СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру “ Страницы истории 20-30х годов” " Методист: Осипова Л.В. Астраханский социально-педагогический колледж

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру “ Страницы истории 20-30х годов” " Методист: Осипова Л.В. Астраханский социально-педагогический колледж»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»







Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру “ Страницы истории 20-30х годов” (4 класс)






Выполнила:

студентка 1 «АС» группы

________ Серебренникова Е.С.

Проверили:

Учитель начальных классов «СОШ №32»

_______Яковенко Е.П.

Методист АСПК

_______ Осипова Л.В.

Астрахань,2021







Программа


Класс

4 «Г»

Тема урока

Страницы истории 20-х – 30-х годов

Вид деятельности

Введение нового знания

Цель

Формирование представлений о жизни страны в 20-30-е годы

Задачи

А)Образовательная

Б)Развивающая

В)Воспитательная

- Познакомить детей с основными этапами истории 20-х – 30-х годов;

- Развивать речи, память, внимание, устную речь, логическое мышление.

-Воспитывать любовь к родной стране, патриотические чувства.



Планируемые результаты

Личностные

Формировать положительное отношение к предмету «Окружающий мир».

Предметные

Уметь работать с информацией (текст, фотографии).


Метапредметные


Личностные

формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

Познавательные

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

делать выводы о результатах совместной работы.


Регулятивные

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.


Коммуникативные

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.







Тип урока

открытия новых знаний.

Форма проведения

объянительно-иллюстративная

Оборудование для учителя

компьютер,проектор, презентация.

Оборудование для учащихся

учебник,тетрадь























Ход урока




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю – я смогу
И друзьям я помогу.

— Давайте пожмем друг другу руки и пожелаем удачи.


Учащиеся:

Приветствуют учителя. Садятся. Настраиваются на работу.


Регулятивные организация рабочего места.

Познавательные Умение воспринимать речь учителя


  1. Актуализация знаний

-Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

- С какого года начинается отсчет ХХ века?

- Что отмечалось в 1913 году, в феврале?


- Какое событие произошло в начале этого века, что изменило ход истории?

- Почему она называлась «мировой»?


- Кто такие большевики?


- Какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 г.?





– Что такое гражданская война?


- А более подробный опрос, проведем в виде теста, который у вас на столах.


Тест Россия вступает в ХХ век

1. Назовите последнего российского государя

а) Иван Четвёртый б) Николай Первый в) Пётр Первый г) Николай Второй

2. Отметь год начала Первой мировой войны.

а) 1913 г. б) 1915 г. в) 1914 г. г) 1917 г.

3. Укажи год, когда произошла Октябрьская революция.

а) 1913 г. б) 1917 г. в) 1915 г. г) 1918 г.

4. Как называли противников большевиков?

а) белыми б) зелеными в) серыми г) красными

5. Закончи высказывание. Решительные действия с целью глубоких изменений в обществе – это:

а) война б) переворот в) революция г) реформа

6. Вспомни, в каком городе расстреляли царскую семью?

а) в Петербурге б) в Екатеринбурге в) в Москве г) в Красноярске

7. Кто стал победителем Гражданской войны?

а) белые б) зеленые в) серые г) красные

-Давайте сверим ваши ответы(слайд).

Учащиеся:


-С 1901 г

-300-летие со дня избрания Романовых на царство

-Первая мировая война


- В ней участвовала не одна страна, несколько.

- Большевики – это сторонники В.И. Ленина.

- Отречение Николая Второго от престола. Россия вышла из мировой войны. К власти пришли большевики. Октябрьская революция.


-Война, происходившая между гражданами одной страны.


Коммуникативные

формулировать свое мнение и позицию

  1. Изложение нового материала

1)Беседа

- Ребята, послушайте стихотворение внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока. Как стало называться наше государство в 20-е годы?

Красивы в убранстве лесов и озер

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Эстонка и русский, грузин и узбек

С открытой душой породнились навек.

Скрепили пожатья над кручами гор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Казах и армянка, киргиз и таджик

Для дружбы нашли самый верный язык.

Единой семьею живут с давних пор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Туркмен, украинка, латыш, белорус –

Зовут отчим домом...

-Правильно! Кто догадался какая тема нашего урока?


- Отлично. Какие цели мы можем поставить на урок?

- Сегодня мы познакомимся с новым государством –Советским Союзом, узнаем, какие события произошли в это время.

Учащиеся:














Советский Союз

Тема нашего урока «Страницы истории 1920-1930 годов».


Узнать о Советском Союзе, о событиях истории 1920-1930 годов

Коммуникативные

Умение вступать в диалог, умение вести и поддерживать беседу

2)Работа по теме урока


















  1. Продолжение работы по теме урока





































Физкультмиутка


- В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик (слайд карты СССР)

Государство существовало с 1922 по 1991 год на большей части территории Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть.


- И выиграл в этой борьбе Иосиф Виссарионович Сталин – выдающийся деятель и политик 20 века, лидер Советов.

-Давайте же узнаем, что происходило в то время.

-Откройте учебник на странице 136. Прочитайте текст в самом начале страницы.

-Почему же государство Советский Союз назвали именно так?


-Правильно, молодцы!


- Полное название – Союз Советских Социалистических Республик или СССР.

-Давайте же разберемся, почему именно так.

