СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект семинара "Серебряный век русской поэзии"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект семинара "Серебряный век русской поэзии" разработан для обучающихся 1 курса СПО

Просмотр содержимого документа
«Конспект семинара "Серебряный век русской поэзии"»

Министерство образования и науки Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум»









Методическая разработка занятий

по дисциплине Литература

Тема: «Творчество поэтов Серебряного века».








Подготовила и провела

преподаватель высшей категории

русского языка и литературы

Кулакова Людмила Александровна











Большое Болдино, 2023

Аннотация

Как воспитать у студентов любовь к чтению? Как помочь узнать за короткий промежуток времени о писателе больше, чем дает программа? Как заинтересовать его исследовательской деятельностью? Сегодня преподаватель должен ставить новые задачи обучения: не научить, а дать возможность научиться, не преподавать, а дать возможность найти ответ самостоятельно. Методы и технологии разные - выбор за преподавателем, какой прием будет более продуктивен на каждом конкретном занятии. А применение новых педагогических технологий - это не метод, это инструмент, который тоже стал реальностью сегодняшнего дня.

Эти занятия были проведены мной в феврале 2022 года как «открытые» со студентами 1 курса. Материал рассчитан на 4 часа, но подготовка к нему ведется на протяжении нескольких недель, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования жизни и творчества поэтов серебряного века. Но как уложиться в программные часы, когда с каждым годом на изучение литературы их все меньше? Поэтому тип занятия: семинар-конференция - выбран мною не случайно. Семинар позволяет развивать потенциал студентов, приобщать к новому типу мышления, развивать речь, внимание. Использование на занятиях научной литературы, музыки, презентаций позволяет студентам представить эпоху, услышать стихотворения, которые создавали поэты, представить их как личности. А проекты в виде презентаций – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества. А также, проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Много работы студентами было сделано самостоятельно. Я только направляла их, советовала. Я придаю успеху большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что человек станет успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований.

Проведенные занятия показали, что даже самые слабые студенты с удовольствием представляют свои проекты. Студенты становятся непосредственными участниками занятий, а не просто слушателями.

Студенты на занятии были вовлечены в различные виды деятельности: мыслительную (проблемный вопрос), познавательную (подготовка презентаций), практическую (заучивание и анализ стихотворений), защита проектов. Работали на занятиях активно, видно было, что материал им интересен. Занятия достигли поставленных целей, задачи были выполнены. Все студенты были оценены на занятиях друг другом и преподавателем. Психологическая атмосфера на занятиях - это атмосфера доверия, сотрудничества и взаимопонимания.

Методическая разработка занятий может быть полезна преподавателям литературы и МХК, а его элементы можно использовать во внеклассной работе.


































Тема занятий: Творчество поэтов «Серебряного века».


Тип занятий: семинар-конференция (4 часа).


Межпредметные связи: история, русский язык, философия, обществознание, информатика и ИКТ.


Тезис семинара: «Серебряный век» - явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов».


Оборудование: экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал со стихами поэтов серебряного века,  презентации студентов по теме: «Жизнь и творчество поэтов Серебряного века».


Музыкальное сопровождение: записи стихотворений.


Метод: исследовательский.


Приемы: работа с источником, создание презентаций, групповая работа, анализ стихотворного текста, выразительное чтение стихотворений наизусть, работа по карточкам-опросникам.


Цели:

  1. Закрепить представление обучающихся о литературных направлениях поэзии Серебряного века, жизни и творчестве поэтов Серебряного века.

  2. Развивать познавательные, исследовательские и творческие способности обучающихся.

  3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного посредством связи искусства с жизнью.

Задачи:

  1. Проверить умение выделять основные черты литературных направлений поэзии Серебряного века.

  2. Проверить умение работать с документальными источниками, словарями, Интернет-ресурсами.

  3. Проверить умение выступать для публики.

  4. Проверить умение выразительно читать наизусть.



ПЛАН-КОНСПЕКТ занятий (1-2 часы).

