СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект тематического урока «КРАЙ НАШ ТАМБОВСКИЙ» для обучающихся ДШИ по ДОП в рамках учебного предмета «Хоровое пение»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Получение обучающимися опыта переживания и формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества (Родина, Отечество, человек, мир, знание, культура).

Задачи:

  • воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, формировать чувство патриотизма - любви к родному краю, к месту, где ты родился и живёшь.
  • формировать знания о Тамбовской области, её культурно-историческом прошлом;
  • дать обучающимся первоначальные сведения о людях, живших в Тамбовском крае  и прославивших его;
  • формировать основы российской, гражданской идентичности.

Задачи вокально-хоровой работы: дыхание, дикция и артикуляция, ансамблевое пение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект тематического урока «КРАЙ НАШ ТАМБОВСКИЙ» для обучающихся ДШИ по ДОП в рамках учебного предмета «Хоровое пение»»

МБУ ДО ДШИ Моршанского района

2023 г.

«КРАЙ НАШ ТАМБОВСКИЙ»

Тематический урок для обучающихся по ДОП в области музыкального искусства, учебный предмет «Хоровое пение»

Преподаватель: Мокшанова И.В.

Место и время проведения: 28 сентября 2023 г., 13 ч. 05 мин., Устьинская СОШ

Формы проведения (по виду): мультимедийная лекция; просмотр м/ф «Мульти-Россия: Тамбовская область»; практическая деятельность

Цель: Получение обучающимися опыта переживания и формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества (Родина, Отечество, человек, мир, знание, культура).

Задачи:

  • воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, формировать чувство патриотизма - любви к родному краю, к месту, где ты родился и живёшь.

  • формировать знания о Тамбовской области, её культурно-историческом прошлом;

  • дать обучающимся первоначальные сведения о людях, живших в Тамбовском крае и прославивших его;

  • формировать основы российской, гражданской идентичности.

Задачи вокально-хоровой работы: дыхание, дикция и артикуляция, ансамблевое пение.

Оборудование: мультимедийная презентация, м/ф «Мульти-Россия. Тамбовская область»; фонограммы: Гимна Тамбовской области («Марш славянки») В. Агапкина, песен «Наш край» Д. Кабалевского и «Школа» М. Гребенщикова.


ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ. МОТИВАЦИЯ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

1.1.Приветствие: «Здравствуйте, ребята!» - преподаватель поёт поступенно от «ДО»1 до «СОЛЬ»1. – «Здравствуйте, учитель!» - обучающиеся пропевают в обратном направлении.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Сегодняшний урок наш будет необычный – тематический.

Итак, начнем урок. Послушайте мелодию.

    1. Игра «Угадай мелодию»

Цель: Стимуляция внутренней памяти и слуха при помощи записи посредством нот на нотном стане. Метод позволяет расширять внутренний альбом ребёнка, приучает к сольфеджированию, тренирует музыкальный слух.

На слайде – отрывок мелодии, записанный нотами (без названия и слов).

Звучит фрагмент мелодии из песни Д.Б. Кабалевского «Наш край».

- Что это за мелодия?

- Это мелодия песни «Наш край».

- О чём в ней поётся?

- Песня о Родине. Поётся о красоте родной природы; о счастливом детстве, которое дарит нам наш родной край.

- Выберите из списка слов те, которые характеризуют эту мелодию:

  • нежный

  • печальный

  • певучий

  • ласковый

  • тревожный

  • светлый

  • стремительный

  • тоскливый

  • душевный

  • радостный

  • лирический

Обучающиеся называют соответствующие характеру музыки определения.

- Какое чувство с помощью названных вами интонаций передаёт нам композитор Кабалевский?

- Свою любовь к Родине.

2. Просмотр м/ф «Мульти-Россия. Тамбовская область»

- А знаете, ребята, где родился изобретатель электрической лампочки? А где самая вкусная картошка и самый плодородный чернозём? А сколько сортов разных растений вывел садовод Мичурин?

Ответы на эти вопросы вы найдёте в коротком пластилиновом мультипликационном фильме. Просмотрите мультфильм и предположите, чему мы посвятим сегодняшний наш урок, какова будет его тема?

- Урок будет посвящён любви к Родине – вероятно, нашей малой Родине.

- Совершенно верно, и Медведь-краевед из короткометражного мульфильма провёл нам небольшой экскурс в нашу Тамбовскую область, и мелодия песни, прозвучавшая в начале уроке была тоже о Родине, о родном крае.