-Что значит слово «союз»? Да, это слово в названии символизирует объединение всех республик в одно большое государство. Почему «советских»? Как вы уже прочитали ранее, управление государством взяли на себя Советы, именно поэтому республики стали советскими. А о чем же говорит нам слово «социалистические»? О том, что в государстве строился социализм. Что же значит это слово? А то, что государство делало всё во благо народа, все люди имеют равные права и обязанности, права на жильё, образование, медицину, то есть делалось всё для того, чтобы народ жил лучше. Ну а республики – это частички из которых и состояло огромное государство Советский Союз.

- А поподробнее про них вы можете прочитать на этой же странице текст «Образование Советского Союза»

- Сколько же республик вошло в СССР? Назовите столицу СССР. С какого года Москва стала столицей страны?

- Сейчас пользуясь картой учебника на странице 134-135 соединим столбики. В левом столбике даны 15 республик, а в правом их столицы.

Россия Вильнюс

Белоруссия Киев

Украина Таллин

Армения Рига

Азербайджан Кишинёв

Литва Москва

Латвия Душанбе

Молдавия Ташкент

Казахстан Баку

Таджикистан Фрунзе

Киргизия Тбилиси

Узбекистан Алма-Ата

Грузия Минск

Туркмения Ереван

Эстония Ашхабад



- Давайте немного разомнемся.

Раз-согнулись, разогнулись

Два-присесть и потянулись

Три-в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка

На четыре –руки шире (рывки руками)

Пять -повернёмся мы опять (повороты туловища в стороны)

Шесть -тихо сесть

- Очень большую территорию занимал Советский Союз. Для того, чтобы с новым государством начали считаться соседние страны, оно должно было стать сильным и хорошо защищенным, со многими заводами и фабриками, электростанциями, хорошо работающими железными дорогами и речными и морскими путями. Для защиты страны нужны были большая и хорошо вооруженная армия и флот.

-Осмотрите внимательнее фотографию в учебнике на странице 137. Кого вы видите?

- Что они делают?

-Почему у них на голове платки? (мода, со временем превратилась в обыденность)

-Посмотрите на их лица, что они выражают? (сосредоточенность)

-Обратите внимание на чем они пишут. Кто на обычных листах бумаги, а кто на тетрадях. Такие большие тетради были в то время у ваших прабабушек и прадедушек.

-Посмотрите на ручки. В то время были не привычные нам шариковые ручки, а перьевые. А наши шариковые ручки впервые были выпущены в производство в 1965 году. Они были очень дорогие и представляли из себя буквально роскошь.

-А есть ли у этих девушек на столе учебники? Учебники тоже были дорогие и не все могли себе их позволить.

-А почему эта фотография в черно-белом цвете? В то время цветные фотографии были редкостью.

- Давайте придумаем заголовок для этой фотографии.

- Государству нужны были и грамотные инженеры, учителя, агрономы, ученые. Поэтому необходимо было ликвидировать неграмотность, так как в наследство от царской России новой власти досталось почти неграмотное население – мало кто умел читать и писать.

-Рассмотрите герб СССР. Каждая деталь государственного герба Советского Союза изображена не просто так, ведь смысл есть во всем, и герб СССР не исключение. Что означает перекрещение серпа и молота? Сколько ленточек перевивают колосья пшеницы? Что это означало? Почему красная звезда изображена на гербе? Что символизирует солнце на гербе? Серп и молот — символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. 15 ленточек – 15 республик. Пятиконечная красная звезда с жёлтым ободком - знак воинов Красной армии, освободивших трудящихся от голода, войны и нищеты. Солнце на гербе символ светлого будущего

- Что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы?

- Прочитайте текст «Страна-труженица» на с. 138–139 учебника.

- 1926–1928 годы истории называют начальным этапом индустриализации. За это время более чем вдвое увеличились вложения в промышленность и техническое оснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивается и новое строительство. В 1929–1937 годы создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии. Появились новые города, заводы, электростанции, метро в Москве, между Петроградом и Москвой появилась железная дорога. Стали возникать коллективные хозяйства (колхозы).

В феврале-марте 1930 года началось массовое раскулачивание, которое вызвало крестьянские выступления более 700 тыс. человек.

РАСКУЛАЧИТЬ, -чу, -чишъ; -ченный; сое., кого-что. В годы коллективизации сельского хозяйства: лишить крестьянина, считавшегося кулаком2, средств производства, права пользоваться землёй и политических прав.

Начинается отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания. После создания колхозов у крестьян стали отбирать весь хлеб и другие продукты. Разразился страшный голод, который унес жизни многих сельских жителей. Мужчины бросали свои разоренные хозяйства, забивали двери и окна изб и отправлялись на Урал.

Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.

Учащиеся:

















Основным звеном в управлении государством стали Советы. Поэтому и новую власть назвали Советской, а государство – Советским Союзом.




Объединение















15 республик

Москва

С 1918


















































  1. Закрепление изученного

Беседа по вопросам:

– Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года?

– Как позднее стали называть большевиков?

– Когда появилось новое государство – СССР?

– Сколько республик входило в состав СССР?

- Из каких частей состоял герб СССР?

– Какие изменения произошли в стране?

– Что построили в 20–30-х годах?




В 1922г




Коммуникативные: Умение выражать свои мысли в устной форме

  1. Итоги урока

-С чем мы сегодня познакомились?

-Что узнали нового?

-Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?


Коммуникативные: Умение выражать свои мысли в устной форме

  1. Рефлексия

-Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...

Было интересно ...

Было не понятно ...

Было легко …

-Урок окончен,всем спасибо,мне было приятно с вами работать.Можете быть свободны.

Учащиеся:

Коммуникативные: Умение слушать учителя. Самооценка








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!