СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по ИЗО на тему "Край наш Северный".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать расширению представлений о Крайнем Севере в тундре и Арктике (погода, природа, животный мир), о приспособлении человека к жизни в суровых условиях. Задачи: 

  1. Закрепить знание детей о Крайнем Севере;
  2. Уточнить знания детей о северном олене, белом медведе;
  3. Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание;
  4. Развивать художественное восприятие в процессе рассматривания произведений живописи русских художников;

Материал: картины И.И. Шишкина «На севере диком», А.К. Саврасова «Зима»; иллюстрации с изображением северного оленя, белого медведя, Тундры, Арктики; оформление центральной стены музыкального зала; тонированные альбомные листы с изображением Умки.  ^ Предварительная работа: 

  • рассматривание картин «Дети Севера», И.Э. Грабаль “Февральская глазурь”, К.Ф. Юон “Зимнее солнце” В.В.Переплетчиков “Зимой в лесу”; Н.А.Пластов “Первый снег”;
  • заучивание стихов В. Якунина;
  • беседы о жителях Крайнего Севера на тему «Жизнь Севера», чтение художественных произведений о жизни на севере; рассматривание иллюстраций о народах Севера; изучение животного и растительного мира Севера; расширяли представления детей о многообразии окружающего мира;
  • народная северная игра «Ловля оленей», музыкальная подвижная игра «У оленя дом большой», подвижная игра «Солнце»;
  • дидактические игры «Сложи картинку», «Кубик развивай-ка», работа с картой;
  • тонировали бумагу с помощью акварельных красок и полиэтиленовой пленки. Делали медвежонка двумя способами по выбору ребенка (рисовали с помощью тычка, вырезали медвежонка из белой бумаги фигурными ножницами).

^ Обогащение словаря: тундра, Арктика, оленевод, чум, нарты, малица, Полярная звезда, Большая и Малая Медведица. Здоровьесберегающие технологии:  - гимнастика для глаз; - музыкально-ритмические движения. - пальчиковая гимнастика ^ Сюрпризный момент: встреча северного жителя – эскимоса;   

Просмотр содержимого документа
«Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по ИЗО на тему "Край наш Северный".»




КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ИЗО С ДЕТЬМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Итоговое занятие по комплексно-тематическому планированию

на тему:

«Край наш северный»

Провела воспитатель

1 квалификационной категории

Москалева Лилиана Владимировна д/с21 г.Новочеркасск


Цель: способствовать расширению представлений о Крайнем Севере в тундре и Арктике (погода, природа, животный мир), о приспособлении человека к жизни в суровых условиях.

Задачи: 


  1. Закрепить знание детей о Крайнем Севере;


  2. Уточнить знания детей о северном олене, белом медведе;


  3. Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание;


  4. Развивать художественное восприятие в процессе рассматривания произведений живописи русских художников;


Материал: картины И.И. Шишкина «На севере диком», А.К. Саврасова «Зима»; иллюстрации с изображением северного оленя, белого медведя, Тундры, Арктики; оформление центральной стены музыкального зала; тонированные альбомные листы с изображением Умки. 

^ Предварительная работа: 


  • рассматривание картин «Дети Севера», И.Э. Грабаль “Февральская глазурь”, К.Ф. Юон “Зимнее солнце” В.В.Переплетчиков “Зимой в лесу”; Н.А.Пластов “Первый снег”;


  • заучивание стихов В. Якунина;


  • беседы о жителях Крайнего Севера на тему «Жизнь Севера», чтение художественных произведений о жизни на севере; рассматривание иллюстраций о народах Севера; изучение животного и растительного мира Севера; расширяли представления детей о многообразии окружающего мира;


  • народная северная игра «Ловля оленей», музыкальная подвижная игра «У оленя дом большой», подвижная игра «Солнце»;


  • дидактические игры «Сложи картинку», «Кубик развивай-ка», работа с картой;


  • тонировали бумагу с помощью акварельных красок и полиэтиленовой пленки. Делали медвежонка двумя способами по выбору ребенка (рисовали с помощью тычка, вырезали медвежонка из белой бумаги фигурными ножницами).


