Урок 4
Текст. Тема текста
Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные
признаки: целостность, связность, законченность
Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к тексту; определять тему текста
Ход урока
1.Орг.момент
- Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?
- Я желаю всем маленьких удач на уроке.
2.Актуализация необходимых знаний
Минутка чистописания (показ в тетради)
Словарный диктант: петух, тетрадь, класс, молоко, ученик, прощай, здравствуйте.
- Что можно составить из слов? (Предложения)
- Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)
- Что можно составить из предложений? (Текст)
- Что вы знаете о тексте? (Ответы детей)
3.Мотивация познавательной деятельности
- Прочитайте и сравните две записи на доске:
1. Около дома росла маленькая яблонька.
2. Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принес колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
- Что за записи перед нами? (в первом столбике – предложение, во втором – текст.)
- А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
- А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения? (Текст это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями)
- О чём рассказывается в тексте? (Об яблоньке.)
- Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле
дома яблоньки.
- Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)
- Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго:
«Поднялся сильный ветер».)
- Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)
- Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от
ветра яблонька?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся
от ветра яблоньки (рядом с первой).
- Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)
- Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)
- Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик
подвязал яблоньку.)
- Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька,
подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и
подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).
– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)
– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
- Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям.
Запишем на доске наш вывод.
Текст – это …? (высказывание), состоящее из …? (нескольких
предложений).
- Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения?
Например, Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы.
- Это высказывание текст? Почему нет? Ведь это же высказывание из
нескольких предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).
- Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть
объединены общим смыслом, единством темы.
- А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет
все предложения текста? (Яблонька).
- Это тема текста.
- Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
- Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой
главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).
- В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была
спасена.)
- Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
- Давайте продолжим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
- А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли
бы предложить?
- Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет
самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.
«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и
охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную
мысль».
- Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по
главной мысли).
- Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме?
(«Маленькая яблонька»)
- Давайте закончим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
Текст можно озаглавить по теме или …
- А по чему ещё, мы узнаем на следующем уроке.
4.Физкультминутка
5.Организация познавательной деятельности
- Давайте попробуем применить наше правило, поупражняться в поисках
текстов.
- Откройте учебник на с. 16, найдите упр. 12.
- Прочитайте про себя. Какое задание мы будем выполнять? (Прочитать записи. Сравнить их между собой. Определить где текст, где просто слова, а где не связанные друг с другом предложения.)
- Прочитайте первую запись. Что вы о ней можете сказать? (Это просто слова, не предложение, не текст).
- Почему вы так решили? (Слова не связаны друг с другом, записаны через запятую, их не связывает общая мысль, они не передают мысль).
- Что вы скажете о второй записи? (Это предложения, но не текст).
- Почему? Объясните, используя наше правило.
Правило
Текст – это высказывание, состоящее
из нескольких предложений.
Аргументы с использованием
правила
- Это высказывание состоит из
нескольких предложений.
Правило
- Предложения объединяет общая
тема.
Аргументы с использованием
правила
- Эти предложения общая тема не
объединяет. Первое предложение о
свиристелях. Второе о рыбах.
Правило
- Предложения связаны друг с другом
по смыслу.
Аргументы с использованием
правила
- Эти предложения не связывает
общая мысль.
Правило
Текст можно озаглавить по теме или
по главной мысли.
Аргументы с использованием
правила
- Раз нет общей темы, нет общей
мысли, значит нельзя озаглавить.
Вывод: Это не текст.
Что вы скажите о третьей записи? Дайте ответ, опираясь на наше правило.
Правило
- Текст – это высказывание, состоящее
из нескольких предложений.
Аргументы с использованием
правила
- Это высказывание состоит из
нескольких предложений.
Правило
- Предложения объединяет общая
тема.
Аргументы с использованием
правила
- Эти предложения объединяет общая
тема – «Свиристели».
Правило
Предложения связаны друг с другом
по смыслу.
Аргументы с использованием
правила
- Эти предложения связывает
главная мысль «Свиристели -
красивые птицы»
Правило
Текст можно озаглавить по теме или
по главной мысли.
Аргументы с использованием
правила
- Этот текст можно озаглавить по
теме «Свиристели», или по главной
мысли «Свиристели – красивые
птицы»
Вывод: Это текст.
- Чем похожи все эти три записи? (Они состоят из слов)
- В чём отличие каждой записи от других? (Первая запись – просто слова,
вторая запись – предложения, третья запись – текст)
- Представьте ситуацию, когда первоклассники спрашивают вас о том, что
такое текст. Как бы вы ответили на их вопрос? Как бы вы смогли объяснить окружающим, что такое текст?
- Давайте прочитаем сведения о языке на с. 17 учебника. Все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос)
- Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу)
- Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13 на с. 17
- Прочитайте. (Читает ученик с хорошим навыком чтения)
- Что прочитали? (Текст.)
- Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу)
- О ком говорится в тексте? (О петушках) Это тема текста.
- Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно)
- Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка»)
- Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение)
(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)
- Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей)
- Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.
6.Рефлексия. Итог урока
- Напомните тему урока.
- Какую цель ставили?
- Какое новое правило сформулировали?
- Чем отличается группа предложений от текста? (в тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)
- Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)
- Как вы думаете, удобно ли нам будет всё время заглядывать в правило
учебника, искать его на нужной странице на других уроках?
- Я предлагаю вам выучить правило дома, чтобы мы могли им быстро
пользоваться, не теряя время на поиски.
Домашнее задание: с. 17-правило; с. 18, упр. 14