СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект проектного урока по русскому языку для 1 класса на тему "Составление сборника "Весёлые скороговорки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект проектного урока по русскому  языку  для 1 класса на тему "Составление сборника "Весёлые скороговорки"

Просмотр содержимого документа
«Конспект проектного урока по русскому языку для 1 класса на тему "Составление сборника "Весёлые скороговорки"»


Конспект проектного урока по русскому языку

УМК «Школа России»

Учебник «Русский язык» (авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), класс 1

Организационно-установочный аппарат урока

Тема: «Проект «Скороговорки». Составление сборника «Веселые скороговорки».

Цели: Создать условия для формирования у обучающихся читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи, умения осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе.

Задачи:

1. Познакомить с новым видом устного народного творчества- скороговоркой, его жанровыми особенностями.

2. Учить создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным).

3. Совершенствовать устную речь учащихся. Обучать выразительному чтению скороговорок, правильной, красивой, устной речи. Развивать память, внимание, речь.

4. Воспитывать интерес к чтению, расширять кругозор учащихся.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным); участвовать в презентации своих проектов.

Оборудование:

для учителя: картинки со скороговорками, выдержки из словарей, листы белой бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры, ручки, карточки со скороговорками, электронная презентация;

для учащихся: страницы 108-109.

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир.

Форма работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы работы: словесные ( рассказ, беседа, работа с книгой), наглядные: метод иллюстраций ( показ рисунков), метод демонстраций (демонстрация презентации), практические (упражнения, моделирование объекта).

Ход урока-проекта.

Этап урока, его цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель:

создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.







Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-организовать постановку цели урока учащимися.





Поиск информации для проекта

Цель:

-организовать работу по сбору информации для выполнения проекта: познакомить с особенностями жанра скороговорок, обучение чтению скороговорок






































































































































































Создание творческого продукта.

Цель:

-организовать работу по созданию совместно со сверстниками собственного информационного объекта ( по аналогии с данным)



Подведение итогов. Рефлексия.

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности



1. Приветствие.

2. Эмоциональный настрой класса.

Мотивация к работе, правильной посадке.

-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок русского

языка. Садитесь за парты. Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы на уроке!

-Сегодня у нас необычный урок, а урок- проект.

-Вам знакомо это слово?

-Что значит подготовить проект?

-Подготовить проект- значит провести исследовательскую работу и сделать свои маленькие открытия.

-Какие проекты вы уже создали?

- Вот видите, сколько проектов вы уже создали.

-Прочтите, что написано на слайде. (Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь) Слайд 1

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

-Сегодня наш проект будет называться «Скороговорки». Вам предстоит принять участие в составлении книги «Веселые скороговорки». Слайд 2

-Попробуйте сформулировать цель нашего проекта.( Создать книгу «Веселые скороговорки».)

-Чтобы достигнуть цели, нужно решить ряд задач. Каких?

-Ребята, сегодня на уроке нам предстоит собрать информацию о скороговорках; подобрать скороговорки; создать творческий продукт- оформить страничку книги «Веселые скороговорки»: написать скороговорку и сделать к ней рисунок.

-Какие методы мы выберем для решения этих задач?( Поиск информации, анализ). Слайд 3


1. Выяснение значения слова «скороговорка».

-Скороговорка- веселая школа. Вот так об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

-Что же такое скороговорка?

-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра?

-Ребята, я вам предлагаю побыть в роли библиографов. Давайте обратимся к словарям.

-Первый этап нашей работы над проектом я обозначу вот этим символом- кружком с несколькими звездочками внутри. Объясните его значение.

-Верно, вы будете работать в группах.

(Ученики работают в группах, затем дежурные библиографы представляют свой ответ.)

Читаем внимательно определения, чтобы после ответить на мои вопросы.

-Итак, что нам говорят словари?


-Что такое скороговорка, нам помогут узнать дежурные библиографы:

1-ый библиограф

-Определение из Толкового словаря В. И. Даля:

«Скороговорка- частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Слайд 4

2-ой библиограф

Словарь русского языка под ред. А.П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981

«Скороговорка- шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов. Слайд 5

3-ий библиограф

«Малый толковый словарь» (В. Лопатин, 1990).: «Скороговорка- специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь».

Слайд 6

-Что говорится о скороговорке в учебнике на странице 108?

-Оцените свою работу в группе:

+ Я узнал значение слова;

√ Я не совсем разобрался со значением слова;

- Я пока не могу сказать, что такое скороговорка.

2.Выяснение цели жанра.

- Какая особенность скороговорки вам открылась?

-Теперь мой вопрос: кто же автор скороговорок?

-Да. Скороговорка- жанр устного народного творчества.

-Ребята, как вы думаете, зачем люди придумали скороговорки?


-А для чего людям нужно говорить быстро и чётко?


-Чему помогают научиться скороговорки?

-Когда в речи люди пользуются скороговорками?

-Скороговорка придумана специально для обучения. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и называли «чистоговорки». Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить звуки, слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности.

В наше время логопеды широко используют скороговорки для постановки звуков в речи детей.

Но надо сказать, что сложные скороговорки- это отличная школа для взрослых. Люди, профессия которых связана с речью на публику- артисты, дикторы, лекторы,- используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений.

-Кто такой диктор?

Из словаря Ожегова: Диктор- работник на радио или телевидении, читающий текст перед микрофоном.

-Скороговорки помогают работать над дикцией.

Из словаря Ожегова: Дикция- произношение, степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи, пении. Слайд 7

3. Физкультминутка.

4 .Анализ скороговорок.

-Скороговорки очень разнообразны. Давайте познакомимся с их видами и приведем примеры. Слайд 8

Скороговорки бывают

Короткие:

В один, Клим, клин колоти.

