СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса»»




Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Балтийский Федеральный университет

Имени Иммануила Канта

Институт образования




Задание

По учебной дисциплине

«Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса»







Выполнила студентка 3 курса

44.03.05 Педагогическое образование

С двумя профилями подготовки:

«Математика и Информатика»

Шипицина Наталия Дмитриевна















Калининград, 2020 год



Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета, курса по ФГОС

Общие положения


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорнымучебным материалом, служащим основой для последующего обучения.


Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся:

1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

— первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

— выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

— выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний  как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным1; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;

3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие  принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;

4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат; 
5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом  (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);

6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы2; 
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения3 задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);

8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что  требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;

9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценкуИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельности парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. 
В структуре планируемых результатов выделяются: 
1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей5. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях.

2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»6 к каждому разделу учебной программы. Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических  задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Планируемые результаты, отнесённые к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данной ступени и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся — как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя. 
Достижение планируемых результатов, отнесённых к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся, ведётся  с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, — с помощью заданий повышенного уровняУспешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.



Содержание учебного предмета, курса


В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.

Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:

- наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,

- перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,

- направления проектной деятельности обучающихся,

- использование резерва учебного времени.

В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).

Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.

Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.



3.Тематическое планирование с указанием кол-ва часов, отводимых на освоение каждой темы

Планируемые результаты обучения математике в 5 классе

Математика

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • понимать особенности десятичной системы счисления;

  • использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;

  • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

  • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;

  • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;

Учащийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

  • научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Календарно-тематическое планирование по учебнику математики 5 класса, автор Мерзляк А.Г.

Номер

урока

Содержание учебного
материала

Количество часов

Примерные сроки своения

Повторение за курс начальной школы

1

01.09

Глава 1

Натуральные числа

23

 

2-3

Ряд натуральных чисел

2

03.09-04.09

4-6

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

3

05.09-07.09

7-11

Отрезок. Длина отрезка

5

08.09-13.09

12-15

Плоскость. Прямая. Луч

4

14.09-18.09

16-18

Шкала. Координатный луч

3

19.09-21.09

19-22

Сравнение натуральных чисел

4

22.09-26.09

23

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Натуральные числа»

1

27.09

24

Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа»

1

28.09

Глава 2

Сложение и вычитание натуральных чисел

38

 

25-29

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

5

29.09-04.10

30-35

Вычитание натуральных чисел

6

05.10-11.10

36-38

Числовые и буквенные выражения. Формулы

3

12.10-15.10

39

Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание
натуральных чисел»

1

16.10

40-43

Уравнение

4

17.10-20.10

44-45

Угол. Обозначение углов

2

22.10-23.10

46-50

Виды углов. Измерение углов

5

24.10-06.11

51-53

Многоугольники. Равные фигуры

3

07.11-09.11

54-57

Треугольник и его виды

4

10.11-14.11

58-60

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

3

15.11-17.11

61

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Геометрические фигуры»

1

19.11

62

Контрольная работа № 3 по теме «Геометрические фигуры»

1

20.11

Глава 3

Умножение и деление натуральных чисел

45

 

63-67

Умножение. Переместительное свойство умножения

5

21.11-26.11

68-71

Сочетательное и распределительное свойства умножения

4

27.11-30.11

72-79

Деление

8

01.12-10.12

80-82

Деление с остатком

3

11.12-13.12

83-85

Степень числа

3

14.12-17.12

86

Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление
натуральных чисел»

1

18.12

87-91

Площадь. Площадь прямоугольника

5

19.12-24.12

92-95

Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

4

25.12-28.12

96-100

Объём прямоугольного параллелепипеда

5

10.01-15.01

101-104

Комбинаторные задачи

4

16.01-19.01

105-106

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Геометрические тела»

2

21.01-22.01

107

Контрольная работа № 5 по теме «Геометрические тела»

1

23.01

Глава 4

Обыкновенные дроби

20

 

108-113

Понятие обыкновенной дроби

6

24.01-30.01

114-116

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

3

31.01-02.02

117-118

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2

04.02-05.02

119

Дроби и деление натуральных чисел

1

06.02

120-125

Смешанные числа

6

07.02-13.02

126

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Обыкновенные дроби»

1

14.02

127

Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби»

1

15.02

Глава 5

Десятичные дроби

55

 

128-132

Представление о десятичных дробях

5

16.02-21.02

33-136

Сравнение десятичных дробей

4

22.02-27.02

137-139

Округление чисел. Прикидки

3

28.02-02.03

140-146

Сложение и вычитание десятичных дробей

7

04.03-12.03

147

Контрольная работа № 7 по теме «Десятичные дроби»

1

13.03

148-155

Умножение десятичных дробей

8

14.03-22.03

156-165

Деление десятичных дробей

10

23.03-10.04

166

Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

11.04

167-169

Среднее арифметическое. Среднее значение величины

3

12.04-15.04

170-174

Проценты. Нахождение процентов от числа

5

16.04-20.04

175-179

Нахождение числа по его процентам

5

23.04-26.04

180-181

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты»

2

27.04-29.04

182

Контрольная работа № 9по теме «Проценты»

1

30.04

Повторение и систематизация
учебного материала

22

 

183-196

Упражнения для повторения курса
5 класса

14

03.05-20.05

197-198

Итоговая контрольная работа № 10

2

21.05-22.05

199-204

Резерв

6

23.05-29.05















Календарно-тематическое планирование по учебнику информатики 7 класса, авторы Ккушниренко А.Г. и Леонов А.Г.

