СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по предмету окружающий природный мир на тему: "Рыбы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по предмету окружающий природный мир

Тема: “Рыбы”.

Цель: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах: об особенностях строения, питания, передвижении.

Задачи:

Образовательные: формировать знания об обитателях воды - рыбах: их внешнем виде, питании, особенностях строения, развитии; уточнить представления о рыболовстве, охране водоемов и рыбы, значении рыбы в питании человека; формирование умения составлять рассказ-описание о рыбе.

Коррекционно-развивающие: развитие словарного запаса путем подбора слов-признаков, слов-действий; развитие слухового и зрительного внимания, зрительного восприятия, узнавания, логического мышления; формировать умения слушать, отвечать, понимать заданный вопрос, анализировать, делать выводы; отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей рыб, используя план-схему; развитие мелкой моторики, координации движения.

Воспитательные: воспитывать учебную мотивацию, навыки сотрудничества, доброжелательное отношение между одноклассниками; создавать благоприятные условия, эмоционального и психологического климата в классе; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: ученики познакомятся с рыбами – окунь, щука, карась, сом, гуппи, золотая рыбка. Научатся выделять существенные признаки рыб: внешний вид, особенности строения, средой обитания, чем питаются, познакомятся со схемой развития. Узнают о рыболовстве, об охране водоемов и рыбы, значении рыбы в питании человека. Научатся делать простейшие обобщения, сравнения, классификации на наглядном материале; научатся составлять описательный рассказ о рыбах. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; работать с информацией (понимать план-схему). Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; проявить познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, умение соблюдать дисциплину на уроке; уважительно относиться к учителю и одноклассникам; осознавать себя частью учебного коллектива; внимательно слушать собеседника; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие. Создание положительного настроя на работу.

- Я очень рада видеть вас. Повернемся друг к другу, улыбнемся, подарим улыбку своему соседу по парте, создадим себе и ему хорошее настроение.

- Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Я буду экскурсоводом, а вы экскурсантами.

- Пожелаем друг другу добра, ведь экскурсию нам начинать пора. Дети здороваются, приветствуют друг друга,

II. Введение в тему. Определение темы урока учащимися.

- Посмотрите на картинку.

- Чьи силуэты вы видите?

-Где живут животные? Где живут рыбы? Кто лишний?

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

- Сформулируйте тему нашей экскурсии?

- Правильно, сегодня на экскурсии мы исследуем строение рыб, узнаем, чем они питаются, как развиваются, потренируемся составлять рассказ о рыбах.

III. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя, сопровождаемый слайдами. Вопросы учителя и ответы детей. Обсуждение. (Презентация).

- В морях, реках, озёрах живут рыбы. Рыбы приспособились к жизни в воде. Тело их покрыто чешуёй, плавники и хвост помогают передвигаться в воде. На голове у рыб есть жабры, которые помогают им дышать в воде.

-Зачем рыбам плавники? (с помощью хвостового плавника рыба движется вперед, остальные плавники служат рулями и помогают рыбе поворачивать и удерживать равновесие).

- Мы с вами пришли на пруд. В озерах и прудах живут караси. Караси питаются водорослями, мелкими рачками, личинками насекомых.

- Теперь мы пришли к реке. В реках живут щуки, окуни и сомы. Щуки - хищные рыбы, они охотятся на других рыб. Окрашены они неярко, с полосками. Такая окраска помогает им прятаться в водорослях и нападать на проплывающих мимо рыб. Зубы у щуки крепкие и острые. Иногда щуки вырастают очень большими.

- Окунь питается личинками насекомых, червяками и маленькие рыбками. Окрашен он ярко. Не бывает больших размеров. Размножаются рыбы, откладывая икру. Из икринок появляются мальки. Рыбы не заботятся о своих мальках. Они сами учатся питаться и спасаться от врагов.

- Теперь предлагаю вам составить схему развития рыбы (по ходу презентации)- Детеныши рыб появляются из …? (икры).