Длинные:

Петр Петрович,

По прозванью Петров,

Поймал птицу пигалицу;

Понес по рынку,

Просил полтинку,

Подали пятак,

Он и продал так.

Рифмованные:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей.

Нерифмованные:

Сыворотка из- под простокваши.

С повторами:

Шли три попа,

Три Прокопья попа,

Три Прокопьевича,

Говорили про попа,

Про Прокопья попа,

Про Прокопьевича.

Без повторов:

По ремешку,

По бревнышку

Боком проведи кобылку.

Сюжетные:

Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

До норы не дорыла.

Бессюжетные:

Из-под кислого молока,

Из-под простокваши.

На одном звуке:

Брат Аркадий зарезал буру корову

На горах Араратских.

( Здесь в каждом слове звук «Р»).

На сочетании звуков:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа

(Дифференциация звуков «Б» и «П»)

5.Упражнение в чтении скороговорок.

-А сейчас прочитаем скороговорки, которые есть у нас в учебнике на с. 108. Читаем медленно и по слогам, проговаривая все звуки. (с 108-109).

-Какие звуки учит произносить каждая скороговорка?

Мы читали скороговорки медленно, потому, что не так- то легко без предварительной работы правильно произнести скороговорку.

Кто хочет диктором прослыть и гром оваций получить?

Скажем мы скороговорку четко, ясно, быстро, громко.

-Давайте составим план работы над скороговоркой.( На слайде пункты плана вперемешку). Слайд 9

1.Прочитай медленно, проговаривая звуки.

2.Какие звуки и слоги повторяются?

3.Поработай над дикцией.

4.Прочитай плавно.

5.Читай быстрее.

-Сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки?

- Как читаем первый раз?

- Как нужно читать второй раз?

- Каким должно быть третье чтение?


-Попробуем прочитать первую скороговорку по этому алгоритму. Первый и второй раз читаем хором, а третий раз- у каждого свой.

-Что значит тараторить?

-Кого называют тараторкой?

-Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?

-В скольких словах встретились звуки [р], [р'] ?

- Прочитайте скороговорки в учебнике, соблюдая правила.

-Произнесите скороговорку своему соседу.

-У кого получилось произнести без ошибок?

-Кто готов произнести свою скороговорку вслух?

-Оцените свои умения произносить скороговорку:

+ Я научился говорить скороговорки;

√ У меня бывают ошибки;

-Я пока не смог проговорить скороговорку.

- Я вижу, многие наши одноклассники научились произносить скороговорки, поэтому мы можем перейти к следующему заданию.

6. Соотнеси картинку и скороговорку.

-К каким скороговоркам даны рисунки на с. 108-109?

-Скороговорки можно и рисовать. Отгадайте, какие это скороговорки? Я буду показывать вам картинки, а вы должны определить, к какой скороговорке она нарисована.

Слайд 10 1.Валин валенок провалился в прогалинок.

Слайд 11 2.Наш Полкан попал в капкан.

Слайд 12 3.Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

Слайд 13 4.В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Слайд 14 5.Съел молодец

Тридцать три пирога с пирогом,

Да все с творогом.


-Ребята, создадим странички книги «Веселые скороговорки». Но есть одно условие: в скороговорках должны быть слова с каким- либо шипящим звуком.

-Назовите шипящие звуки. Слайд 15

-К каждой скороговорке нужно сделать рисунок(раздаю листы белой бумаги, дети рисуют рисунок к выбранной скороговорке).

-Ребята, ничего страшного, если у вас не очень хорошо получился рисунок, вы можете дома продолжить работу вместе с родителями над проектом. Слайд 16







-С чем мы сегодня познакомились на уроке?

-Что вы теперь знаете о скороговорках?

-Зачем люди придумали скороговорки?

-Как научиться читать скороговорку?

-Что научились делать?

-Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков?

Это значит, что вы успешные ученики.

-Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем?




-Для чего это нужно?

-Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок.

-Понравился ли вам урок- проект? Чем?

На следующем уроке вы можете защитить свой проект.

-Запишите домашнее задание: подобрать самую интересную скороговорку на конкурс к завтрашнему уроку, поработать над ней.



Приветствуют учителя




Эмоционально настраиваются на урок






Да

Что-то исследовать и изготовить продукт



«Сказочные странички»




Читают информацию на слайде


Высказывают предположения





Формулируют цель проекта



Пробуют сформулировать задачи проекта







На основе слайда выбирают методы








Слушают стихотворение





Высказывания детей


Спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете



Работа в группе





Работают в группах, ищут значение слова в словарях






Три ученика, представители групп, зачитывают определения из словарей
























Читают определение в учебнике и отвечают на вопрос учителя


Оценивают значками работу в группе




Быстро говорить


Народ



Чтобы говорить быстро и чётко


Чтобы речь была понятной и красивой

Научиться говорить быстро и четко

Слушают рассказ учителя



















Высказывания детей









Выполняют движения за учителем


Слушают рассказ учителя, знакомятся с видами и примерами скороговорок




































































Открывают учебник и читают скороговорки



Высказывания детей








Знакомятся со способами чтения скороговорок








3 раза


Медленно

Чуть быстрее


Быстрым, с четким проговариванием звуков


Троекратно читают скороговорку

Говорить быстро, неразборчиво



Звуки [р], [р']



В 5 словах

Самостоятельно читают скороговорки

Работают в парах




Читают скороговорки вслух



Оценивают умения читать скороговорку







Отвечают на вопрос учителя





Называют скороговорки по рисункам на слайдах
























Ж, Ш, Щ, Ц


Дети рисуют странички сборника












Отвечают на вопросы учителя








Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке.









Записывают домашнее задание






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!