СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект правового урока «Правоохранительные органы: прокуратура»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие  было  разработано  как профориентационное, а также  как повышающее уровень  правовой  культуры  школьников   старшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Конспект правового урока «Правоохранительные органы: прокуратура»»










Конспект правового урока

«Правоохранительные органы: прокуратура»


Внеклассное мероприятие для старшеклассников

по предмету «обществознание»






Автор: Спиридонова Н.М.,

учитель истории и обществознания

высшей категории















Пояснительная записка

Современный человек должен обладать необходимым минимумом правовых знаний. Составляющей этих знаний являются знания о правоохранительных органах страны, их функциях, роли в жизни гражданина. Формировать правовую культуру необходимо в школьном возрасте, используя как уроки, так и внеурочные формы работы.

Данное мероприятие было разработано как профориентационное, а также как повышающее уровень правовой культуры школьников старшего школьного возраста.

Мероприятие проводится с использование ИКТ и кейс - методов. Мероприятие рассчитано на 45-55 минут. Группы формируются по желанию обучающихся.

В ходе работы на доске появляется образовательный продукт из информационных материалов, выполненных заданий-кейсов. Этот материал раскрывает различные стороны работы органов прокуратуры и её истории и может быть использован для наглядности в работе по профориентации. Интервью с работником прокуратуры выполняется как опережающее задание, которое может быть выполнено в разной форме: интервью по телефону, скайпу, при личной встрече. С целью развития познавательного интереса по теме, закрепления знаний в конце мероприятия обучающимся предлагается написать письмо работнику прокуратуры.

Форма внеклассного мероприятия: правовой урок по предмету «обществознание».

Методы: кейс-метод, беседа, интервью, исследовательские, проблемные задания.

Цель:

- продолжить формирование знаний о правоохранительных органах и

целях их деятельности;

- продолжить формирование коммуникативных навыков работы

с различными источниками информации; навыков решения учебных

задач с заданиями аналитического и творческого уровней;

- привлечение внимания к профессии работника прокуратуры.

Оборудование: раздаточный материал, ПК, принтер, словари, Конституция РФ, бумага, клей, ножницы, мультимедийное оборудование, презентация, итоги работы учащихся.


Ход урока правовых знаний

  1. Мотивация.

В нашем государстве понятие прокурор чаще связано с выражением «прокурор добавит!» С какими действиями Вы это связываете?

В ответ на что прокурор должен «добавить»? В известной песне на криминальную тему, перепетой «Митьками», «Нина – дочь прокурора» криминальный мир с упоением наблюдает за страданиями отца, вынужденного судить собственную дочь. Почему так не изображается адвокат, следователь, а под прицел шансона попал именно прокурор?

(Ответ: Представляет обвинение на судебном процессе) Слайд №1

Целеполагание. Попытайтесь сформулировать цели нашего мероприятия.

(Ответ: Необходимо определить, каковы место и роль органов прокуратуры в системе правоохранительных органов). Слайд№2

II. Актуализация: в течение многих лет в школе проводится анкетирование с целью выяснить профессиональные предпочтения выпускников. Признанным лидером являются профессии, связанные с правоохранительной деятельностью.

Учебный год

Первый год опроса

Второй год опроса

Третий год опроса

Четвертый год опроса

% учащихся, ориентированных на правоохранительную деятельность


31%


25%


29%


32%


Но, как выясняется, специфику работы представляют только по фильмам и обыденному опыту.

Несомненно, вы знакомы со словом прокуратура и прокурор, но для продолжения работы нам необходимо повторить, как определяют словари понятие «прокуратура».

Работа со словарями (толковым, иностранных слов, большой иллюстрированной энциклопедией) и Конституцией РФ ст.129.

После короткого обсуждения на доску вывешивается определение

«прокуратура», определяется её функционал.

Прокуратура Российской Федерации — это единая централизо­ванная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов.

В компетенцию органов Прокуратуры входят возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения в суде от имени государства, надзор за судебной деятельностью, исполнением приговоров суда, соблюдением законов в местах отбывания наказания.

Правозащитные функции прокурор выполняет путем выне­сения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые их издали; вынесением представления должностному лицу с требованием об устранении нарушений закона; рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, со­держащих сведения о нарушении закона; издания постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административ­ном правонарушении. В определенных случаях для защиты интере­сов граждан, общества и государства прокурор вправе обратиться в установленном порядке в суд.

Все требования прокурора об устранении нарушений закона под­лежат безусловному исполнению в установленный срок. За неиспол­нение требований прокурора виновные должностные лица и гражда­не привлекаются к юридической ответственности.

