СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект рока химии "Нефть, ее состав и продукты переработки"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомит учащихся с одним из важнейших природных источниов углеводородов - нефтью.

Просмотр содержимого документа
«Конспект рока химии "Нефть, ее состав и продукты переработки"»



Тема урока «Нефть, ее состав и переработка»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с одним из важнейших основных природных источников углеводородов - нефтью. Углубить и расширить представления школьников о природных источниках нефтехимического сырья, доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.

Оборудование: нефть, пробирки, вода, палочки, коллекция «Нефть и нефтепродукты», информационный текст «Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты», презентация, мультимедийное оборудование. Карта России.

Формы организации работы детей: - групповые и парные

Технологическая карта урока

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап

Организационный









Приветствие учащихся и гостей.

Вводное слово учителя:

Послушайте загадку - стихотворение:

«Признаюсь вам я чистосердечно,

Я не камень – жидкость я.

Резко пахну, масляниста,

Загораюсь очень быстро.

Глубоко в земле живу,

Людям честно я служу.

«Черным золотом» зовусь,

Очень трудно достаюсь.

Получают из меня

Керосин, бензин, масла!

Ну и как, узнаете вы меня?»

Ребята, о чем идет речь в загадке?

Да, конечно, это нефть.

Тема урока: «Нефть, ее состав и переработка». Запишите в тетрадях тему урока

Приветствие учителя и гостей








Ответ: это нефть.


2 этап










Учитель: Каких органических веществ мы изучили? Какие углеводороды встречаются в природе?

Где встречаются в природе углеводороды?

Продолжаем изучать природных источников углеводородов.

Какие источники углеводородов были изучены?

Следующий источник – нефть.

Обратите внимание на высказывание Д.И.Менделеева «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями». Почему он так сказал?

Нефть является наиболее титулованным видом природных полезных ископаемых. Ее величают «черным золотом», «королевой энергетики».

Что же это такое нефть?

Ответ углеводородов.

В природе встречаются алканы, циклоалканы и арены.

Углеводороды входят в состав природного газа, попутных нефтяных газов, нефти и каменного угля.Изучили природного газа и нефтяных попутных газов.







3 этап






















Ответьте на вопросы:

1.Какие физические свойства имеет нефть?


2.Каков состав нефти? Нефть – это индивидуальное вещество или смесь? Основные компоненты нефти.




Учитель:

Состав нефти различных месторождений отличается. Нефть Татарстана и Грозненская нефть богата на алканы.

Нефть Азербайджана богата на арены и нафтены. Нефть Урала - на арены.

В России самые крупные районы или бассейны залегания нефти:

Западно-Сибирский

Волго-Уральский

Северный Кавказ


Учитель: В каком виде применяется нефть? Переработка нефти.





Что такое нефть?

Нефть – горючая маслянистая  жидкость обычно темного цвета, иногда почти чёрного, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет, и даже бесцветная,  с резким своеобразным запахом, немного легче воды (плотность 0,73-0,97 г/см3), в воде нерастворима.


Состав нефти

Нефть – это смесь, жидкая смесь очень сложного состава, включающая в себя около 1000 различных веществ, большая часть которых – углеводороды (90%)и органические соединения, содержащие кислород, серу, азот и другие элементы. Остальные компоненты нефти включают воду, соли и механические примеси (глину, песок и т.д.) Обычно нефть содержит три вида углеводородов –

1)парафины (алканы) 2)циклопарафины (нафтены или циклоалканы)

3)ароматические (арены).

Большая роль в изучении состава нефти различных месторождений принадлежит российским химикам Д.И. Менделееву, В.В. Марковникову, Н.Д. Зелинскому и др.

Изучают информацию о переработке нефти, рассматривают коллекцию. Записывают ответы на вопросы (2-3 минуты):

1)Какие виды переработки нефти вы узнали?

2)Перегонка нефти - это какой процесс?

3)Назовите продукты перегонки нефти и где их применяют.

4)Крекинг нефти – это какой процесс и какие продукты получают этим путем.

Обсуждение в команде (2 минуты). Каждый читает свой ответ, а остальные могут добавить ответы.

4 этап


Предлагаются утверждения, вы должны определить, верны они или нет. Если утверждения верны, ставите знак +, если нет знак -.


Учащиеся читают утверждения по слайду 14 и отвечают:

1)Нефть – это смесь.

2) Перед применением нефть всегда подвергают переработке.

3)Перегонка – это химический процесс.

4)Мазут-смесь тяжелых углеводородов.

5)Бензин – самая легкая фракция нефти.

6)Крекинг- это физический процесс.

Ответ: ++-++-

5 этап

Домашнее задание

Прочитать параграф изучить и дать сравнительную характеристику термическому и каталитическому крекингу

( таблица6).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!