Тема сегодняшнего урока - «Край наш Тамбовский», и мы посвящаем урок нашей милой Тамбовщине – земле, на которой живём и с которой нас многое связывает: здесь вы родились, учитесь, здесь учились и трудились ваши мамы, папы, дедушки и бабушки.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Мультимедийная презентация «Символика Тамбовской области»

На слайде презентации - Флаг и Герб Тамбовской области.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Вчера, 27 сентября, исполнилось 86 лет со дня образования нашей Тамбовской области. Изначально Тамбовская область занимала б'ольшую территорию, чем сейчас. В современных границах наша область была сформирована в феврале 1936 года.

Герб Тамбовской области относится к числу старинных российских гербов. Улей и над ним три пчелы появились впервые на знамёнах гарнизонного полка.

В 2003 году 27 марта законом, принятым Областной думой, утверждён современный вариант герба: в лазоревом поле серебряный улей, сопровождаемый во главе щита тремя такими же пчёлами. Щит увенчан традиционной земельной короной и окружён лентой ордена Ленина.

  • ПЧЁЛЫ – общий дом, где каждый знает своё место и обязанности;

  • ЛАЗОРЕВОЕ ПОЛЕ символизирует природную чистоту, честность, верность, безупречность;

  • СЕРЕБРО – символ богатства, великодушия, справедливости;

  • Традиционная ЗЕМЕЛЬНАЯ КОРОНА указывает на статус Тамбовской области как субъекта Российской Федерации;

  • ЛЕНТА ОРДЕНА ЛЕНИНА указывает на заслуги области.

Флаг Тамбовской области был утверждён 22 февраля 2005 года.

Официальное толкование СИМВОЛИКИ ФЛАГА:

КРАСНЫЙ ЦВЕТ является символом мужества, стойкости, храбрости жителей области, напоминает о цвете исторических знамён;

СИНИЙ ЦВЕТ полотнища флага означает величие, природную красоту и чистоту Тамбовского края, верность его традициям.

И ещё один символ области - Гимн.

Гимн - слово греческого происхождения, означает «торжественная, хвалебная песнь».

Музыкой для гимна Тамбовской области стал марш «Прощание славянки» нашего земляка – военного дирижёра и композитора Василия Агапкина, написанный в начале 20-го века – в 1912 году. Текст же гимна Тамбовской области написал уже в 2004 году тамбовский поэт Александр Митрофанов.

  1. Игра «Хоровые дирижёры»

Предлагаю поиграть в «дирижёров». (Предварительно преподаватель объясняет роль обучающегося и затем вовлекает обучающихся в общий процесс).

Цель игры: получить возможность лучше ознакомиться с музыкальным произведением и получить навыки метрического тактирования (нахождения сильной доли) и руководства хором.

Исполняется (звукозапись) ГИМН ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

3. Лекция «Великие люди Тамбовского края» (с мультимедийным демонстрационным материалом – фото известных тамбовских композиторов, дирижёров и музыкантов)

В представлении россиян Тамбовский край  всегда ассоциируется с бесконечными просторами плодородной земли, цветущими садами и экологически чистой продукцией. Но славен наш край ещё и людьми.

Какая удивительная сила!

Размах у русских гениев какой!

Сыны земли Тамбовской и России,

Вы вечно живы в памяти людской… (В.Т. Дорожкина)

Город на Цне, Тамбовская земля, стали колыбелью для многих деятелей отечественной культуры, неиссякаемым источником для вдохновения и творчества. Незабываемые страницы в музыкальной жизни Тамбовщины связаны с именами В.И. Агапкина, А.И. Зилоти, А.Н. Верстовского, И.И. Державина, И.А. Шатрова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Восхищался Чайковский

Чернозёмною мощью.

За границей Рахманинов

Тосковал по Тамбовщине.

Сергей Васильевич Рахманинов: Тамбовскую губернию можно назвать родовым гнездом семьи Рахманиновых. И, прежде всего, это связано с имением Знаменское Козловского уезда (ныне – Мичуринский район). Оно было приобретено прапрадедом великого русского композитора в 18 веке. Здесь родился отец Сергея Рахманинова, а он сам впервые приехал в Знаменское в 19 веке. Будущий композитор проводил там у бабушки летние месяцы.

Голицын Юрий Николаевич (1823-1872) - композитор, дирижер, хормейстер. Князь Голицын организовал хоровую капеллу крепостных крестьян Тамбовской губернии и имевшую невероятный успех.

Великий русский композитор Чайковский Петр Ильич (1840-1893), создавший высочайшие образцы опер, балетов, симфонических и камерных произведений, неоднократно отдыхал и работал в селе Усово Кирсановского уезда Тамбовской губернии.

Бигдаш-Богдашев Поликарп Никитович (1877-1970) – дирижер, организатор и руководитель народных хоров в Тамбове с 1902 по 1921 г., первый председатель хорового общества в Тамбове.

Кадичев Федор Михайлович (1884-1942) - композитор, педагог, дирижер. С 1909 г. и до конца жизни работал в Тамбовском музучилище. Автор шести опер, восьми симфоний, многих сонат, пьес.