III. Интерактивные формы работы.

Сегодня мы познакомимся ближе с этой непростой правоохранительной деятельностью и профессией. Для работы нам необходимо разделиться на группы:

К ейс № 1. Журналисты: Вам необходимо взять интервью у работника органов прокуратуры. Слайд № 3

Возможные вопросы для интервью

1.Краткая информация об интервьюируемом лице

2.Отличия работы прокуратуры от других правоохранительных органов

3.Наиболее часто встречающиеся проблемы, по которым обращаются граждане Аромашевского района

4.Плюсы и минусы выбранной Вами работы

5.Особенности получения образования

6.Казусные ситуации во время выполнения функций

7.Кто в нашем районе занимается вопросами по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних

Кейс №2. Историки: Вам, используя интернет - ресурсы, нужно издать информационный листок об истории прокуратуры в России. Слайд №4




И мператор Петр Великий



П .И. Ягужинский


Историю прокуратуры в России представить по периодам: создание, развитие до революции 1917 года, прокуратура советского периода, прокуратура РФ. Возможное выполнение задания:

«Сей чин яко око Наше и стряпчiй о делахъ государственныхъ».

Петр Великий

Широко известной фразой российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского. Эта фраза стала «крылатой» на многие годы, подчеркивая не только значение органов прокуратуры в государстве и обществе, но и тот бесспорный факт, что она всегда оставалась «державным» оружием власти в стране. 280-летний путь «исканий и бурь», пройденный прокуратурой как органом надзора за законностью в России, со всей очевидностью свидетельствует о жизненной важности и необходимости осмысления нашего исторического прошлого, собственных ошибок и обретений.
Предпосылки создания и становление прокуратуры России.

В начале XVIII столетия в России происходят серьёзные изменения в системе управления государством. Настоящей бедой государственного управления становится бюрократизм. Эти негативные явления распространились на всю территорию России, на все уровни государственного управления. Историки отмечают, что даже ближайшим сподвижникам Петра I Александру Меншикову и генералиссимусу Алексею Шеину не была чужда жажда наживы. Так великий реформатор России начала XVIII в. царь Пётр Алексеевич, искавший пути и средства ускорения преобразований, пришёл к решению создать особый надзорный орган, способный «уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Активно складывался прокурорский корпус, которому царь Пётр старался дать «большую силу и авторитет». Прокуроров по предложению генерал-губернаторов избирал Сенат. Они осуществляли контроль за деятельностью центральных и местных учреждений, докладывали генерал-губернаторам о выявленных недостатках. Обнаружив нарушение, прокурор сначала устно предлагал устранить его, а при неподчинении мог принести письменный протест в орган нарушивший закон, а далее – в соответствующую коллегию или Сенат. Принесение протеста на незаконный акт приостанавливало его действие. Создавая прокуратуру, Пётр I в ее организации и функциях ориентировался в большей степени на положения аналогичного органа во Франции. Причины, по которым Пётр I избрал для России модель надзорного органа, схожего с французским образцом, само его наименование «прокуратура», остаются предметом дискуссий среди ученых. Вместе с тем резонно предположение, что на Петра I большое впечатление произвёл французский королевский прокурор во время посещения Петром I Парижского парламента в 1717 г. После смерти Петра I прокуратура и прокурорский надзор пережили несколько «взлётов и падений». Значение прокуратуры в обществе менялось полярно: то она становилась малозаметной структурой в государственном устройстве страны, то снова занимала подобающее положение в государстве.

Становление прокуратуры России

Основной функцией прокуроров на начальном этапе становления прокурорской системы являлся надзор за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли.
Генерал-прокурор надзирал за Сенатом, обер-прокурор Синода надзирал за его деятельностью. За коллегиями надзирали прокуроры этих ведомств.
После смерти Петра I, при императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики, усилении роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своей власти. Устройство и организация деятельности органов прокуратуры в результате судебно-правовой реформы третьей четверти XIX в. кардинально изменились. В первую очередь это коснулось соотношения основных классических направлений деятельности прокуратуры. Прокуратура, по сути, была отлучена от осуществления надзора за законностью в государстве (за исключением законности судебных решений), ей была отведена лишь роль стороны обвинения в уголовном судопроизводстве. В то же время остро встал существенный вопрос: какому ведомству должна принадлежать прокуратура. Следует отнести её к суду, к администрации или же создать особое ведомство? Несмотря на то, что больше всего точек соприкосновения прокуратура имела с правительственной властью и представляла её интересы перед судом, полное слияние прокуратуры с ней представляло серьезные опасения, законность была бы принесена в «жертву удобства, и прокурорская власть была бы дискредитирована, превратившись в слугу администрации». Не нашло одобрения и построение прокуратуры в составе суда, под руководством судебных коллегий. Предполагалось, что это лишило бы прокуратуру «необходимой энергии и быстроты деятельности». Главенствующим положением должна была сохраняться независимость прокуратуры. Наиболее правильным и продуктивным представлялся третий путь – прокуратура должна быть построена как отдельное установление, стоящее между судом и правительством, имеющее во главе высшего представителя прокурорской власти из среды самой прокуратуры и располагающее как должностными правами, обеспечивающими ей авторитетность мнения перед правительством, так и средствами, которые давали бы ей возможность раскрывать для убеждения суда истину в наиболее полном объеме.