^ Обогащение словаря: тундра, Арктика, оленевод, чум, нарты, малица, Полярная звезда, Большая и Малая Медведица.

Здоровьесберегающие технологии: 

- гимнастика для глаз;

- музыкально-ритмические движения.

- пальчиковая гимнастика

^ Сюрпризный момент: встреча северного жителя – эскимоса; 

Ход занятия.

Стена музыкального зала оформлена в стилистике северной природы. Дети с воспитателем по ИЗО входят в зал и приветствуют гостей.

Воспитатель Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня пришло гостей. Им хочется посмотреть, как вы подросли и чему научились.

^ Дети. Вместе с солнышком встаем,
Небу мы улыбку шлем,
Всей Земле — большой привет!
Ведь ее прекрасней нет! 

Воспитатель

Ребята, мы живём с вами на Крайнем севере. Природа Заполярья очень суровая. Скалистые горы, низкорослые леса, порожистые реки. 

У Севера лицо снежком усеяно,

Ледышки – на висках и бороде.

Пока привыкнешь к северной красе его-

Изменишь отношенье к красоте. (В. Якунин)

Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие на самолете. Наш самолет будет пролетать над холодными странами Крайнего Севера, тундра, Арктика. Это находится очень далеко. Вы готовы? (ответы детей). Тогда прошу пройти на борт самолета. 

Дети проходят и занимают места у мультимедиа.

Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Мы взлетаем!

^ Под шум самолета включается видеоролик с природой крайнего севера.

Воспитатель  Ребята, что интересного вы увидели, пока летели на самолете?

^ Ответы детей.

Воспитатель  Ребята, наш самолет совершил посадку в Тундре. Давайте выйдем и осмотрим местность.

Ребята встают со стульев, становятся у мультимедиа. На м/м появляется картина с изображением природы тундры (звучит музыка ветра, вьюги)

Далеко, сколько ни напрягай глаза, простирается пустынная голая местность. Нигде не видно высоких деревьев – только маленькие, карликовые ивы да березки изо всех сил жмутся к земле, растопырив во все стороны цепкие корни. Как подует холодный ураганный ветер, заметет пурга, закружит поземкой – только держись! Казалось бы, кто станет жить в таких условиях?! Так нет же – для кого-то даже негостеприимная на первый взгляд тундра – родной и любимый дом. 

^ Воспитатель  Ребята, а кто мне может сказать, какие животные живут в тундре?

Дети. Живут в тундре северный олень, песец, полярная сова, куропатка, мелкие грызуны. 

Воспитатель  А вот и первый наш гость. Какой красавец – зверь с огромными красивыми рогами. Кто это, ребята?

^ Дети. Это северный олень.

Воспитатель  А кто мне может рассказать стихотворение про оленя.

Ребёнок.

Северный олень

Быстрые ноги не вязнут в снегу,

Голову вскинул олень на бегу –

Вскинул высоко, как будто гордится,

Что человеку сумел пригодиться!

^ Воспитатель  Сначала, я хочу услышать вас, ребята. Кто ответит: где и как живут олени, чем питаются? Что спасает оленей от морозов? 

Предполагаемые ответы детей: олени живут в тундре, в стадах; питаются мхом, лишайником; от морозов спасает теплая густая шерсть.

^ Воспитатель Вы правы ребята. Олени передвигаются по тундре большими стадами. У всех оленей ветвистые рога, которые они ежегодно сбрасывают. Кроме мха и лишайника олени любят полакомиться грибами, ягодой, листьями кустарников. 

^ Воспитатель. Родная природа - второй наш дом. В России живет много разных народов, не только русские. На Севере живут якуты, ненцы, коряки, чукчи, долганы, ханты, манси и другие народы. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить там очень нелегко. 

- А почему, как вы думаете? 

^ Ответы детей. Там все время лежит снег, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры и кружат метели.