- Они называются …? (мальки).

- Почему детеныши рыб называются мальки? (Икра-малек-взрослая рыба).

- Человек с давних времен занимается рыболовством. Рыбу ловят рыбаки, которые отправляются в море на специальных кораблях.- В реках рыбу ловят с помощью удочки или сети.

- Некоторые виды рыб, например, осетр, исчезают в природе. Поэтому люди выращивают их в специальных прудах или бассейнах.

- Люди с удовольствием едят рыбу. Она вкусная и полезная. Из рыбы готовят уху, жарят и варят. Едят соленую рыбу и икру.

- Внимательно рассмотрите понравившуюся вам рыбу и составьте рассказ-описание по плану-схеме.1. Название рыбы.2. Цвет.3. Назови части тела рыбы, для чего они нужны. Какой формы тело? (Небольшое, вытянутое, узкое)4. Где живет? (в какой воде?). 5.Чем питается рыба.6. Зачем человеку рыба. Твое отношение к этому животному. Оно тебе нравится или нет (дети смотрят кадры презентации и отвечают на вопросы по содержанию. Последовательно выкладывают и проговаривают схему развития рыбы. Составляют рассказ-описание по плану-схеме).

IV. Физкультминутка. Предлагаю отправиться к морю.Физпауза+ пальчиковая гимнастика «В море плавают дельфины». Делают упражнения для пальцев под музыку.

V. Закрепление.

а) Упражнение на воссоздание целого изображения из частей «Составь рыбу из разрезных частей».

- Какая рыба у тебя получилась, назови ее.

б) Лексические упражнения (с мячом). Подбор слов-родственников к слову рыба.

Рыба - рыбка - рыбачить - рыбий - рыбалка - рыболов, рыбак - рыбачка)

в) Подбор слов-действий, слов-признаков:

Рыбы (что делают?), двигаются, плавают, питаются, размножаются, растут, дышат.

Рыбы (какие?), большие, маленькие, юркие, красивые, разные, речные, морские, пресноводные.

г) Игра «Кто самый внимательный» (коррекция мышления)

Суп из рыбы … (рыбный).

Пирожки из рыбы … (рыбные).

Котлета из рыбы … (рыбная).

Пирог из рыбы) «Создадим пруд и запустить рыб».

- Вспомним, что есть в пруду? (Песок, камни, водоросли, вода, рыбы).

- Потрогайте песок. Какой он? (мелкий, сухой, светло-коричневый)

- Камни какие? (гладкие, маленькие, большие).

- Водоросли какие? (зеленые, длинные, короткие).

- Создаем водоем с помощью песка, камней, искусственных водорослей. Запускам рыбок. (Ловим в ведрах на удочку и запускаем в пруд).

- Какие рыбки у нас живут в пруду?

- Посчитаем сколько окуней? Щук? Карасей? Сомов? Окуней?

- Догадайтесь, какие рыбки заплыли в пруд ошибочно?

- Где должны жить золотые рыбки и гуппи?

-Исправим ошибку. Давайте их пересадим в аквариум. Посчитаем сколько рыбок в аквариуме.

г) «Украсим рыбок-подружек». Чтобы им не было скучно, мы сделаем им еще рыбок- подружек. Этих рыбок надо украсить. Украшать будем с помощью цветного песка (или декоративных блесток).

- Запускаем рыбок в аквариум.

Составляют изображения рыб из частей. Подбирают слова-признаки, слова-действия, слова-родственники. Создаем пруд: равномерно раскладываем песок, выкладываем камушки, ракушки, раскладываем водоросли. Запускаем рыбок, называем их, определяем, кого запустили ошибочно. Украшают готовые заготовки рыбок цветным песком, запускают рыбок в аквариум.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия.

- Какая была тема экскурсии?

- Каких рыб вы теперь знаете?

- Что интересного вы узнали про рыб?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что было трудно? Что легко?

- Покажите ваше настроение. (карточки-схемы).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!