Прокуратура России советского периода

После Октябрьской революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного государственного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законностью, в частности, в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами. Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя ВЧК. По мере перехода от гражданской войны к строительству новых общественных отношений все более ощутимым становилась объективная необходимость обеспечения законности на единой организационной и правовой основе. В докладе Министра юстиции Н.В. Крыленко на IV съезде деятелей юстиции в 1921 г. подчёркивалась необходимость создания прокуратуры, независимой от местной власти, на которую возлагалось бы обвинение в суде, общий надзор, руководство следствием, а также предупреждение правонарушений. 1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось её создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями. После образования Союза ССР, с принятием первых Основ судоустройства Союза ССР и Союзных республик органы прокуратуры строились на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, действовали на основе издаваемых республиками положений. С некоторыми, изменениями эта структура прокуратуры и аппаратов органов прокуратуры просуществовала вплоть до распада СССР в 1991 г.

Прокуратура РФ

С распадом СССР, в начале 90-х годов прошлого века, органы прокуратуры, как и вся страна, переживали непростые времена. Поворотным пунктом стало принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.) в статье 129 которой закреплено понятие прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Принятием в 1995 г. новой редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» завершается правовое оформление органов прокуратуры Российской Федерации. В Законе «О прокуратуре Российской Федерации» определены предмет и пределы надзора, куда входят: надзор за исполнением действующих в Российской Федерации законов; принятие мер, направленных на устранение нарушений закона; осуществление уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления. Прокуратура имеет целью обеспечение в Российской Федерации верховенства действующих законов. Закон трансформирует содержание и назначение прокурорского надзора в уголовном и гражданском судопроизводстве, отводя прокурорам роль стороны при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел.

Кейс № 3. Геральдисты, вам необходимо объяснить нам, символику геральдических знаков органов российской прокуратуры. Используя интернет – ресурсы, составить презентацию. Слайд № 5

Возможное выполнение задания:

Эмблема прокуратуры Российской Федерации. Слайд № 7

Учреждена  Указом Президента Российской Федерации от 4 октября 2008 г. № 1441 «Об учреждении геральдического знака – эмблемы и флага прокуратуры Российской Федерации»

 


 






Эмблема представляет собой золотой двуглавый орел с поднятыми вверх крыльями, увенчанный одной большой и двумя малыми коронами, соединенными лентами. Орел держит в лапах прикрывающий его грудь зеленый, окованный серебром треугольный щит с вырезанными верхними углами. По оковке щита – серебряные скрепы. В поле щита – золотой «столп Закона». Щит наложен на два диагонально перекрещенных серебряных меча остриями вниз.

Флаг прокуратуры Российской Федерации. Слайд № 8

Учрежден Указом Президента Российской Федерации от 4 октября 2008 г. № 1441 «Об учреждении геральдического знака – эмблемы и флага прокуратуры Российской Федерации»

 

 

Флаг прокуратуры Российской Федерации представляет собой синее прямоугольное полотнище с Государственным флагом Российской Федерации в крыже.

В центре правой половины полотнища располагается геральдический знак – эмблема прокуратуры Российской Федерации.

Отношение ширины флага к его длине 1:1,5. Отношение высоты эмблемы к ширине флага 1:2.


Кейс №4. Граждане, вы, используя знания, должны решить предложенные проблемные задания. Слайд №6

Задания:

  1. В ходе проверки органами социальной защиты было установлено, что гр. Б, проживающий в Аромашевском районе, имеет несовершеннолетнего сына С., 1999 года рождения. В нарушение требований ст. ст. 63, 65 Семейного кодекса РФ гр. Б. не исполняет свои обязанности по воспитанию и содержанию сына, не заботится о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Он вступил в новый брак и написал нотариально заверенный отказ от содержания и воспитания несовершеннолетнего сына. Можно ли нотариально отказаться от отцовства? Куда необходимо обратиться с результатами проверки? Кто может возбудить дело о взыскании алиментов?

