Конспект по звуковой культуре речи: дифференциация звуков «з» – «с»
с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитатель - Обухова Галина Викторовна
МБДОУ Д/С №37 г. Кузнецк Пензенская область
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков «з» – «с».
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
Задачи:
1. Продолжать знакомство со звуками «с – з»; умение дифференцировать звуки «с – з » в произношении в слогах, словах, предложениях и по картинкам.
2. Развивать фонематический слух.
3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах, в умение анализировать звуковые схемы.
4. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, логического мышления, артикуляционной и мелкой моторики, координации речи с движением.
5. Воспитывать усидчивость у детей, умение выслушивать вопросы педагога до конца.
Материал: предметные картинки со звуками «с», «з», символы, обозначающие эти звук;
маски животных, игрушки (слоны, зайцы, лисы, зубры), карточки с фишками для каждого ребенка для определения позиции звука в слове.
Ход ОД:
1. Организационный момент: – дети придумывают слова со звуком «с» и «з».
Кто придумал, садится за стол.
Педагог обращает внимание воспитанников на расположенные картинки на полотне.
- Дети посмотрите на картинки первого ряда. Какой звук повторяется в названии этих картинок? (звук «с»)
При затруднении, педагог просит назвать картинки. Аналогичное задание проводится со звуком «з», (картинки со звуком «з» расположены во втором ряду наборного полотна).
2.Сообщение темы занятия.
- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Правильно «с» и «з».
Сегодня мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать воспитателя, своих друзей и не выкрикивать).
– Ребята произнесите звук «з», а теперь звук «с»
- Что общего у звуков «з - с»? – согласные, твердые, язык расположен за нижними зубами.
- В чем разница? («з» – звонкий, «с» – глухой).
- Почувствуем звонкость согласного «з», руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
«с»– зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
«з»– положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке «с» Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.)
3.Задание с символами.
Педагог: Дети у всех у вас на столах есть символы звуков (просит показать символ звука «с» и «з»)
Сейчас я буду называть ряд согласных звуков, а вы поднимите символ услышанного звука.
Молодцы.
Педагог: уберите символы и приготовьте ладоши для того, чтобы поймать услышанные звуки «с» и «з».
- Какие звуки мы учились слышать?
4 Игра « Наоборот» (с мячом).
Педагог произносит слог или слово со звуком «с», а дети заменяют этот звук на звук «з»
За - са Суп – зуб Коса - коза
Сы - зы Лиса - Лиза
СО – зо СУ - зу
Ус – УЗ ЗЫ - сы
МОЛОДЦЫ!
5. Игра: «Доскажи словечко».
Педагог произносит стих, а дети подбирают слово, подходящее по смыслу, со звуками «с» и «з».
- Слушайте внимательно:
- «Где обедал воробей?
В зоопарке у….(зверей)»
- « Рыщет волк в густом лесу.
Ищет кумушку….(лису)»
- «Пестрой лентой притворяясь,
В зелени травы скользя.
Извиваясь, изгибаясь.
По земле ползет…(змея) »
- «Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это? …….(Зайка)»
-« Жил -был маленький щенок,
Он подрос однако.
И теперь он не щенок.
А взрослая ….(собака)»
- Какие звуки встречались в отгадках?
- Правильно. Звуки «с» и «з».
6. Задание с карточками.
Педагог произносит слова, так, чтобы звуки находились в разных позициях, а дети фишкой показывают на карточке с птичкой, место звука, закрывая фишкой клюв у птички, туловище или хвост.
7.Физкультминутка
Дети под музыку имитируют движения животных: чайку, слона, змею, волка и. т. д
Педагог: Дети представьте, что мы с вами попали в волшебную сказку, где звери отправляются в сказочное путешествие на двух поездах.
Саша будет машинистом одного поезда (одевает маску зайца)
Лена - машинистом другого поезда ( маску лисы)
Педагог: А сейчас, вы все должны подумать и выбрать, кто кем будет и занять место в том поезде, где есть этот звук в названии животного.
- В каком поезде и какие звери едут?
8.Пальчиковая гимнастика
« Зайчик»
Скачет зайчик косой под высокой сосной.
Скачет зайчик другой под низкой сосной
9.Чистоговорка
Педагог:
-Дети, какую чистоговорку мы учили со звуками «з» и «с»
-Как нужно ее произносить? (четко, медленно, проговаривая каждый звук)
Педагог предлагает произнести одному ребенку знакомую чистоговорку.
Педагог:
-А сейчас мы будем призносить скороговорку (скоро, быстро, четко)
(дает образец)
«Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка »
Индивидуальные ответы детей. Анализ: Кто лучше произнес скороговорку?
Какие звуки слышались в скороговорке?
Какие это звуки?
Итог:
Педагог:
-Дети, вы сегодня были все очень активные, внимательные. Я для вас приготовила небольшой сюрприз: много игрушек, в названии которых есть звуки «с» и «з».
Вы можете выбрать любую понравившуюся игрушку и поиграть с ней.
(уточняю при этом у детей: « Какой знакомый звук есть в названии твоей игрушки)».
Список используемой литературы
Швайко Г.С «Игры игровые упражнения для развития речи». - М.: Просвещение, 2008.
Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду». Под ред. Ушаковой О.С. - М.: Просвещение, 2013.
Тумакова Г.А.» Ознакомление дошкольника со звучащим словом» / Под ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 2011.
Бондаренко А.К. «Дидактическая игра в детском саду». - М.: Просвещение, 2011.