Воспитатель  Ой, ребята, по-моему к нам кто-то идет. Здравствуйте!

^ Под минусовку песни «Увезу тебя я в Тундру» в зале появляется Эскимос.

Житель севера. Здравствуйте, ребята! И что вас привело в такие холодные и далекие края.

^ Воспитатель Мы с ребятами решили совершить путешествие по северным просторам. А приехали мы сюда издалека, из города Мончегорска. 

Житель севера. Да, слышал я о таком северном городе.

Воспитатель  Расскажи нам, пожалуйста, как вы здесь живете.

^ Житель севера. Зовут меня Канак. Живу я на Севере вместе со своей семьей очень давно. Основная наша профессия – оленевод. Мы ведем кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы. Дом оленевода – чум. Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Передвигаемся мы на санях, которые называют нарты. Одежда у нас сшита из оленьей шкуры. Шуба эта называется малица. Олень и транспорт для людей Севера – это и пища, и одежда.

Воспитатель  Ребята, сколько всего интересного мы узнали. Канак, только мы немного замерзли.

^ Житель севера. Сейчас я вас согрею, давайте разведем костер и погреемся около него.

Дети вместе с северным жителем танцуют танец под песню Григория Гладкова «Эскимос» После танца гость прощается с ребятами и под музыку уходит из зала.
Житель севера. Что ж, ребята, очень с вами хорошо, но мне пора идти заниматься делами.

^ Воспитатель  Спасибо тебе, Канак! До свидания!

Под минусовку песни «Увезу тебя я в Тундру» Эскимос уходит из зала.

Воспитатель  Ну как, ребята, согрелись, тогда продолжим наше путешествие дальше. Тундра красива во все времена года. Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. А сейчас, я предлагаю вам рассмотреть картины с изображением северных просторов.

^ На м/м появляется картина И.И. Шишкина «На севере диком»

Ребята занимают места у мультимедиа.

Воспитатель  Эту картину написал художник Иван Иванович Шишкин. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, открытую снегом. Кажется, в этом царстве кроме холода нет больше ничего живого. 

Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет. Гордо, с достоинством стоит могучая сосна. Как богатая риза на плечах священника, тяжелые хлопья сверкающего снега лежат на могучих ее ветвях. На макушке сосны шапка снега как будто сливается с бегущими по грозовому небу облаками. Мы ощущаем царящее вокруг безмолвие и сгущающийся мрак. 

О чем мечтает, о чем грезит сосна? Может быть, о далекой родной душе, такой же одинокой и возвышенной? Мы не знаем этого, но чувствуем, что нет в мире такой силы, которая сможет сломать сосну, подчинить ее себе.
Ребята, какие чувства вызывает у вас эта картина?

^ Ответы детей.

Воспитатель  А мы сейчас с вами рассмотрим следующий пейзаж.

На м/м появляется картина А.К. Саврасова «Зима»

“Живописец А.К.Саврасов на своем полотне изобразил старую покосившуюся хату с взъерошенной соломенной крышей, по краям которой свисают острые, прозрачные сосульки. Над хатой вверх поднимается струйка мохнатого дыма и растворяется в холодном зимнем воздухе. Вокруг побеленной известью хаты, сплетен забор из старых, сухих, крупных веток – это плетень.

Рядом с хатой художник изобразил тонкие, высокие, гибкие березы. Кажется, что мороз окутал их голые ветки жемчужным покрывалом.

Не обошла зима и стройную ель, стоящую неподалеку от берез. Ель укутана в легкую снеговую шубу, на ветках – пуховые варежки. На старом, корявом дереве застыли красногрудые снегири. Они замерли в ожидании приближающего зимнего чуда. 

Снег на картине изображен разными оттенками белого цвета: от нежно-голубого до кремового; местами он серебристый, белоснежный, жемчужный.

Морозный, свежий воздух чувствуется в высоких нежно-голубых облаках, в неярком свете солнца и в холодных серых тенях на снегу.

Глядя на картину, кажется, что попадаешь в зимнею сказку, в которой правит волшебница зима”.