  1. Оргмомент. Вступительное слово преподавателя.


И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком плыл...

Эти слова поэтессы Анны Андреевны Ахматовой дали название поэзии начала 20 века.

Конец девятнадцатого века... Начало двадцатого... Рубеж веков... Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности.

В поэме «Возмездие» А.Блок так писал о двадцатом веке:

Двадцатый век ... еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла, 
Еще чернее и огромней 
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ... 
И черная земная кровь.
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи, 
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...         

Что же это за явление - Серебряный век?

Итак. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба.

2.Постановка целей и задач занятия.

Тема и задачи нашего семинара-конференции (Презентация слайды 1-4)

  • закрепить представление о литературных направлениях поэзии Серебряного века, жизни и творчестве поэтов Серебряного века;

  • проверить умение работать с документальными источниками, словарями, Интернет-ресурсами;

  • развивать познавательные, исследовательские и творческие способности;

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Цель семинара: подтвердить или опровергнуть выдвигаемый мною тезис о том, что Серебряный век — явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов. (запишем в тетрадь).

Требования к проведению семинара.

В нашем семинаре будут работать 5 групп: Символисты, Акмеисты. Футуристы, Новокрестьянские поэты, Поэты вне групп. Названия этих групп даны по основным литературным направлениям начала 20 века. В каждой группе есть докладчики, которые выступят с подготовленными презентациями о жизни и творчестве ярких представителей направления, чтецы.

Внимание! От каждой группы выступает несколько докладчиков. Регламент выступления 3-7 мин. Выступления докладчика можно дополнить ясными и четкими замечаниями. Далее оппоненты (ваши поэтические противники) могут задать вам вопросы по теме доклада. На них необходимо дать короткий и понятный ответ. И последнее: ваша работа будет оценена следующим образом: самооценка, оппоненты, преподаватель. Выставляется общая оценка каждому обучающемуся и групповая.

3.Выступления докладчиков, содокладчиков, оппонентов, выводы.

Группа «Символисты». Презентации обучающихся о жизни и творчестве В. Брюсова, К.Бальмонта, З. Гиппиус, А. Белый; чтение наизусть стихотворений, прослушивание романсов, написанных по стихотворениям З.Гиппиус.

Группа «Акмеисты». Презентации обучающихся о жизни и творчестве Н. Гумилева, О. Мандельштама; чтение наизусть стихотворений.

Группа «Футуристы». Презентации обучающихся о жизни и творчестве И.Северянина, чтение наизусть стихотворений, прослушивание музыкальных произведений по стихотворениям.

4. Презентация : анализ лирического произведения. ( слайды 5-8)

5.Домашнее задание. Работа с карточками- заданиями. Сделать анализ стихотворений.


ПЛАН-КОНСПЕКТ занятий (3-4 часы).

1. Проверка домашнего задания.

2.Выступления докладчиков, содокладчиков, оппонентов, выводы.


Группа «Новокрестьянские поэты». Презентации обучающихся о жизни и творчестве Н. Клюева, чтение наизусть стихотворений.

Группа «Вне групп». Презентации обучающихся о жизни и творчестве И.Эренбурга, М. Волошина, В. Ходасевича; чтение наизусть стихотворений.

3. Разрешение проблемной ситуации: (слайды 9-10) нам нужно подтвердить или опровергнуть записанный нами в начале семинара тезис. Итак, вы показали полнейшую свою разобщенность, непримиримость во взглядах на то, каким должно быть искусство и как нужно писать стихи. Что же в этих движениях общего? На чем основано глубинное единство?

Ответы:

- все они современники, их объединяет время, сама эпоха;

- всем им было свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;

- все они трепетно относятся к слову, образу, ритму;

- все они новаторы структуры поэтического произведения;

- их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему. Таким образом, мы подтверждаем выдвинутый в начале нашего семинара тезис. (Записываем ответы в тетрадь)

4. Подведение итогов занятия. (слайд 11) Кто может сделать вывод? Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы 20 века?