Тема, основное содержание

Кол-во часов

Примерные сроки освоения

Тема «Информатика ― наука и школьный предмет»

Информатика как школьный предмет. История возникновения информатики. Информация ― обобщающее понятие современной науки. Информация и данные. Высокие темпы развития информационно-коммуникационных технологий. Техника безопасности при работе с компьютерами и информационными устройствами

3

01.09-15.09

Тема «Двоичное кодирование»

Как компьютер хранит информацию. Двоичное кодирование чисел.

Шестнадцатеричная форма записи двоичных чисел.

Двоичное кодирование текстов. Единицы измерения объемов данных и скорости их передачи. Производные единицы измерения объемов данных, стандартизация производных величин в информатике. Физические и информационные характеристики объектов и данных. Информационные характеристики изображений. Примеры решения задач

6

16.09-29.09

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа

1

1.10

Тема «Обработка текстов на компьютере»

Базовые возможности текстового редактора. Оформление текста: заголовков, знаков препинания и пробелов, символов, абзацев.

Логическое и физическое оформление текстов. Использование стилей. Проверка орфографии

7

3.10-16.10

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа

1

18.10

Тема «Исполнители»

Исполнители вокруг нас. Состояния исполнителя. Команды-приказы и команды-вопросы. Непосредственное и программное управление исполнителем. Языки программирования

2

20.10-29.10

Тема «Алгоритмы управления исполнителями»

Исполнитель Робот. Непосредственное и программное управление исполнителем. Общий вид алгоритма, комментарии в алгоритмическом языке. Исполнение программы, состоящей из одного алгоритма. Запись нескольких команд в одной строке. Ошибки в алгоритмах

2

1.11-20.11

Тема «Вспомогательные алгоритмы»

Основные и вспомогательные алгоритмы. Метод последовательного уточнения. Заголовки вспомогательных алгоритмов. Разделение труда между компьютером и исполнителями

2

21.11-3.12

Тема «Цикл n раз»

Пример алгоритма с циклом n раз. Общий вид цикла n раз.

Короткие алгоритмы и длинные последовательности действий.

Вспомогательные алгоритмы внутри цикла. Вложенные циклы

2

4.12-20.12

Тема «Цикл пока»

Команды-вопросы Робота. Цикл пока, общий вид цикла пока. Цикл раз и цикл пока. Условия в цикле пока. Свойства цикла пока. Составление алгоритмов с циклом пока. Примеры построения алгоритмов

2

12.01-26.01

Обобщение и систематизация изученного. Проверочная работа

1

27.01

Тема « Команды ветвления и контроля»

Общий вид команды если. Команды контроля. Пример алгоритма с командой утв. Выбор из многих вариантов. Общий вид команды выбор

2

3.02-26.02

Тема «Анализ и тестирование алгоритмов»

Анализ и тестирование алгоритмов. Пример рассуждения, подтверждающего правильность алгоритма. Использование промежуточных утверждений для доказательства правильности алгоритмов. Тестирование алгоритмов

2

27.03-27.24

Итоговое повторение

2

15.05-29.05





Поурочное планирование изучения учебного материала 7 класс

Но

мер урока

Тема урока

Планируемые сроки

прохождения

1

Техника безопасности при работе с компьютерами

и другими электронными устройствами



1 неделя



2

История возникновения информатики

2 неделя

3

Информация – обобщающее понятие современной науки

3 неделя



4

Как компьютер хранит информацию

4 неделя

5

Двоичное кодирование чисел

5 неделя

6

Двоичное кодирование текстов

6 неделя

7

Единицы измерения объемов данных и скорости их передачи

7 неделя

8

Физические и информационные характеристики объектов и данных

8 неделя

9

Информационные характеристики изображений

9 неделя

10

Обобщение и систематизация изученного.

Проверочная работа

10 неделя



11

Компьютер – лучший инструмент для обработки текстов

11 неделя

12

Базовые возможности текстового редактора

12 неделя

13

Правила оформления текстов на компьютере

13 неделя

14

Оформление символов

14 неделя

15

Оформление абзацев

15 неделя

16

Стилевое форматирование

16 неделя

17

Проверка орфографии

17 неделя

18

Обобщение и систематизация изученного.

Проверочная работа

18 неделя



19

Исполнители вокруг нас

19 неделя

20

Непосредственное и программное управление

20 неделя



21

Исполнитель Робот

21 неделя

22

Программное управление Роботом

22 неделя



23

Понятие о вспомогательном алгоритме

23 неделя

24

Метод последовательного уточнения

24 неделя



25

Цикл n раз

25 неделя

26

Вложенные конструкции

26 неделя



27

Цикл пока

27 неделя

28

Свойства цикла пока

28 неделя

29

Обобщение и систематизация изученного.

Проверочная работа

29 неделя



30

Команды ветвления и контроля

30 неделя

31

Выбор из многих вариантов

31 неделя



32

Анализ и доказательство правильности алгоритмов

32 неделя

33

Тестирование алгоритмов

33 неделя



34

Повторение: основные понятия курса

34 неделя

35

Итоговое тестирование

35 неделя

35 ч (1 ч в неделю)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!