Кастальский Александр Дмитриевич (1856-1926) - выдающийся русский духовный композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального фольклора,

Стариков Соломон Моисеевич (1869-1932) - музыкальный деятель, пианист, педагог, дирижер, директор и педагог Тамбовского музучилища.

Шатров Илья Алексеевич (1879-1952) - военный дирижер, автор музыки вальса "На сопках Маньчжурии". Руководил оркестром Тамбовской краснознаменной кавалерийской школы, был дирижером в Тамбовском суворовском училище.

Реентович Марк Наумович (1886-1953) - скрипач, дирижер, педагог, заслуженный артист РСФСР.

Садовников Виктор Иванович (1886-1964) - певец, композитор, дирижер, специалист в области вокальной методологии. Педагогическую деятельность совмещал с творческой.

Васильев-Буглай Дмитрий Степанович (1888-1956) - композитор, хоровой дирижер, заслуженный деятель искусств России. В 1906-1921 гг. занимался педагогической работой, руководил хоровыми коллективами в Тамбове

Сметанин Григорий Александрович (1894-1952) - композитор и педагог. Возглавлял Тамбовское отделение Союза советских композиторов,. Автор четырех симфоний, оратории "Зоя", многих песен.

Делициев Сергей Гаврилович (1903-1981) - дирижер, пианист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

Семенов Александр Георгиевич (1907-1958) - музыкант-виртуоз, профессор, преподаватель Московской консерватории. Подготовленная им "Школа игры на кларнете" - основной учебник и методическое пособие по совершенствованию игры на этом инструменте. Родился в г. Тамбове.

Гурьев Юрий Николаевич (1928-1997) - композитор, автор хоровой кантаты "Могучий Урал", хоровой симфонии "Человек и Земля", массовых песен и музыки для детей.

Рехин Игорь Владимирович (р. 1941) - заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России, обладатель рекорда Гиннеса в области композиции, член Всемирной ассоциации гитаристов. Сочинения И.В. Рехина для гитары включают в число обязательных на международных конкурсах. Родился в г. Тамбове, учился в музыкальной школе и музучилище.

Чернавский Юрий Александрович (р. 1947) - композитор, аранжировщик, заслуженный артист РФ (1991). Автор большого количества песен, среди исполнителей которых А. Пугачева, В. Леонтьев, М. Боярский и др. Автор музыки к спектаклям, кинофильмам (“Движение”, ”Сезон чудес”, ”Выше радуги” и др.).

Пермякова Александра Андреевна (р. 1949) - певица, режиссер, заслуженный деятель искусств России. Возглавляет Хор им. Пятницкого в качестве директора и художественного руководителя. Родилась в с. Питерка 1-ая Моршанского района Тамбовской области.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Как видите, многие имена известных как в России, так и в мире людей связаны с нашей родной Тамбовщиной. Сколько таких удивительных людей прошло его дорогами нашего края, оставив след в его судьбе. И это ещё не полный список. Многие из них были и дирижёрами хоров, оркестров, и педагогами, посвятившими себя музыкальному искусству.


4. Вокально-хоровая работа. Песня «Школа». Музыка М. Гребенщикова. Слова М. Гребенщикова, А. Алеко

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Мы с вами тоже посвятили себя великому музыкальному искусству – хоровому пению, учимся самовыражаться через приятное общение с певческим искусством.

Продолжим вокальную работу над песней «Школа».

4.1. Упражнения (для раскрепощения нижней челюсти – упражнения на слоги БА, МА, ДА, на преодоление вялости и малоподвижности языка – упражнение на слог ЛЯ).

4.2. Отработка исполнения песни по плану:

  • дыхание - бесшумный короткий вдох, опора дыхания, спокойное постепенное его расходование. Цель - овладевать распределением дыхания от вдоха до выдоха;

  • дикция и артикуляция – работа над активностью артикуляционного аппарата и его освобождением от напряжения: язык, губы, расслабление нижней челюсти, расслабление мышц шеи и лица;

  • певческий звук - следить за качеством его ведения (работа по фразам)

  • правильное, осмысленное, выразительное исполнение.



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ИТОГ

    1. Рефлексия. «Мишень»















3.2. Вывод

Сегодня мы узнали о знаменитых людях Тамбовского края.

С Тамбовщиной связаны имена многих музыкальных деятелей, прославивших не только свою малую Родину, но и свою страну. Это и композиторы, и дирижёры, и актёры, и певцы. Здесь рождались многие произведения, пополнившие Золотой фонд русского и мирового искусства.

Наша память навечно сохранит имена тех, кто составил славу и гордость родной земли. Так будем же ещё больше любить и беречь свою Родину, приумножать её духовное богатство.

Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!