- она выражала настроение эпохи;

- определила поиски новых путей в искусстве;

- дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей таких поэтов, как Блок, Есенин, Ахматова;

- привлекала читателя к сотворчеству.

5. Выставление оценок в Листе оценки группы.

6. Рефлексия. Что понравилось или не понравилось на занятии?

7. Домашнее задание. Закончить анализ стихотворений.







































Приложение 1.

Лист оценки группы

Символисты


Самооценка

Акмеисты

Футуристы

Новокрестьянские поэты

Вне групп

Преподаватель

докладчики



































чтецы





















работа всей группы










Лист оценки группы.

Акмеисты


Самооценка

Символисты

Футуристы

Новокрестьянские поэты

Вне групп

Преподаватель

докладчики



































чтецы





















работа всей группы














Лист оценки группы.

Футуристы.


Самооценка

Акмеисты

Символисты

Новокрестьянские поэты

Вне групп

Преподаватель

докладчики














чтецы





















работа всей группы








Лист оценки группы.

Новокрестьянские поэты


Самооценка

Акмеисты

Футуристы

Символисты

Вне групп

Преподаватель

докладчики














чтецы





















работа всей группы








Лист оценки группы.

Вне групп


Самооценка

Акмеисты

Футуристы

Новокрестьянские поэты

Символисты

Преподаватель

докладчики



































чтецы





















работа всей группы









Приложение 2.

Карточка-задание. Проанализировать стихотворение по плану


И.Северянин.

Моя Россия

Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Ее равнины снеговые,
Ее цыгане кочевые,-
Ах, им ли радость не дана?
Ее порывы огневые,
Ее мечты передовые,
Ее писатели живые,
Постигшие ее до дна!
Ее разбойники святые,
Ее полеты голубые
И наше солнце и луна!
И эти земли неземные,
И эти бунты удалые,
И вся их, вся их глубина!
И соловьи ее ночные,
И ночи пламно-ледяные,
И браги древние хмельные,
И кубки, полные вина!
И тройки бешено степные,
И эти спицы расписные,
И эти сбруи золотые,
И крыльчатые пристяжные,
Их шей лебяжья крутизна!
И наши бабы избяные,
И сарафаны их цветные,
И голоса девиц грудные,
Такие русские, родные,
И молодые, как весна,
И разливные, как волна,
И песни, песни разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она -
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!




Карточка-задание. Проанализировать стихотворение по плану

Николай Гумилев

«Слово»

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.







Карточка-задание. Проанализировать стихотворение по плану



О. Мандельштам


«Умывался ночью на дворе»



Умывался ночью на дворе –

Твердь сияла грубыми звездами.

Звездный луч, как соль на топоре,

Стынет бочка с полными краями,

На замок закрыты ворота,

И земля по совести сурова, –

Чище правды свежего холста

Вряд ли где отыщется основа.

Тает в бочке, словно соль, звезда,

И вода студеная чернее,

Чище смерть, соленее беда,

И земля правдивей и страшнее.

1921

















Карточка-задание. Проанализировать стихотворение по плану

Б.Пастернак

"Единственные дни"



 

 

На протяженье многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счета.

И целая их череда
Составилась мало-помалу –
Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.

Я помню их наперечет:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет
И солнце греется на льдине.

И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней,
И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.

И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.







































Карточка-задание. Проанализировать стихотворение по плану



З. Гиппиус.

Стук.

Полночная тень. Тишина.
Стук сердца и стук часов.
Как ночь непонятно черна!
Как тяжек ее покров!

Но знаю: бессильных сердец
Еще неподвижней мрак.
Тебе я молюсь, о Отец!
Подай мне голос, иль знак!

Сильней, чем себя и людей,
Я душу свою люблю.
И надвое волей моей
Я душу переломлю.

И стала живой тишина.
В ней, темной, слышу ответ:
Пусть ночь бесконечно длинна,-
Из тьмы да родится свет!















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!