Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме: "Устные и письменные приемы вычислений"»
Урок: Математика
Класс: 4 «Л»
Тема: Устные и письменные приемы вычислений
Цель: повторить основные свойства сложения, алгоритмы сложения и вычитания трехзначных чисел, познакомить с устными и письменными приемами вычислений
Задачи:
Образовательные:
-знать свойства сложения и вычитания;
-знать способ решения проблем учебной задачи;
-знать алгоритмы сложения и вычитания;
-знать устные и письменные приемы вычислений;
-уметь группировать и переставлять компоненты сложения и вычитания;
-уметь применять приемы вычислений на практике;
-уметь решать задачи, основываясь на изучаемый материал;
Развивающие:
-развивать классификацию (объединение в группы) по самостоятельно установленному основанию;
-уточнение и расширение (обогащение) словарного запаса учащихся;
-развивать внимание, познавательный интерес;
Воспитательные:
-повысить мотивацию обучающегося за счёт игровых форм;
-воспитывать адекватную оценку и самооценку, а также планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-воспитывать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, задавать вопросы;
-воспитывать интерес к уроку математика;
-воспитывать уважительное отношение к предмету, учителю и одноклассникам.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1. Организационный момент | -Доброе утро, друзья! У нас сегодня не совсем обычный урок, на нем сегодня присутствуют гости, пожалуйста повернитесь, поприветствуйте их и садитесь за парты! -Меня зовут Мария Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок математики. -Вы готовы к уроку математики? -Готовы, тогда для работы нам сегодня понадобятся: Чуткие уши, внимательные глаза, сообразительные головы и конечно же хорошее настроение! А какое у вас сегодня настроение – покажите! Хорошее настроение – у всех! -Ребята, я хочу, чтобы вы улыбались, Работой своей вы довольны остались, Чтоб каждый из вас ощутил свой успех! Чтоб этот урок порадовал всех! -Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране – Математика! -Запишите в тетрадь - число и классная работа. | Приветствие учителя и гостей Проверка готовности Дети поднимают палец вверх или вниз Оформление тетрадей | Слайд 1: приветствие Слайд: число и классная работа |
2. Устный счет | -Ребята, на ваших столах лежат карточки выполните задание в них в парах. -Сложно ли было вам решать эти примеры из второго номера? -Назовите номера тех примеров, которые вы могли решить устно. | Парная работа -Не все Называют номера выражений | Слайд 3: правила парной работы Слайд 4: проверка парной работы |
3. Целеполагание | -Сегодня ребята, мы и поговорим о устных и письменных вычислениях, а именно о приемах устного и письменного вычисления. -Откройте учебник на странице 60. Прочитайте тему нашего урока. -Как вы думаете, что мы сегодня будем повторять и с чем познакомимся? | Открывают учебник Ставят цель урока | |
4. Актуализация знаний | -Прежде чем работать по учебнику, давайте вспомним свойства сложения. Приведите пример на каждое свойство. -Как вы думаете зачем вы повторили этот материал? -Давайте выполним упражнение 260 и проверим это. -Разберем первые два примера вместе, а остальные выполните самостоятельно по вариантам, записав ТОЛЬКО ответ в тетради. (формулируем правила, что при вычислении суммы устно необходимо знать и использовать свойства сложения, то есть при возможности складывать числа до их округления, тк целые числа считать устно легче) | -Чтобы легче вычислять устные примеры №260 2+96+98+904=1010 257+18+12+3+40=330 48+530+70+52=700 33+34+35+36+37=175 | Слайд 5: свойства сложения |
5. Объяснение нового материала | -Прочитайте первое правило в учебнике про себя. (затем я читаю в слух). Правильный вывод мы сделали? -Но есть и такие примеры, которые решить устно очень сложно и такие примеры мы решаем в столбик. Кто хочет прочитать следующее правило, которое идет после номера 260? -Итак ребята, как же мы вычисляем в столбик? Как записываем числа в столбике? Объясните на примере под правилом, как выполнили вычитание. -Верно и именно поэтому вы повторяли и выполняли задание в парах, связанное с разрядами. | Чтение правила -Да Чтение второго правила -По разрядам | |
6. Физминутка Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. |
