Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка занятий
по дисциплине Литература
Тема: «Творчество поэтов Серебряного века».
Подготовила и провела
преподаватель высшей категории
русского языка и литературы
Кулакова Людмила Александровна
Большое Болдино, 2023
Аннотация
Как воспитать у студентов любовь к чтению? Как помочь узнать за короткий промежуток времени о писателе больше, чем дает программа? Как заинтересовать его исследовательской деятельностью? Сегодня преподаватель должен ставить новые задачи обучения: не научить, а дать возможность научиться, не преподавать, а дать возможность найти ответ самостоятельно. Методы и технологии разные - выбор за преподавателем, какой прием будет более продуктивен на каждом конкретном занятии. А применение новых педагогических технологий - это не метод, это инструмент, который тоже стал реальностью сегодняшнего дня.
Эти занятия были проведены мной в феврале 2022 года как «открытые» со студентами 1 курса. Материал рассчитан на 4 часа, но подготовка к нему ведется на протяжении нескольких недель, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования жизни и творчества поэтов серебряного века. Но как уложиться в программные часы, когда с каждым годом на изучение литературы их все меньше? Поэтому тип занятия: семинар-конференция - выбран мною не случайно. Семинар позволяет развивать потенциал студентов, приобщать к новому типу мышления, развивать речь, внимание. Использование на занятиях научной литературы, музыки, презентаций позволяет студентам представить эпоху, услышать стихотворения, которые создавали поэты, представить их как личности. А проекты в виде презентаций – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества. А также, проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Много работы студентами было сделано самостоятельно. Я только направляла их, советовала. Я придаю успеху большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что человек станет успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований.
Проведенные занятия показали, что даже самые слабые студенты с удовольствием представляют свои проекты. Студенты становятся непосредственными участниками занятий, а не просто слушателями.
Студенты на занятии были вовлечены в различные виды деятельности: мыслительную (проблемный вопрос), познавательную (подготовка презентаций), практическую (заучивание и анализ стихотворений), защита проектов. Работали на занятиях активно, видно было, что материал им интересен. Занятия достигли поставленных целей, задачи были выполнены. Все студенты были оценены на занятиях друг другом и преподавателем. Психологическая атмосфера на занятиях - это атмосфера доверия, сотрудничества и взаимопонимания.
Методическая разработка занятий может быть полезна преподавателям литературы и МХК, а его элементы можно использовать во внеклассной работе.
Тема занятий: Творчество поэтов «Серебряного века».
Тип занятий: семинар-конференция (4 часа).
Межпредметные связи: история, русский язык, философия, обществознание, информатика и ИКТ.
Тезис семинара: «Серебряный век» - явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов».
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал со стихами поэтов серебряного века, презентации студентов по теме: «Жизнь и творчество поэтов Серебряного века».
Музыкальное сопровождение: записи стихотворений.
Метод: исследовательский.
Приемы: работа с источником, создание презентаций, групповая работа, анализ стихотворного текста, выразительное чтение стихотворений наизусть, работа по карточкам-опросникам.
Цели:
Закрепить представление обучающихся о литературных направлениях поэзии Серебряного века, жизни и творчестве поэтов Серебряного века.
Развивать познавательные, исследовательские и творческие способности обучающихся.
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного посредством связи искусства с жизнью.
Задачи:
Проверить умение выделять основные черты литературных направлений поэзии Серебряного века.
Проверить умение работать с документальными источниками, словарями, Интернет-ресурсами.
Проверить умение выступать для публики.
Проверить умение выразительно читать наизусть.
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятий (1-2 часы).
Оргмомент. Вступительное слово преподавателя.
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком плыл...
Эти слова поэтессы Анны Андреевны Ахматовой дали название поэзии начала 20 века.
Конец девятнадцатого века... Начало двадцатого... Рубеж веков... Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности.
В поэме «Возмездие» А.Блок так писал о двадцатом веке:
Двадцатый век ... еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ...
И черная земная кровь.
