СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «Предпосылки правомерного поведения» .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Предпосылки правомерного поведения» .»

Урок по обществознанию в 10 классе на тему «Предпосылки правомерного поведения» .

Цели урока: содействовать пониманию учащимися сущности и особенности правосознания; добиться осознания и обязательности выполнения правовых норм; пробудить чувство правовой ответственности, продолжить правовое воспитание.
Планируемые результаты
личностные: формирование гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно строящего своё поведение в соответствии с правовыми нормами;развитие толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в рамках правового поля;
метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, связанных с вопросами правомерного поведения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей на основе правосознания;
предметные: владение базовыми понятиями «правосознание», «правомерное поведение», «правовая культура»;владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Основные понятия: правовое сознание; правовая культура; правовая культура личности; правовая культура общества.
Тип урока: открытие нового знания

Ход урока
1.Организационный момент

2.Активизация учебной деятельности.

Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права? Какие правовые знания нам нужны? Кого можно назвать правокультурным человеком?

3.Изучение нового материала.

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальной жизни, сделать их нормой для данного общества. Рассмотрим, что необходимо для того, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.
1.Правовое сознание (или правосознание) – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.
Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.

Структура правосознания
:
Знание права -  включает  знание норм Конституции РФ, содержание наиболее важных федеральных законов, знание основных положений отраслевых кодексов, понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов.
Правовая идеология – это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы.Воплощение общечеловеческих личных ценностей  - жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, социальная защищенность.  Ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политические права.

Правовая психология – это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Складывается на основе оценок права в основе которых лежат правовые идеи о том какими должны быть справедливые законы.

Правовая установка – это психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием; готовность личности к соблюдению нормы права.

Правосознание выступает как: индивидуальное, групповое, общественное.

Взаимодействие права и правосознания.
- правосознание оказывает влияние на законотворчество и на его содержание;
- правосознание учитывается в ходе правоприменения;
- уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права.

  2. Правовая культура.
Правовая культура – это часть общей культуры, уровень знания права каждого из нас, уважительное отношение к праву. Правовые знания, представления, убеждения позволяющие отличить верное, допустимое поведение от неверного и недопустимого. Предполагает наличие таких нравственных личностных  качеств как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, доброта.
 Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества.

  Уровни правосознания.
1. Обыденное правосознание: личный социальный опыт, житейские представления.
2. Профессиональное правосознание: специальные юридические знания.
3.Научное правосознание: правовые теории, идеи, принципы.

 Функции правовой культуры.
познавательная (изучение правового наследия)
нормативно-ценностная (определенные поступки совпадающие с образцами поведения)
коммуникативная (согласование интересов)
регулятивная (осуществление нормального существования общества)
прогностическая (основные направления изменения правовой системы)

Правовой нигилизм - (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института и системы правил поведения, как элемента успешного регулирования взаимоотношений между людьми. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы и общества.
Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и в итоге правовой культуры общества в целом.
Правовое просвещение - это распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений нормативных правовых актов, а также практики их применения.

 4.Закрепление изученного
1)Составьте таблицу

Структура правосознания

Основные элементы правосознания

Понятие

Характеристика

1. Знание права



2. Правовая идеология



3. Правовая психология



4. Правовая установка



2)Составьте схему
Уровни правосознания

                       _________________ __________________ __________________



5.Подведение итогов урока.
-существование права неразрывно связано с волей и сознанием людей;
-требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, не станут правилом поведения, пока не пройдут через волю и сознание человека, им следуемого;
-воздействие права на общеобязательные отношения осуществляется через волю и сознание человека;
-предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность ;
-правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру , которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого;
-высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения .


6.Рефлексия.
Что узнали?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?

7.Домашнее задание
Прочитать §21. Выучить основные понятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!