СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по звуковой культуре речи: дифференциация звуков «з» – «с» с детьми старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков «з» – «с»,в умении дифференцировать звуки «с» – «з » в произношении  в слогах, словах, предложениях  и по картинкам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по звуковой культуре речи: дифференциация звуков «з» – «с» с детьми старшего дошкольного возраста.»

Конспект по звуковой культуре речи: дифференциация звуков «з» – «с»

с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитатель - Обухова Галина Викторовна

МБДОУ Д/С №37 г. Кузнецк Пензенская область





































Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков «з» – «с».

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Задачи:

1. Продолжать знакомство со звуками «с – з»; умение дифференцировать звуки «с – з » в произношении в слогах, словах, предложениях и по картинкам.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах, в умение анализировать звуковые схемы.

4. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, логического мышления, артикуляционной и мелкой моторики, координации речи с движением.


5. Воспитывать усидчивость у детей, умение выслушивать вопросы педагога до конца.

Материал: предметные картинки со звуками «с», «з», символы, обозначающие эти звук;

маски животных, игрушки (слоны, зайцы, лисы, зубры), карточки с фишками для каждого ребенка для определения позиции звука в слове.

Ход ОД:

1. Организационный момент: – дети придумывают слова со звуком «с» и «з».
Кто придумал, садится за стол.
Педагог обращает внимание воспитанников на расположенные картинки на полотне.

- Дети посмотрите на картинки первого ряда. Какой звук повторяется в названии этих картинок? (звук «с»)

При затруднении, педагог просит назвать картинки. Аналогичное задание проводится со звуком «з», (картинки со звуком «з» расположены во втором ряду наборного полотна).


2.Сообщение темы занятия.

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Правильно «с» и «з».
Сегодня мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.

- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать воспитателя, своих друзей и не выкрикивать).

– Ребята произнесите звук «з», а теперь звук «с»

 - Что общего у звуков «з - с»? – согласные, твердые, язык расположен за нижними зубами.

- В чем разница? («з» – звонкий, «с» – глухой).

- Почувствуем звонкость согласного «з»,  руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

«с»– зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

«з»– положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке «с» Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.)

3.Задание с символами.

Педагог: Дети у всех у вас на столах есть символы звуков (просит показать символ звука «с» и «з»)

Сейчас я буду называть ряд согласных звуков, а вы поднимите символ услышанного звука.

Молодцы.

Педагог: уберите символы и приготовьте ладоши для того, чтобы поймать услышанные звуки «с» и «з».

- Какие звуки мы учились слышать?

4 Игра « Наоборот» (с мячом).

Педагог произносит слог или слово со звуком «с», а дети заменяют этот звук на звук «з»

За - са                         Суп – зуб                    Коса - коза    

Сы - зы                      Лиса - Лиза 

СО – зо                      СУ - зу

Ус – УЗ                      ЗЫ - сы

МОЛОДЦЫ!

5. Игра: «Доскажи словечко».

Педагог произносит стих, а дети подбирают слово, подходящее по смыслу, со звуками «с» и «з».

- Слушайте внимательно:

- «Где обедал воробей?

В зоопарке у….(зверей)»



- « Рыщет волк в густом лесу.

Ищет кумушку….(лису)»



- «Пестрой лентой притворяясь,

В зелени травы скользя.

Извиваясь, изгибаясь.

По земле ползет…(змея) »

- «Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

   Мчится, что есть духу хвост короче уха.

   Живо угадай-ка, кто же это? …….(Зайка)»

-« Жил -был маленький щенок,


Он подрос однако.


И теперь он не щенок.


А взрослая ….(собака)»


- Какие звуки встречались в отгадках?

- Правильно. Звуки «с» и «з».

6. Задание с карточками.

Педагог произносит слова, так, чтобы звуки находились в разных позициях, а дети фишкой показывают на карточке с птичкой, место звука, закрывая фишкой клюв у птички, туловище или хвост.

7.Физкультминутка


Дети под музыку имитируют движения животных: чайку, слона, змею, волка и. т. д


Педагог: Дети представьте, что мы с вами попали в волшебную сказку, где звери отправляются в сказочное путешествие на двух поездах.

Саша будет машинистом одного поезда (одевает маску зайца)

Лена - машинистом другого поезда ( маску лисы)

Педагог: А сейчас, вы все должны подумать и выбрать, кто кем будет и занять место в том поезде, где есть этот звук в названии животного.

- В каком поезде и какие звери едут?

8.Пальчиковая гимнастика


« Зайчик»


Скачет зайчик косой под высокой сосной.

Скачет зайчик другой под низкой сосной

9.Чистоговорка

Педагог:

-Дети, какую чистоговорку мы учили со звуками «з» и «с»

-Как нужно ее произносить? (четко, медленно, проговаривая каждый звук)

Педагог предлагает произнести одному ребенку знакомую чистоговорку.

Педагог:

-А сейчас мы будем призносить скороговорку (скоро, быстро, четко)

(дает образец)

«Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка »


Индивидуальные ответы детей. Анализ: Кто лучше произнес скороговорку?

Какие звуки слышались в скороговорке?

Какие это звуки?

Итог:

Педагог:

-Дети, вы сегодня были все очень активные, внимательные. Я для вас приготовила небольшой сюрприз: много игрушек, в названии которых есть звуки «с» и «з».

Вы можете выбрать любую понравившуюся игрушку и поиграть с ней.

(уточняю при этом у детей: « Какой знакомый звук есть в названии твоей игрушки)».






Список используемой литературы

Швайко Г.С «Игры игровые упражнения для развития речи». - М.: Просвещение, 2008.


Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду». Под ред. Ушаковой О.С. - М.: Просвещение, 2013.


Тумакова Г.А.» Ознакомление дошкольника со звучащим словом» / Под ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 2011.


Бондаренко А.К. «Дидактическая игра в детском саду». - М.: Просвещение, 2011.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!