^ Воспитатель  Что удивило и порадовало художника?

Дети. Художника удивило то, что снег сверкает и искрится на солнце. Ель и березы усыпаны снегом.

^ Воспитатель  Опишите снег, изображенный на полотне.

Дети. Снег на полотне белоснежный, скрипучий, серебристый. Местами нежно-голубой, голубовато-розовый.

^ Воспитатель  Какие чувства вызывает у вас картина А.К. Саврасова?

Дети. Возникает чувство легкости, чувство восхищения. Глядя на картину, кажется, что находишься внутри ее. 

Ребёнок читает стихотворение:

“На обочине дороги
В серебристой – белой мгле
Ель, усыпанная снегом
Наклонилась к земле.
Вот изба стоит вдали
Крыша, крытая соломой,
На деревьях снегири
Свиристят своей знакомой.
Из далека прилетели, 
Отдохнуть на ветки сели.
В небо дым с трубы идет.
И береза распушила, 
Крону белую свою,
Снегом ей припорошило
Ствол и ветку каждую.
Все зима заколдовала 
Жемчугом и серебром,
Рукавом своим махнула 
И природа вся уснула”.

^ А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Воспитатель выполняет вместе с детьми гимнастику для глаз 

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

^ Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

^ Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо- влево.

Путешествовать снова начнем.

^ Глазами смотрят вверх, вниз.

Воспитатель  А сейчас мы продолжим наше путешествие. 

Включается шум самолета, дети вместе с воспитателем имитируют полет на самолете, дети выходят осмотреть местность.

На м/м появляется картина с вечными льдами

Мы прилетели в Арктику. В центре, которой находится Северный Ледовитый Океан, где мы можем встретить дрейфующие льды и много снега. Зимой в Арктике наступает полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не показывается. Кто мне может сказать, каких животных мы можем встретить среди снега, льда и воды?

^ Дети. Перечисляют животных. 

Воспитатель  А вот и житель Арктики. Кто это?

Дети. Это белый медведь.

Воспитатель  Опишите мне его, пожалуйста.

Дети. Белый медведь живет на Севере, он белого цвета. У него шерсть теплая и пушистая. У белого медведя голова вытянута с маленькими ушами на длинной шее.

^ Воспитатель Всё верно. Ребята, а нам пора возвращаться домой. Поэтому я прошу всех пристегнуть ремни и приготовиться к полету.

Включается шум самолета, воспитатель вместе с детьми имитирует самолет.

Воспитатель Вот мы и дома. Мы сегодня совершили большое путешествие, мы были в тундре, встретили там северного оленя, жителя тундры, узнали, как живут северные люди, грелись у костра. Побывали в Арктике, видели там белого медведя, помогли Умке, а также рассматривали красивые картины. Ребята, а что больше всего вам понравилось в нашем путешествии.

^ Ответы детей.

Воспитатель А сейчас я предлагаю вам пройти и сесть за столики. У меня есть для вас еще одно задание. На Севере есть одна достопримечательность – это Полярная звезда, самая яркая звезда на небе. Полярная звезда помогает людям ориентироваться на местности. Рядом с полярной звездой находятся два созвездия – это Большая и Малая Медведица. А сейчас я хочу предложить вам выполнить одно очень сложное задание. На ночном небе пропала Полярная звезда, и медвежонку сложно будет найти дорогу домой. Нам нужно помочь ему. Для того чтобы её найти, вам нужно вспомнить и собрать Большую и Малую Медведицу. А перед тем как мы начнем работать, давайте подготовим наши ручки к работе.

Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем.

1,2,3,4,5 начинаем разгибать

Только уставать начнем, сразу пальцы разожмем.

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем

Наши пальчики сплетем и соединим в ладошки,

А потом как только можно, крепко-накрепко сожмем.

Пальцы вытянулись дружно

А теперь сцепить их нужно

Кто из пальчиков сильнее 

Кто других сожмет быстрее
По окончании работы дети подходят к педагогу и вывешивают работы на стенку для коллективной выста



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!