СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку "НЕ с глаголами".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку "НЕ с глаголами".»

6


Учитель: Измайлова Е.В.
Предмет: русский язык
(учебник русского языка УМК Школа России Т.Г. Рамзаева ООО «Дрофа»2010.).
Продолжительность: 45 мин.
Класс: 3 Б класс.

Тема: Не с глаголами.

Цель:

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению глаголов;


Учащиеся получат возможность для формирования:

  • желания переосмыслить собственные знания по изученной теме и их применение на практике.


Предметные:

У учащихся будут сформированы:

- умения распознавать глаголы в тексте;

- умения устанавливать связь глаголов с именами существительными,

- умения определять время, род и число глаголов, правильно писать частицу не с глаголами;


Учащиеся получат возможность для формирования:

- умения разбирать глаголы по составу;

- умение видеть орфограммы в глаголах и находить способы проверки их написания.


Метапредметные:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • осознавать цели и задачи данной темы;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритму (памятке);

  • осуществлять само- и взаимопроверку.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

  • вносить необходимые коррективы в процессе работы;


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать глаголы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять свои знания и незнания по теме: Не с глаголами;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные Учащиеся научатся:
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Тип урока – комбинированный

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, учебник для 3 класса,2 часть УМК Школа России Т.Г. Рамзаева ООО «Дрофа»2010, презентация к уроку, индивидуальные карточки.


Ход урока.


  1. Орг. момент.

(Приветствие)

А ну, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно стоят,

Все ль внимательно глядят?


Ребята, я рада вас видеть, и хочу посмотреть на ваше настроение.

Пред вами на столах лежат цветные полоски «Светофорики»:

  • Красный (волнение перед новым материалом),

  • Желтый (пока не понятно),

  • Зеленый (уверен в своих силах).

Посмотрите на них внимательно и выберите тот цвет, который соответствует вашему эмоциональному настроение именно сейчас. Спасибо.


  1. Минутка чистописания:

С чего мы начали урок. (С улыбок друг другу)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.(Выделить орфограммы)

Одиннадцатое февраля.

Классная работа.

Тт – написать и продолжить тт то та тт


Стадия вызова.

Словарная работа.

- Отгадайте загадку:

Замечательный дружище:

Деревянная ручища,

Да железный обушок,

Да каленый гребешок.

Он у плотника в почете,

Каждый день с ним на работе. (топор) (слайд – картинка)

- Что такое топор?

- Найдите определение в толковом словаре: «Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки».

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Составим синквейн с этим словом, запишем.

Топор.

Железный, крепкий.

Рубить, нести, колоть.

Топор очень тяжелый инструмент.

Орудие труда.


Определение темы урока и целей.

- Вспомним пословицу с этим словом.

Крепкую дружбу и топором (не) разрубишь. (Слайд)

- Как вы понимаете эту пословицу?

(Настоящая дружба навсегда).

- Как надо написать не? (Раздельно)

- Запишите пословицу в тетрадь. Сделайте разбор по частям речи.

- С какой проблемой встретились?

- Что такое не?

- К какой группе относится? (К служебной т.к. она не называет предмета, ни признака, ни действия, не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос.)

- Предлог, союз или частица?

- Итак, назовите тему нашего урока. (Частица не с глаголами) (Слайд)


- Запишите в таблицу, в графу знаю: не – частица.


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что еще хочу узнать

Не - частица

1. Как частица не пишется с глаголами?

раздельно

Слова -исключения


2. Для чего употребляется в речи?

отрицательный смысл



- Подумайте, что бы вы хотели узнать про частицу не с глаголом?

- Запишите в таблицу ( в графу хочу узнать)


III. Осмысление.

Знакомство с новым материалом.

- Для того, чтобы вспомнить о глаголе предлагаю прочитать текст на листочках. Рядом с каждым предложением делайте пометы: V – эту информацию знал, знаю, вспомнил. + - эта информация для меня новая. ? – эта информация мне непонятна, у меня есть вопросы.

Если информация знакома, то рядом записывайте пример.


Глагол



V

+

?

Примеры

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.




2. Глагол отвечает на вопросы: что делать?,

что сделать?




3. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.




4. Глаголы изменяются по числам.




5. Глаголы изменяются по временам.




6. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам.




7.



Не лает, не кусает, а в дом не пускает.


- По примеру сформулируйте правило.

Для вас это новое или вы это знали?

Почему частица не пишется с глаголами раздельно?

- Ваши предположения?


- Слова могут употребляться без не.


- Послушайте стихотворение:

Кто-то ночью в темноте
Меж глаголами и не
Яму выкопать решил
Чтоб глагол с не не дружил
Их теперь не соединяют
Пробел меж ними оставляют.


- Запишите правило в таблицу:

Не с глаголами пишется раздельно.

- Глаголы терпеть не могут частицу не.

- Почему глаголы оттолкнули ее от себя?

- Ваши предположения?

- Посмотрите на картинку. Составьте предложение. (Слайды)

Мальчик пишет буквы.

Девочка не пишет буквы.

Запишите: пишет – не пишет

- Как изменился смысл слова и всего предложения? (наоборот, глагол отрицается)

- Почему это произошло? (появилась частица не)

Птицы летят на юг.

Птицы не летят на юг.

Запишите: летят – не летят

- Как изменился смысл слова и предложения? Почему?

Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает.

- Сделайте вывод: Какую роль играет частица не в нашей речи? (Отрицает)

- Запишите в таблицу: Придает отрицательный смысл.

Работа по учебнику. Наблюдение за глаголами без и с частицей не.

Упражнение 606

- Прочитайте правило в учебнике на с. 107


Физминутка.

Закрепление.

- Хотите посмотреть, как ведет себя частица не в предложении?

1) Дополни пословицы, подходящими по смыслу глаголами с частице не . Упр. 609 с. 108 (Слайд)

Карточки для самостоятельной деятельности тех, кто справился с заданием быстро.


Прочитай и напиши пропущенные глаголы с частицей не

Листья поблекнуть ещё ________

Жёлты и свежи лежат как ковёр.

(Н.А. Некрасов)

На утренней заре пастух

_____________ уж коров из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их ______________ его рожок.

(А.С. Пушкин)

Вставь глаголы с частицей не: гонит, успели, зовёт.



2) Составление предложения. (Слайд)

Тема: Петя заболел. ( У Пети высокая температура. Он не пошёл в школу. Мальчик не приготовил уроки. Не стал учить стихотворение.)

- Составьте предложение, где встретится глагол с частицей не.

- Запишите, проверьте друг у друга, похвалите, если все записано правильно.

Я составила предложение:

Пете нездоровится, поэтому не пойдет в школу.

- Найдите глаголы.

- Что значит: недомогает? (недомогает, болеет)

- Что заметили?

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

- Как вы думаете, есть ли еще слова – исключения?

 Есть  глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:

НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.

Запишем в таблицу и узнаем дома ещё глаголы-исключения.

  1. Домашнее задание. Упр. 608 , с.107 правило. Найти ещё глаголы исключения. (недоговорить, недогрузить, недоплатить, недосчитать, недоспать, недоплатить )

  2. Рефлексия. Итог урока, проверка знаний.

- Что нового на уроке узнали?

Выберите цвет, обозначающий ваше отношение к полученным знаниям.

  • Красный – ничего не понял

  • Жёлтый – понял, но остались вопросы.

  • Зелёный – всё понятно, могу идти дальше

Урок окончен. Спасибо.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!