7. Закрепление материала | -Хорошо ребята, а теперь давайте устно выполним номер 261. Посмотрите в учебнике на полях рамочки. Объясните, что же обозначают эти рамочки. Давайте объясним, устно используя слова «если, то». (пример на первом правиле) -Молодцы. -А теперь решим у доски и в тетрадях номер 262. Но не весь, а только первый столбик. | -Правила сложения и вычитания с нулем -Если к числу прибавить 0, то получится тоже самое число -Если к 0 прибавить число, то получится тоже самое число -Если из числа вычесть 0 – то получится такое же число -Если от числа вычесть такое же число, то получится 0 528 047 + 106 875 = 634 922 Проверка: 634 922 – 528 047 = 106 875 385 746 + 23 352 = 409098 Проверка: 409 098 – 385 746 = 23 352 | |
8. Самостоятельная работа | 1. Реши устно, записав только ответ. 1 вариант: 56+17+34+10+23=140 2 вариант: 89+42+11+20+18=160 2. Реши письменно в столбик и запиши ответ. 1 вариант: 320 260- 21 476 = 229784 2 вариант: 605 209- 353 672=251537 3. Дополни предложения: 1 вариант: Устные выражения легче решать, если хорошо усвоен материал «свойства сложения». Для того, чтобы легче найти ответ устного выражения, необходимо сложить или вычесть числа до их округления. 2 вариант: Письменные выражения решаются в столбик. Для того, чтобы найти ответ у письменных выражений, необходимо записать числа по разрядам. -А теперь сдайте работа с последних парт на первые. | Выполняют самостоятельную работу Сдают работу | |
9. Рефлексия | -С чем мы сегодня познакомились на уроке? -Для чего? -Какие выражения решаются быстрее: устные или письменные? -Почему? -Что понравилось на уроке? -Что показалось непонятным? -Кто считает, что он все понял на уроке и у него не осталось вопросов встаньте. -А теперь встаньте те, у кого остались вопросы и не весь материал понятен. -Откройте дневники и запишите домашнее задание. Номер 265 и 267. | -С устными и письменными приемами вычислений -Чтобы легче вычислять разные выражения -Устные -Их считать легче Ответ детей | |
Устный счет: парная работа
1 . Внимательно решите логические выражения.
Груша = 10
Три вишни = 3
Два персика = 2
Один персик = 1, груша = 10, две вишни = 2
Ответ: 13
2. Решите выражения в столбик.
1) 268 + 37 + 32 + 663= 1000
2) 56 + 333+ 89 + 522= 1000
3. Разбейте числа по разрядам.
Пример: 2849= 2000+800+40+9
6398=6000+300+90+8
3856=3000+800+50+6
Парная работа 1. Внимательно решите логические выражения. Ответ: ___ 2. Решите выражения в столбик. 1) 268 + 37 + 32 + 663= 2) 56 + 333+ 89 + 522= 3. Разбейте числа по разрядам. Пример: 2849= 2000+800+40+9 6398=_____+_____+_____+_____ 3856=_____+_____+_____+_____ | Парная работа 1. Внимательно решите логические выражения. Ответ: ___ 2. Решите выражения в столбик. 1) 268 + 37 + 32 + 663= 2) 56 + 333+ 89 + 522= 3. Разбейте числа по разрядам. Пример: 2849= 2000+800+40+9 6398=_____+_____+_____+_____ 3856=_____+_____+_____+_____ |
Самостоятельная работа ФИ__________________________________________________ Вариант 1 1. Реши устно, записав только ответ. 56+17+34+10+23=_________ 2. Реши письменно в столбик и запиши ответ. 320 260 - 21 476 = __________ 3. Дополни предложения: Устные выражения легче решать, если хорошо усвоен материал ____________________________________. Для того, чтобы легче найти ответ устного выражения, необходимо сложить или вычесть числа до их __________________________. | Самостоятельная работа ФИ__________________________________________________ Вариант 2 1. Реши устно, записав только ответ. 89+42+11+20+18=_________ 2. Реши письменно в столбик и запиши ответ. 605 209 - 353 672=__________ 3. Дополни предложения: Письменные выражения решаются _________________________. Для того, чтобы найти ответ у письменных выражений, необходимо записать числа __________________________. |
Самостоятельная работа ФИ__________________________________________________ Вариант 1 1. Реши устно, записав только ответ. 56+17+34+10+23=_________ 2. Реши письменно в столбик и запиши ответ. 320 260 - 21 476 = __________ 3. Дополни предложения: Устные выражения легче решать, если хорошо усвоен материал ____________________________________. Для того, чтобы легче найти ответ устного выражения, необходимо сложить или вычесть числа до их __________________________. | Самостоятельная работа ФИ__________________________________________________ Вариант 2 1. Реши устно, записав только ответ. 89+42+11+20+18=_________ 2. Реши письменно в столбик и запиши ответ. 605 209 - 353 672=__________ 3. Дополни предложения: Письменные выражения решаются _________________________. Для того, чтобы найти ответ у письменных выражений, необходимо записать числа __________________________. |