1. Мотивация к деятельности. Цель: Организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя обучающихся на занятие. | Приветствие, проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на занятие. | Приветствие, настрой на работу. -Ребята, перед вами лежат разрезные картинки, которые нужно собрать. ( На столе разрезные картинки «Герои мультфильма «Лунтик » шмель, цветок, листик, божья коровка) -Что у вас изображено на картинках? -Как вы думаете из какого мультика эти герои? А как назвать шмеля, божью коровку одним словом? (это насекомые) - Ребята, сегодня мы с вами придумаем новую серию мультфильма. Наш Лунтик потерялся. Чтобы найти Лунтика нам нужно помочь его друзьям выполнить ряд заданий. Формулируют тему урока: -Ребята, а сейчас задайте вопрос что изображено у вас на картинке? (Это что? Это кто?) -А почему одни слова отвечают на вопрос кто? А другие слова отвечают на вопрос что? Давайте вспомним правило О людях и животных мы спрашиваем-кто это? О других предметах спрашиваем-что это? -Сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно задавать вопросы к словам. Вывешиваю правило. | Коррекция поведения, внимания фонематического слуха, мыслительных операций: анализ, обобщение, исключение |
2. Логопедическая зарядка Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к дальнейшей речевой работе, выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения, развитие фразовой речи на плавном выдохе. | 1.Дыхательные упражнения «Бабочка и цветок» 2.Артикуляционные упражнения перед зеркалом, с учителем по подражанию, по инструкции, самостоятельно 3. Работа над чистоговоркой 4.Подведение итога | -А для того чтобы правильно и красиво говорить, давайте сделаем зарядку для артикуляционного аппарата. -Вспомним, как правильно выполнять упражнение для дыхания. -Выполняем. (Ребёнок, сделав глубокий вдох, плавно, не раздувая щёк, дует на бабочку, «сидящую» на цветке»). -Выполним упражнения для язычка. «Иголочка», «Чашечка», «Качели», «Чашечка» На окошке крошку-мошку лапой ловит наша кошка. Посмотрите, эти картинки для того чтобы лучше запомнить. Давайте вместе повторим. А теперь скажите мне чистоговорку опираясь только на картинки. (закрыть слова). | Коррекция плавного речевого выдоха Формирование артикуляционных укладов Формирование чёткости, точности, внятности, чистоты речи |
4. Закрепление материала. Постановка учебной задачи. Цель: развивать умение различать одушевленные и неодушевленные предметы на письме и в устной речи, активизировать словарь, развивать фонематический слух | 1. «Собери корзины» 2. Игра «Молчанка» 3.Звукобуквенный анализ слов. Гимнастика для рук 4. Работа в тетради 5.Работа над предложением. Физминутка для глаз 6.Чтение текста 7.Изготовление памятки | (Работа у доски) -У кузнечика Кузи перемешались картинки, нужно задать вопрос к изображению на картинке и разложить их по корзинкам. -Пчела Баба Капа приготовила для нас игру «Молчанку». Я показываю картинки, а вы молча поднимаете карточку с вопросом к этому слову. -Гусеницы Пупсень и Вупсень так поспорили друг с другом в какую сторону идти искать Лунтика, что игрушечные гусеницы рассыпались. Нужно сделать звукобуквенный анализ слов озеро, трава и собрать гусениц. А теперь сверим вашу работу с образцом. (карточки с схемами слов). -Где живут насекомые? (в траве, в почве, около водоемов) -Какой вопрос мы задаем к слову трава? (что это?) Цветочек. Наши алые цветы (Плавно разжимают кулачки.) Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, (Машут перед собой руками.) Лепестки колышет. Но алые цветки Закрывают лепестки, (Плавно сжимают пальцы.) Тихо засыпают, (Плавно опускают руки на стол.) Паук дядя Жнюк не может справится с заданием. - лист в тетради делим на 2 столбика. Я буду произносить слова, а вы про себя задайте к ним вопрос и запиши в соответствующий столбик. КТО? ЧТО? жук вода цветок пчела -А теперь придумайте предложение со словом пчела. На цветке сидит пчела . Запишем это предложение в тетрадь. Сколько слов в предложении? Поставьте ударение в каждом слове. -Назовите мне слова, которые обозначают предмет. Какой вопрос мы зададим к слову цветок? пчела? Работа по образцу. Помогите Пчеленку прочитать текст. Сначало про себя. Потом по цепочке. Пчелки – яркие медоносные насекомые. Тельце пчелы имеет очень красивый полосатый желто-черный окрас. У насекомого есть крылья и удлиненный хоботок – «носик». Им оно высасывает нектар с растений и превращает его в мед. Мед – полезное и очень вкусное лакомство не только для человека, но и для некоторых животных и других насекомых. - О ком говорится в тексте? Какую окраску имеют эти насекомые? -Какую пользу приносят пчелы людям? -Назовите слова обозначающие предметы в первом предложении. -Какой вопрос нужно задать к этому слову? -Ребята, мы с вами справились с заданиями и нашли Лунтика. -Ребята, чтобы вы запомнили как правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, давайте сделаем памятки. Перед вами лежат шаблоны и картинки. Вам нужно задать вопрос к изображению на картинке и наклеить их в квадратики напротив соответствующего вопроса. | Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, классификация Коррекция фонематического слуха, Коррекция каллиграфии Коррекция дисграфии Отдых для глаз Коррекция фонематического слуха, связной речи, активизация словаря Обогащение, активизация словаря Расширение кругозора. |
5.Рефлексия Цель: Подвести итоги занятия. Приучать обучающихся к самоконтролю, адекватной самооценке | Самое интересное на занятии было … Я научился … Я узнал нового… Карточки ПЕКСА «Эмоции» – у меня ничего не получилось; у меня были проблемы; мне всё удалось. | Вот и завершилось наша серия мультфильма и мы наши Лунтика. Подружились с насекомыми, узнали где они живут и какую пользу приносят пчелы. -Чему вы научились на занятии? (правильно ставить вопрос к словам обозначающим предметы) -Какой вопрос мы задаем о людях и животных?(привести пример) -Какой вопрос мы задаем о других предметах? (пример) -Все молодцы, работали старательно и внимательно. -Давайте проверим, какое настроение осталось после урока. Поднимите смайлик с вашей эмоцией. | Формирование самоконтроля, адекватной самооценки |