Урок по обществознанию в 10 классе на тему «Предпосылки правомерного поведения» .
Цели урока: содействовать пониманию учащимися сущности и особенности правосознания; добиться осознания и обязательности выполнения правовых норм; пробудить чувство правовой ответственности, продолжить правовое воспитание.
Планируемые результаты
личностные: формирование гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно строящего своё поведение в соответствии с правовыми нормами;развитие толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в рамках правового поля;
метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, связанных с вопросами правомерного поведения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей на основе правосознания;
предметные: владение базовыми понятиями «правосознание», «правомерное поведение», «правовая культура»;владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Основные понятия: правовое сознание; правовая культура; правовая культура личности; правовая культура общества.
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока
1.Организационный момент
2.Активизация учебной деятельности.
Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права? Какие правовые знания нам нужны? Кого можно назвать правокультурным человеком?
3.Изучение нового материала.
Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальной жизни, сделать их нормой для данного общества. Рассмотрим, что необходимо для того, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.
1.Правовое сознание (или правосознание) – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.
Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.
Структура правосознания:
Знание права - включает знание норм Конституции РФ, содержание наиболее важных федеральных законов, знание основных положений отраслевых кодексов, понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов.
Правовая идеология – это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы.Воплощение общечеловеческих личных ценностей - жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, социальная защищенность. Ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политические права.
Правовая психология – это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Складывается на основе оценок права в основе которых лежат правовые идеи о том какими должны быть справедливые законы.
Правовая установка – это психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием; готовность личности к соблюдению нормы права.
Правосознание выступает как: индивидуальное, групповое, общественное.
Взаимодействие права и правосознания.
- правосознание оказывает влияние на законотворчество и на его содержание;
- правосознание учитывается в ходе правоприменения;
- уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права.
2. Правовая культура.
Правовая культура – это часть общей культуры, уровень знания права каждого из нас, уважительное отношение к праву. Правовые знания, представления, убеждения позволяющие отличить верное, допустимое поведение от неверного и недопустимого. Предполагает наличие таких нравственных личностных качеств как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, доброта.
Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества.
Уровни правосознания.
1. Обыденное правосознание: личный социальный опыт, житейские представления.
2. Профессиональное правосознание: специальные юридические знания.
3.Научное правосознание: правовые теории, идеи, принципы.
Функции правовой культуры.
познавательная (изучение правового наследия)
нормативно-ценностная (определенные поступки совпадающие с образцами поведения)
коммуникативная (согласование интересов)
регулятивная (осуществление нормального существования общества)
прогностическая (основные направления изменения правовой системы)
Правовой нигилизм - (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института и системы правил поведения, как элемента успешного регулирования взаимоотношений между людьми. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы и общества.
Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и в итоге правовой культуры общества в целом.
Правовое просвещение - это распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений нормативных правовых актов, а также практики их применения.
4.Закрепление изученного
1)Составьте таблицу
Структура правосознания
Основные элементы правосознания | Понятие | Характеристика |
1. Знание права | | |
2. Правовая идеология | | |
3. Правовая психология | | |
4. Правовая установка | | |
2)Составьте схему
Уровни правосознания
_________________ __________________ __________________
5.Подведение итогов урока.
-существование права неразрывно связано с волей и сознанием людей;
-требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, не станут правилом поведения, пока не пройдут через волю и сознание человека, им следуемого;
-воздействие права на общеобязательные отношения осуществляется через волю и сознание человека;
-предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность ;
-правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру , которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого;
-высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения .
6.Рефлексия.
Что узнали?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?
7.Домашнее задание Прочитать §21. Выучить основные понятия.