СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по развитию речи "Пересказ произведения К.Д.Ушинского "Смелая ласточка"".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи "Пересказ произведения К.Д.Ушинского "Смелая ласточка"".»

Конспект занятия по развитию связной речи. К.Д. Ушинского «Смелая ласточка»

Цели:

- Расширить и актуализировать словарь по теме «Перелетные птицы»;

- Формировать умение последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту, синтаксически и грамматически верно выстраивать ответы на вопросы;

- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

- Развивать память, слуховое восприятие и внимание, общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, мимику;

- Воспитывать умение слушать педагога и друг друга, работать в коллективе; любовь к природе, желание заботиться о птицах.

Материал: аудио запись голосов птиц, картина «Осенний лес», перышко, иллюстрация ласточки, серия из восьми сюжетных картинок к рассказу К.Д.Ушинского «Смелая ласточка», изображения детей с удивленным, грустным, радостным выражением лиц; картинки с пунктирным изображением ласточки для дорисовывания, зернышки красного, зелёного, синего цвета для рефлексии, блюдце.

Предварительная работа: чтение произведений и стихотворений об осени, перелетных птицах; загадки, рассматривание иллюстраций об осени, птицах, рисование ласточки, дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Ход занятия:

Организационный момент: Звучит аудиозапись.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, куда мы отправимся сегодня?

Дети. Мы отправимся в лес, парк.

Воспитатель. Почему вы так решили? (Мы услышали голоса птиц).

Воспитатель. Давайте отправимся в путешествие в парк. И отправимся мы туда на автобусе. Займите, пожалуйста, свои места, автобус отправляется. Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка – « ПАРК» (звучит музыка Е.Железновой «Автобус», дети выполняют соответствующие движения, в конце «подъезжают к парку»).

Воспитатель: Внимание! Остановка «ПАРК». Ребята, давайте тихонько все вместе пройдём в парк, чтобы не потревожить жителей.

Основная часть.

Дети приходят в «парк», их встречает Ласточка, которая сидит на одном из деревьев. Воспитатель и дети здороваются с ласточкой.

Ласточка: Здравствуйте ребята!

Ласточка. Посмотрите, как красиво вокруг! Хотите со мной поиграть? Тогда встаньте,пожалуйста, в круг, а я присяду на ветку.

Игровой самомассаж «Ласточка»

Вот я крылышки сложила (кладут одну ладонь на другую).

Комочки земли собирала (пощипывают ладони).

Гнёздышки лепила («лепят»).

Мелких мошек я ловила (надавливают на подушечки пальцев)

И птенцам их относила (скрещивают ладони, изображают полёт птицы).

Ласточка. Мне скоро пора улетать в тёплые края, ведь зима уже не за горами. На прощание я хочу вам рассказать удивительную историю, которая приключилась со мной. Об этой истории даже написан рассказ «Смелая ласточка».

Воспитатель. Я слышала эту удивительную историю. Давайте присядем на скамейку, и я прочитаю ее вам (дети присаживаются на скамейку).

Ласточка. А я сяду на ветку и тоже послушаю.

Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» с выставлением серии картинок.

Воспитатель читает рассказ и последовательно выставляет соответствующие картинки.

К.Д.Ушинский «Смелая ласточка»

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.

Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.

Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком и громко кричала и не знала, как ему помочь.

Птенчика подобрала девочка, и положила в деревянную коробочку. А коробочку поставила на дерево.

Ласточка заботилась о своем птенчике. Она ежедневно носила птенчику пищу и кормила его.

Птенчик начал быстро поправляться. И уже весело щебетал, бодро махал окрепшими крылышками.

Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался и залез на дерево и был уже у самой коробочки.

Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.

Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю.

Вскоре птенчик совсем выздоровел, и ласточка с радостным щебетаньем увела его в родное гнездо под соседней крышей

Беседа по содержанию рассказа.

Ласточка. Ребята, а вы знаете, что этим птенчиком была я. Вспомните и еще раз расскажите, что случилось со мной.

Что случилось с птенчиком?

Кто спас меня?

Как мама-ласточка заботилась обо мне?

Что задумал рыжий кот?

Как мама-ласточка защищала меня?

Чем закончилась эта история?

По ходу беседы по содержанию, Ласточка обращает внимание на иллюстрации.

Динамическая пауза – подвижная игра «Ласточки летели»

Ласточка. Вы все замечательно отвечали. Что-то давно я не летала. Надо мне полетать и крылышки поразмять. Ребята, я предлагаю немного поиграть со мной. Для этого становитесь в круг.

Ласточки летели, все люди глядели (бегут по кругу, взмахивая руками).

Ласточки садились, все люди дивились (приседают, сложив руки за спиной, наклоняют голову).

Сели, посидели, взвились, полетели (снова бегут по кругу, взмахивая рукам).

Полетели, полетели, песенки запели (садятся на скамеечку).

Дидактическое упражнения «Какой, какая, какие?»

(игра с пёрышком)

Ласточка. Ребята, давайте посмотрим на картинки, и вместе с вами вспомним, что же случилось с птенчиком. Я даю вам перышко, вы отвечаете и передаете его.

У птенчика крылышки какие? Девочка, какая?

Коробочка, какая? Кот, какой?

Гнездо, какое? А ласточка, к

Игра «Кто, что делал?

Что делала ласточка? (заботилась о птенчике, защищала птенчика, учила летать птенчика, кормила птенчика)

Что делал птенчик? (махал крылышками, не удержался в воздухе, упал, пищал, поправлялся)

Что делал кот? (хотел съесть птенца, залез на дерево, бросился за ласточкой, промахнулся и плюхнулся на землю).

Что делала девочка? (подобрала птенца, положила птенца в деревянную коробочку, поставила коробку с птенцом на дерево).

Ласточка. Я кого-то вижу. Давайте подойдём поближе и посмотрим (на столе лежат картинки с изображением детей). Дети рассматривают детей ,какое у них настроение.

Воспитатель предлагает детям сделать разные выражения лица.

- Покажите, какое хитрое и злое выражение лица было у кота.

- Изобразите безпомощность и испуг птенца.

- Покажите, как огорчился птенец, когда выпал из гнезда.

Пересказ рассказа «Смелая ласточка»

Воспитатель. А сейчас мы вместе расскажем историю о смелой ласточке. Кто-то из вас начнет рассказывать, а другой продолжит. Посмотрим, что у нас получиться.

Ласточка. А я послушаю.

Дети пересказывают рассказ.

Ласточка. Спасибо за ваш рассказ. Мне уже скоро пора улетать. Я хочу подарить вам на память картинки. Но их нужно дорисовать. Когда вернётесь в детский сад, обязательно их дорисуйте.

Я думаю, вы и дальше будете беречь птиц, не разорять их гнезда и заботится о них зимой.

Подведение итогов.

Рефлексия

Воспитатель. Ласточка, мы тоже хотим угостить тебя вкусными зёрнышками. Предложить детям взять по одному зёрнышку, если: Красное - было интересно и легко на занятии; зелёное - интересно, но возникли маленькие затруднения; синее - было очень трудно.

Дети кладут зерна на блюдце и угощают ласточку.

Воспитатель. Вот и заканчивается наше путешествие. До свидания, Ласточка. Садитесь в автобус. Осторожно двери закрываются! Следующая остановка детский сад.

Воспитатель. Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Кого мы там встретили? Какой рассказ мы услышали? Вам понравился рассказ? (Ответы детей).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!