6
Учитель: Измайлова Е.В.
Предмет: русский язык
(учебник русского языка УМК Школа России Т.Г. Рамзаева ООО «Дрофа»2010.).
Продолжительность: 45 мин.
Класс: 3 Б класс.
Тема: Не с глаголами.
Цель:
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
Учащиеся получат возможность для формирования:
Предметные:
У учащихся будут сформированы:
- умения распознавать глаголы в тексте;
- умения устанавливать связь глаголов с именами существительными,
- умения определять время, род и число глаголов, правильно писать частицу не с глаголами;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- умения разбирать глаголы по составу;
- умение видеть орфограммы в глаголах и находить способы проверки их написания.
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
осознавать цели и задачи данной темы;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритму (памятке);
осуществлять само- и взаимопроверку.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процессе работы;
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать глаголы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять свои знания и незнания по теме: Не с глаголами;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
Учащиеся получат возможность научиться:
Тип урока – комбинированный
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, учебник для 3 класса,2 часть УМК Школа России Т.Г. Рамзаева ООО «Дрофа»2010, презентация к уроку, индивидуальные карточки.
Ход урока.
Орг. момент.
(Приветствие)
А ну, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно стоят,
Все ль внимательно глядят?
Ребята, я рада вас видеть, и хочу посмотреть на ваше настроение.
Пред вами на столах лежат цветные полоски «Светофорики»:
Красный (волнение перед новым материалом),
Желтый (пока не понятно),
Зеленый (уверен в своих силах).
Посмотрите на них внимательно и выберите тот цвет, который соответствует вашему эмоциональному настроение именно сейчас. Спасибо.
Минутка чистописания:
С чего мы начали урок. (С улыбок друг другу)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.(Выделить орфограммы)
Одиннадцатое февраля.
Классная работа.
Тт – написать и продолжить тт то та тт
Стадия вызова.
Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Замечательный дружище:
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Да каленый гребешок.
Он у плотника в почете,
Каждый день с ним на работе. (топор) (слайд – картинка)
- Что такое топор?
- Найдите определение в толковом словаре: «Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки».
- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Составим синквейн с этим словом, запишем.
Топор.
Железный, крепкий.
Рубить, нести, колоть.
Топор очень тяжелый инструмент.
Орудие труда.
Определение темы урока и целей.
- Вспомним пословицу с этим словом.
Крепкую дружбу и топором (не) разрубишь. (Слайд)
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Настоящая дружба навсегда).
- Как надо написать не? (Раздельно)
- Запишите пословицу в тетрадь. Сделайте разбор по частям речи.
- С какой проблемой встретились?
- Что такое не?
- К какой группе относится? (К служебной т.к. она не называет предмета, ни признака, ни действия, не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос.)
- Предлог, союз или частица?
- Итак, назовите тему нашего урока. (Частица не с глаголами) (Слайд)
- Запишите в таблицу, в графу знаю: не – частица.
Знаю | Хочу узнать | Узнал | Что еще хочу узнать |
Не - частица | 1. Как частица не пишется с глаголами? | раздельно | Слова -исключения |
| 2. Для чего употребляется в речи? | отрицательный смысл | |
- Подумайте, что бы вы хотели узнать про частицу не с глаголом?
- Запишите в таблицу ( в графу хочу узнать)
III. Осмысление.
Знакомство с новым материалом.
- Для того, чтобы вспомнить о глаголе предлагаю прочитать текст на листочках. Рядом с каждым предложением делайте пометы: V – эту информацию знал, знаю, вспомнил. + - эта информация для меня новая. ? – эта информация мне непонятна, у меня есть вопросы.
Если информация знакома, то рядом записывайте пример.
Глагол
| V + ? | Примеры |
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. | | |
2. Глагол отвечает на вопросы: что делать?, что сделать? | | |
3. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. | | |
4. Глаголы изменяются по числам. | | |
5. Глаголы изменяются по временам. | | |
6. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. | | |
7. | | Не лает, не кусает, а в дом не пускает. |
- По примеру сформулируйте правило.
Для вас это новое или вы это знали?
Почему частица не пишется с глаголами раздельно?
- Ваши предположения?
- Слова могут употребляться без не.
- Послушайте стихотворение:
Кто-то ночью в темноте
Меж глаголами и не
Яму выкопать решил
Чтоб глагол с не не дружил
Их теперь не соединяют
Пробел меж ними оставляют.
- Запишите правило в таблицу:
Не с глаголами пишется раздельно.
- Глаголы терпеть не могут частицу не.
- Почему глаголы оттолкнули ее от себя?
- Ваши предположения?
- Посмотрите на картинку. Составьте предложение. (Слайды)
Мальчик пишет буквы.
Девочка не пишет буквы.
Запишите: пишет – не пишет
- Как изменился смысл слова и всего предложения? (наоборот, глагол отрицается)
- Почему это произошло? (появилась частица не)
Птицы летят на юг.
Птицы не летят на юг.
Запишите: летят – не летят
- Как изменился смысл слова и предложения? Почему?
Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает.
- Сделайте вывод: Какую роль играет частица не в нашей речи? (Отрицает)
- Запишите в таблицу: Придает отрицательный смысл.
Работа по учебнику. Наблюдение за глаголами без и с частицей не.
Упражнение 606
- Прочитайте правило в учебнике на с. 107
Физминутка.
Закрепление.
- Хотите посмотреть, как ведет себя частица не в предложении?
1) Дополни пословицы, подходящими по смыслу глаголами с частице не . Упр. 609 с. 108 (Слайд)
Карточки для самостоятельной деятельности тех, кто справился с заданием быстро.
Прочитай и напиши пропущенные глаголы с частицей не Листья поблекнуть ещё ________ Жёлты и свежи лежат как ковёр. (Н.А. Некрасов) На утренней заре пастух _____________ уж коров из хлева, И в час полуденный в кружок Их ______________ его рожок. (А.С. Пушкин) Вставь глаголы с частицей не: гонит, успели, зовёт. |
2) Составление предложения. (Слайд)
Тема: Петя заболел. ( У Пети высокая температура. Он не пошёл в школу. Мальчик не приготовил уроки. Не стал учить стихотворение.)
- Составьте предложение, где встретится глагол с частицей не.
- Запишите, проверьте друг у друга, похвалите, если все записано правильно.
Я составила предложение:
Пете нездоровится, поэтому не пойдет в школу.
- Найдите глаголы.
- Что значит: недомогает? (недомогает, болеет)
- Что заметили?
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.
- Как вы думаете, есть ли еще слова – исключения?
Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:
НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.
Запишем в таблицу и узнаем дома ещё глаголы-исключения.
Домашнее задание. Упр. 608 , с.107 правило. Найти ещё глаголы исключения. (недоговорить, недогрузить, недоплатить, недосчитать, недоспать, недоплатить )
Рефлексия. Итог урока, проверка знаний.
- Что нового на уроке узнали?
Выберите цвет, обозначающий ваше отношение к полученным знаниям.
Красный – ничего не понял
Жёлтый – понял, но остались вопросы.
Зелёный – всё понятно, могу идти дальше
Урок окончен. Спасибо.