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Что же это за явление - Серебряный век?
Итак. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба.
2.Постановка целей и задач занятия.
Тема и задачи нашего семинара-конференции (Презентация слайды 1-4)
закрепить представление о литературных направлениях поэзии Серебряного века, жизни и творчестве поэтов Серебряного века;
проверить умение работать с документальными источниками, словарями, Интернет-ресурсами;
развивать познавательные, исследовательские и творческие способности;
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.
Цель семинара: подтвердить или опровергнуть выдвигаемый мною тезис о том, что Серебряный век — явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов. (запишем в тетрадь).
Требования к проведению семинара.
В нашем семинаре будут работать 5 групп: Символисты, Акмеисты. Футуристы, Новокрестьянские поэты, Поэты вне групп. Названия этих групп даны по основным литературным направлениям начала 20 века. В каждой группе есть докладчики, которые выступят с подготовленными презентациями о жизни и творчестве ярких представителей направления, чтецы.
Внимание! От каждой группы выступает несколько докладчиков. Регламент выступления 3-7 мин. Выступления докладчика можно дополнить ясными и четкими замечаниями. Далее оппоненты (ваши поэтические противники) могут задать вам вопросы по теме доклада. На них необходимо дать короткий и понятный ответ. И последнее: ваша работа будет оценена следующим образом: самооценка, оппоненты, преподаватель. Выставляется общая оценка каждому обучающемуся и групповая.
3.Выступления докладчиков, содокладчиков, оппонентов, выводы.
Группа «Символисты». Презентации обучающихся о жизни и творчестве В. Брюсова, К.Бальмонта, З. Гиппиус, А. Белый; чтение наизусть стихотворений, прослушивание романсов, написанных по стихотворениям З.Гиппиус.
Группа «Акмеисты». Презентации обучающихся о жизни и творчестве Н. Гумилева, О. Мандельштама; чтение наизусть стихотворений.
Группа «Футуристы». Презентации обучающихся о жизни и творчестве И.Северянина, чтение наизусть стихотворений, прослушивание музыкальных произведений по стихотворениям.
4. Презентация : анализ лирического произведения. ( слайды 5-8)
5.Домашнее задание. Работа с карточками- заданиями. Сделать анализ стихотворений.
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятий (3-4 часы).
1. Проверка домашнего задания.
2.Выступления докладчиков, содокладчиков, оппонентов, выводы.
Группа «Новокрестьянские поэты». Презентации обучающихся о жизни и творчестве Н. Клюева, чтение наизусть стихотворений.
Группа «Вне групп». Презентации обучающихся о жизни и творчестве И.Эренбурга, М. Волошина, В. Ходасевича; чтение наизусть стихотворений.
3. Разрешение проблемной ситуации: (слайды 9-10) нам нужно подтвердить или опровергнуть записанный нами в начале семинара тезис. Итак, вы показали полнейшую свою разобщенность, непримиримость во взглядах на то, каким должно быть искусство и как нужно писать стихи. Что же в этих движениях общего? На чем основано глубинное единство?
Ответы:
- все они современники, их объединяет время, сама эпоха;
- всем им было свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
- все они трепетно относятся к слову, образу, ритму;
- все они новаторы структуры поэтического произведения;
- их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему. Таким образом, мы подтверждаем выдвинутый в начале нашего семинара тезис. (Записываем ответы в тетрадь)
4. Подведение итогов занятия. (слайд 11) Кто может сделать вывод? Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы 20 века?
- она выражала настроение эпохи;
- определила поиски новых путей в искусстве;
- дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей таких поэтов, как Блок, Есенин, Ахматова;
- привлекала читателя к сотворчеству.
5. Выставление оценок в Листе оценки группы.
6. Рефлексия. Что понравилось или не понравилось на занятии?
7. Домашнее задание. Закончить анализ стихотворений.
Приложение 1.