2. Гр-ке Ивановой было отказано в выплате материнского капитала на основании того, что первый ребенок гр-ки Ивановой умер во младенчестве. В какие органы может обратиться Иванова для установления истины?

3. Гр-н Плесовских, желая предоставить возможность сыну пользоваться своей автомашиной, обратился в нотариальную контору с просьбой заверить в нотариальном порядке доверенность на право управления автомобилем. Нотариус разъяснил, что с 1 января 2013 года закон не требует нотариального оформления такой доверенности. Плесовских утверждал, что далеко не все работники полиции знают о новой норме закона. По этой причине его сына останавливают и начинают длительную “разборку” на месте с непредсказуемым результатом. Плесовских настаивал на нотариальном удостоверении доверенности. Однако ему было в этом нотариусом отказано. Кто прав в данной ситуации? Может ли прокуратура помочь разрешить этот спор?

4. В суде рассматривался спор соседей по огороду, Рябинина и Спиридоновой, связанный с использованием земельных участков, принадлежащих им на праве частной собственности. В самом начале судебного разбирательства истица Спиридонова обратила внимание суда на то, что в зале судебного разбирательства отсутствует прокурор. Она просила слушание дела отложить и перенести его рассмотрение на другой день, поскольку без прокурора дело слушаться не должно. Как вы думаете, какое решение должен принять суд?

5. Индивидуальный предприниматель Казанцев, приспособивший под сапожную мастерскую кузов от автомобиля-фургона, был оштрафован налоговой инспекцией за неуплату налогов на сумму сокрытых доходов. Считая решение налоговой инспекции о применении к нему санкции незаконными, он обратился в прокуратуру. Однако ему ответили, что для выяснения подобного рода споров есть специальный правоохранительный орган – арбитражный суд. Законно ли поступил прокурор?

6. В прокуратуру от г-жи Тарасовой поступила жалоба с информацией о том, что купленный ею фен, выпускаемый отечественным заводом, покрашен такой краской, которая в процессе работы дает испарения, вредно влияющие на здоровье потребителей. Прокурор потребовал от дирекции завода предоставить необходимую документацию для проверки жалобы. Однако дирекция завода, сославшись на то, что документация является коммерческой тайной, отказалась выполнить требование прокурора. Что должен сделать прокурор?

7. Екатерина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. Поступила в колледж, но учиться там не захотела. Мама пришла с документами о приеме в 10 класс. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Екатерину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или продолжить обучение в колледже. Но родители были не согласны с этим решением. К кому необходимо обратиться?


8. Вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: “Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”. 

1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла. 

2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу. 

3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну. 

4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой. 

5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству. 

6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на “4” и “5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.

Как могут поступить несогласные с принятым решением родители? К кому обратиться?


IV. Презентация результатов учащимися от каждой группы:

-информационный листок c историей органов прокуратуры в России,

-просмотр презентации о символике органов прокуратуры,

-запись интервью с работником прокуратуры,

- разбор ответов на проблемные задания.

V. Подведение итогов. Как можно на основе проведенной нами работы определить место и роль прокуратуры в правоохранительной системе РФ? (Ответ: прокуратура выполняет надзорные и правозащитные функции)

VI. Рефлексия. Мы многое сегодня узнали, но, конечно, осталось много вопросов. Предлагаю выполнить небольшое задание на выбор: «Задай вопрос прокурору», «Напиши письмо прокурору», напиши небольшое эссе на тему «Прокуратура на страже детства». Обучающиеся пишут письма, эссе и задают вопросы по теме, работы учащиеся озвучивают по желанию. (письма, эссе и вопросы передаются работнику прокуратуры, с которым велось интервью). Слайд №9



Список литературы к мероприятию

1. О прокуратуре Российской Федерации – федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202 – I [Электронный ресурс – СПС Гарант – 2009].
2. Басков В.И. Прокурорский надзор: учеб. для юрид. вузов / В.И. Басков. – М.: Зерцало, 2000.
3. Деришев Ю.В. Прокуратура Российской Федерации: учеб. пособие / Ю.В.Деришев. – Омск: Юридический институт, 2003.
4. Прокурорский надзор: учеб. пособие / Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. [и др.]. – М.: Изд-во Элит, 2007.
5. Российский прокурорский надзор / А.Я. Сухарев, Ю.В. Кореневский, Л.А. Прокудина, В.П. Рябцев [и др.]; под ред. А.Я. Сухарева. – М.: НОРМА, 2001.

6. http://genproc.gov.ru/emblem/

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/

8.galina-soleil.narod2.ru



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!