии в алгоритмическом языке. Исполнение программы, состоящей из одного алгоритма. Запись нескольких команд в одной строке. Ошибки в алгоритмах | 2 | 1.11-20.11 |
Тема «Вспомогательные алгоритмы» Основные и вспомогательные алгоритмы. Метод последовательного уточнения. Заголовки вспомогательных алгоритмов. Разделение труда между компьютером и исполнителями | 2 | 21.11-3.12 |
Тема «Цикл n раз» Пример алгоритма с циклом n раз. Общий вид цикла n раз. Короткие алгоритмы и длинные последовательности действий. Вспомогательные алгоритмы внутри цикла. Вложенные циклы | 2 | 4.12-20.12 |
Тема «Цикл пока» Команды-вопросы Робота. Цикл пока, общий вид цикла пока. Цикл n раз и цикл пока. Условия в цикле пока. Свойства цикла пока. Составление алгоритмов с циклом пока. Примеры построения алгоритмов | 2 | 12.01-26.01 |
Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 1 | 27.01 |
Тема « Команды ветвления и контроля» Общий вид команды если. Команды контроля. Пример алгоритма с командой утв. Выбор из многих вариантов. Общий вид команды выбор | 2 | 3.02-26.02 |
Тема «Анализ и тестирование алгоритмов» Анализ и тестирование алгоритмов. Пример рассуждения, подтверждающего правильность алгоритма. Использование промежуточных утверждений для доказательства правильности алгоритмов. Тестирование алгоритмов | 2 | 27.03-27.24 |
Итоговое повторение | 2 | 15.05-29.05 |
Поурочное планирование изучения учебного материала 7 класс
Но мер урока | Тема урока | Планируемые сроки прохождения |
1 | Техника безопасности при работе с компьютерами и другими электронными устройствами | 1 неделя |
| |
2 | История возникновения информатики | 2 неделя |
3 | Информация – обобщающее понятие современной науки | 3 неделя |
| |
4 | Как компьютер хранит информацию | 4 неделя |
5 | Двоичное кодирование чисел | 5 неделя |
6 | Двоичное кодирование текстов | 6 неделя |
7 | Единицы измерения объемов данных и скорости их передачи | 7 неделя |
8 | Физические и информационные характеристики объектов и данных | 8 неделя |
9 | Информационные характеристики изображений | 9 неделя |
10 | Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 10 неделя |
| |
11 | Компьютер – лучший инструмент для обработки текстов | 11 неделя |
12 | Базовые возможности текстового редактора | 12 неделя |
13 | Правила оформления текстов на компьютере | 13 неделя |
14 | Оформление символов | 14 неделя |
15 | Оформление абзацев | 15 неделя |
16 | Стилевое форматирование | 16 неделя |
17 | Проверка орфографии | 17 неделя |
18 | Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 18 неделя |
| |
19 | Исполнители вокруг нас | 19 неделя |
20 | Непосредственное и программное управление | 20 неделя |
| |
21 | Исполнитель Робот | 21 неделя |
22 | Программное управление Роботом | 22 неделя |
| |
23 | Понятие о вспомогательном алгоритме | 23 неделя |
24 | Метод последовательного уточнения | 24 неделя |
| |
25 | Цикл n раз | 25 неделя |
26 | Вложенные конструкции | 26 неделя |
| |
27 | Цикл пока | 27 неделя |
28 | Свойства цикла пока | 28 неделя |
29 | Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа | 29 неделя |
| |
30 | Команды ветвления и контроля | 30 неделя |
31 | Выбор из многих вариантов | 31 неделя |
| |
32 | Анализ и доказательство правильности алгоритмов | 32 неделя |
33 | Тестирование алгоритмов | 33 неделя |
| |
34 | Повторение: основные понятия курса | 34 неделя |
35 | Итоговое тестирование | 35 неделя |
35 ч (1 ч в неделю)