Лист оценки группы
Символисты
| Самооценка | Акмеисты | Футуристы | Новокрестьянские поэты | Вне групп | Преподаватель |
докладчики | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
чтецы | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
работа всей группы | | | | | | |
Лист оценки группы.
Акмеисты
| Самооценка | Символисты | Футуристы | Новокрестьянские поэты | Вне групп | Преподаватель |
докладчики | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
чтецы | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
работа всей группы | | | | | | |
Лист оценки группы.
Футуристы.
| Самооценка | Акмеисты | Символисты | Новокрестьянские поэты | Вне групп | Преподаватель |
докладчики | | | | | | |
| | | | | | |
чтецы | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
работа всей группы | | | | | | |
Лист оценки группы.
Новокрестьянские поэты
| Самооценка | Акмеисты | Футуристы | Символисты | Вне групп | Преподаватель |
докладчики | | | | | | |
| | | | | | |
чтецы | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
работа всей группы | | | | | | |
Лист оценки группы.
Вне групп
| Самооценка | Акмеисты | Футуристы | Новокрестьянские поэты | Символисты | Преподаватель |
докладчики | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
чтецы | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
работа всей группы | | | | | | |
Приложение 2.
Карточка-задание. Проанализировать стихотворение по плану
И.Северянин.
Моя Россия Моя безбожная Россия, Священная моя страна! Ее равнины снеговые, Ее цыгане кочевые,- Ах, им ли радость не дана? Ее порывы огневые, Ее мечты передовые, Ее писатели живые, Постигшие ее до дна! Ее разбойники святые, Ее полеты голубые И наше солнце и луна! И эти земли неземные, И эти бунты удалые, И вся их, вся их глубина! И соловьи ее ночные, И ночи пламно-ледяные, И браги древние хмельные, И кубки, полные вина! И тройки бешено степные, И эти спицы расписные, И эти сбруи золотые, И крыльчатые пристяжные, Их шей лебяжья крутизна! И наши бабы избяные, И сарафаны их цветные, И голоса девиц грудные, Такие русские, родные, И молодые, как весна, И разливные, как волна, И песни, песни разрывные, Какими наша грудь полна, И вся она, и вся она - Моя ползучая Россия, Крылатая моя страна! | |
Карточка-задание. Проанализировать стихотворение по плану
Николай Гумилев
«Слово»
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Карточка-задание. Проанализировать стихотворение по плану
О. Мандельштам
«Умывался ночью на дворе»
Умывался ночью на дворе –
Твердь сияла грубыми звездами.
Звездный луч, как соль на топоре,
Стынет бочка с полными краями,
На замок закрыты ворота,
И земля по совести сурова, –
Чище правды свежего холста
Вряд ли где отыщется основа.
Тает в бочке, словно соль, звезда,
И вода студеная чернее,
Чище смерть, соленее беда,
И земля правдивей и страшнее.
1921
Карточка-задание. Проанализировать стихотворение по плану
Б.Пастернак
"Единственные дни"
| | На протяженье многих зим Я помню дни солнцеворота, И каждый был неповторим И повторялся вновь без счета. И целая их череда Составилась мало-помалу – Тех дней единственных, когда Нам кажется, что время стало. Я помню их наперечет: Зима подходит к середине, Дороги мокнут, с крыш течет И солнце греется на льдине. И любящие, как во сне, Друг к другу тянутся поспешней, И на деревьях в вышине Потеют от тепла скворешни. И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день, И не кончается объятье. |
Карточка-задание. Проанализировать стихотворение по плану
З. Гиппиус.
Стук.
Полночная тень. Тишина.
Стук сердца и стук часов.
Как ночь непонятно черна!
Как тяжек ее покров!
Но знаю: бессильных сердец
Еще неподвижней мрак.
Тебе я молюсь, о Отец!
Подай мне голос, иль знак!
Сильней, чем себя и людей,
Я душу свою люблю.
И надвое волей моей
Я душу переломлю.
И стала живой тишина.
В ней, темной, слышу ответ:
Пусть ночь бесконечно длинна,-
Из тьмы да родится свет!