СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 4

Текст. Тема текста

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные

признаки: целостность, связность, законченность

Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к тексту; определять тему текста

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку»

Урок 4

Текст. Тема текста

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные

признаки: целостность, связность, законченность

Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к тексту; определять тему текста



Ход урока

1.Орг.момент

- Прозвенел звонок и смолк, 
  Нам пора начать урок. 

- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?

- Я желаю всем маленьких удач на уроке.



2.Актуализация необходимых знаний

Минутка чистописания (показ в тетради)

Словарный диктант: петух, тетрадь, класс, молоко, ученик, прощай, здравствуйте.

- Что можно составить из слов? (Предложения) 
- Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)
- Что можно составить из предложений? (Текст) 
- Что вы знаете о тексте? (Ответы детей) 

3.Мотивация познавательной деятельности

- Прочитайте и сравните две записи на доске:

1. Около дома росла маленькая яблонька.

2. Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принес колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

- Что за записи перед нами? (в первом столбике – предложение, во втором – текст.)

- А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)

- А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения? (Текст это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями)

- О чём рассказывается в тексте? (Об яблоньке.)

- Вы представили себе картину, с которой начинается текст?

Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле

дома яблоньки.

- Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)

- Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго:

«Поднялся сильный ветер».)

- Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)

- Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от

ветра яблонька?

Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся

от ветра яблоньки (рядом с первой).

- Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)

- Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)

- Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик

подвязал яблоньку.)

- Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька,

подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?

Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и

подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).

– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)

– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)

- Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям.

Запишем на доске наш вывод.

Текст – это …? (высказывание), состоящее из …? (нескольких

предложений).

- Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения?

Например, Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы.

- Это высказывание текст? Почему нет? Ведь это же высказывание из

нескольких предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).

- Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть

объединены общим смыслом, единством темы.

- А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет

все предложения текста? (Яблонька).

- Это тема текста.

- Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?

Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Предложения объединяет общая тема.

- Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой

главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).

- В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была

спасена.)

- Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.

- Давайте продолжим наше правило:

Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Предложения объединяет общая тема.

Предложения связаны друг с другом по смыслу.

- А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли

бы предложить?

- Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет

самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.

«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и

охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную

мысль».

- Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по

главной мысли).

- Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме?

(«Маленькая яблонька»)

- Давайте закончим наше правило:

Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Предложения объединяет общая тема.

Предложения связаны друг с другом по смыслу.

Текст можно озаглавить по теме или

- А по чему ещё, мы узнаем на следующем уроке.

4.Физкультминутка

5.Организация познавательной деятельности

- Давайте попробуем применить наше правило, поупражняться в поисках

текстов.

- Откройте учебник на с. 16, найдите упр. 12.

- Прочитайте про себя. Какое задание мы будем выполнять? (Прочитать записи. Сравнить их между собой. Определить где текст, где просто слова, а где не связанные друг с другом предложения.)

- Прочитайте первую запись. Что вы о ней можете сказать? (Это просто слова, не предложение, не текст).

- Почему вы так решили? (Слова не связаны друг с другом, записаны через запятую, их не связывает общая мысль, они не передают мысль).

- Что вы скажете о второй записи? (Это предложения, но не текст).

- Почему? Объясните, используя наше правило.

Правило

Текст – это высказывание, состоящее

из нескольких предложений.

Аргументы с использованием

правила

- Это высказывание состоит из

нескольких предложений.


Правило

- Предложения объединяет общая

тема.

Аргументы с использованием

правила

- Эти предложения общая тема не

объединяет. Первое предложение о

свиристелях. Второе о рыбах.

Правило

- Предложения связаны друг с другом

по смыслу.

Аргументы с использованием

правила

- Эти предложения не связывает

общая мысль.


Правило

Текст можно озаглавить по теме или

по главной мысли.

Аргументы с использованием

правила

- Раз нет общей темы, нет общей

мысли, значит нельзя озаглавить.

Вывод: Это не текст.

Что вы скажите о третьей записи? Дайте ответ, опираясь на наше правило.



Правило

- Текст – это высказывание, состоящее

из нескольких предложений.

Аргументы с использованием

правила

- Это высказывание состоит из

нескольких предложений.


Правило

- Предложения объединяет общая

тема.

Аргументы с использованием

правила

- Эти предложения объединяет общая

тема – «Свиристели».


Правило

Предложения связаны друг с другом

по смыслу.

Аргументы с использованием

правила

- Эти предложения связывает

главная мысль «Свиристели -

красивые птицы»


Правило

Текст можно озаглавить по теме или

по главной мысли.

Аргументы с использованием

правила

- Этот текст можно озаглавить по

теме «Свиристели», или по главной

мысли «Свиристели – красивые

птицы»

Вывод: Это текст.

- Чем похожи все эти три записи? (Они состоят из слов)

- В чём отличие каждой записи от других? (Первая запись – просто слова,

вторая запись – предложения, третья запись – текст)

- Представьте ситуацию, когда первоклассники спрашивают вас о том, что

такое текст. Как бы вы ответили на их вопрос? Как бы вы смогли объяснить окружающим, что такое текст?

- Давайте прочитаем сведения о языке на с. 17 учебника. Все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос)

- Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предло­жений, объединенных общей темой и связанных по смыслу)

- Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13 на с. 17

- Прочитайте. (Читает ученик с хорошим навыком чтения)

- Что прочитали? (Текст.)

- Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу)

- О ком говорится в тексте? (О петушках) Это тема текста.

- Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожи­данно, внезапно)

- Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка»)

- Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение)

(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфо­графически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)

- Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей)

- Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.


6.Рефлексия. Итог урока

- Напомните тему урока.

- Какую цель ставили?

- Какое новое правило сформулировали?

- Чем отличается группа предложений от текста? (в тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)

- Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)

- Как вы думаете, удобно ли нам будет всё время заглядывать в правило

учебника, искать его на нужной странице на других уроках?

- Я предлагаю вам выучить правило дома, чтобы мы могли им быстро

пользоваться, не теряя время на поиски.



Домашнее задание: с. 17-правило; с. 18, упр. 14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!