СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по окружающему миру "Ранимая тундра" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры, знакомит с географическим положением этой зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека, воспитывает бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу при работе в группах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру "Ранимая тундра" (4 класс)»

Конспект по окружающему миру на тему

"Ранимая тундра" (4 класс)

Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне

тундры; ознакомить с географическим положением этой зоны,

климатическими условиями, растительным и животным миром,

деятельностью человека.

  1. развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты.

  2. воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу при работе в группах.


Оборудование: Карта природных зон, картинки с изображением

изучаемых объектов, мультимедиа.



1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
В путешествиях многое можно узнать.
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас-
И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать:

Вопросы к кроссворду:

1. Короткое название ледяной зоны.

2. Птица с необычным красным клювом.

3. Название острова, на котором расположен заповедник.

4. Арктика – царство снега и …

5. Растения, живущие в толще воды.

6. Птица, откладывающая яйца прямо на голые скалы.

(1.Арктика 2. Тупик 3. Врангеля 4. льда 5. Водоросли 6. Кайра)


Ключевое слово – ТУНДРА.


- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.

II. Проверка знаний.

- Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущем путешествии.

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке?

Тест “Арктика”

1. Где расположена природная зона арктических пустынь?

Покажи на карте и назови географические объекты.

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны…

а) густо заселена людьми;

б) не имеет коренного населения.

(Кого можно встретить в Арктике?

Полярников, научные станции, они наблюдают за погодой, рыбаков, охотников)

3. Какие условия для растений и животных сложились в Арктике?

а) суровые условия;

б) комфортные условия.

4. Растут ли растения в ледяной зоне и если да, то какие?

а) кедры, берёзы, черёмуха;

б) лишайники, мхи, полярные маки;

5. Каких животных можно встретить в Арктике?

а) волки, белые медведи, хомяки;

б) моржи, тюлени, белые медведи.

6. На каком острове расположен Арктический заповедник?

а) на земле Франца Иосифа;

б) на острове Врангеля.

7. Как называют большое скопление птиц на скалах?

а) “птичьи рынки”;

б) “птичьи базары”.

8. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану “птичьи базары”.

Два ученика работают по индивидуальным карточкам:

1. Исправь географические ошибки в тексте:

Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -200С (Правильно до -600С), а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).

2.Составить две цепи питания по зоне арктики.


III. Работа над новой темой.

- Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?

(Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)

- Тундра в переводе с финского языка означает “бесплодная” или “враждебная”. В каком тепловом поясе находится эта природная зона?

(Тундра находится за линией северного полярного круга.)

- Какой вы представляете себе эту природную зону?

Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.

Звучит песня “Увезу тебя я в тундру” (ВИА “Самоцветы”).

- Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как выглядит тундра на самом деле мы сегодня узнаем подробнее.


- Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.


- Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.


- Что такое снежная часть года, это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения.

Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить. Если лето прохладное, то вода не может испарятся, вот она и остаётся.

- Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озёр. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему:


ТУНДРА

равнина

вечная мерзлота

суровая зима (до -50оС)

прохладное короткое лето






Работа по группам.


- А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи, экологи. Они в течение недели выясняли что растёт? Кто живёт? Как живут?


Материал для ботаников:

Карточка помогайка:

  1. Учебник с. 88-91.

  2. Картинки с растениями.

Вопросы:

  1. Какие растения растут в тундре?

  2. Как растения приспособились к жизни? ( корни, стебли, листья)- собери схему.



Материал для зоологов:

Карточка помогайка:

  1. Учебник с. 88-92.

  2. Картинки с животными и птицами.

Вопросы:

  1. Какие животные и птицы обитают в тундре?

  2. Как приспособились к жизни не хищные птицы?

(Чем питаются, оперение, окраска)

  1. Хищные птицы (Кем питаются, оперение, окраска)

  2. Травоядные животные (Чем питаются, мех, окраска)

  3. Хищные животные (Кем питаются, мех, окраска)

  4. Составь схему, как приспособились животные к жизни.



Материал для экологов:

Карточка помогайка:

  1. Учебник с. 88-92.

  2. Карточки с экологическими знаками.

Вопросы:

  1. Основные занятия населения тундры.

  2. Экологические проблемы тундры.

  3. Охрана природы тундры.

4. Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических

связей в тундре? Составить схему.


Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Учитель консультирует.



Коллективное обсуждение изученного материала.


Рассказ ботаников (используют иллюстрацию).

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни: 5- 15см, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.


- Какие в тундре растения? Составить схему у доски.

Растения

низкорослые

стелющиеся

небольшие корни

маленькие листья


Рассказ зоологов (используют иллюстрации)

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки.

Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, так как летом много комаров, мошек.

Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками.

Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.


- Как приспособились к жизни представители животного мира?

Животные

птицы: густое оперение и защитная белая окраска.

звери: густой мех

Дополнительный материал:


У всех обитателей тундры к зиме накапливается значительный слой подкожного жира, образуется густой мех у зверей, теплый пух у птиц. Своеобразно утепляются конечности на зиму: у песцов появляются как бы теплые стельки, у птиц – подобие валенок. Широкие копыта служат северным оленям то лыжами, то лопатами – для добычи ягеля из-под снега. Полярные совы видят днём, иначе им не пережить многосуточный свет.

Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из пыжика (шкуры оленят) делают очень тёплые шапки. Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200-300 кг, в которые их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день. Не сбавляя хода, олени могут переходить с наезженной дороги на снежную целину или залитую водой болотину (широкие копыта).

Олень:

транспорт, мясо, молоко, одежда, обувь, жилище

В заполярье широко распространено ездовое собаководство. Собачьи упряжки по всем статьям надёжней “Бурана”. Они не подведут в пургу, когда техника бессильна. Собаки перевозят грузы, пассажиров, почту. Упряжка в 10-12 собак ненецких лаек везёт нарты с грузом 400-500 кг со скоростью 7-10 км в час. За сутки собачья упряжка с грузом проходит 70-80 км, а налегке – 150-200 км. Из собачьих шкур делают очень тёплую одежду и обувь.


IV. Физкультминутка.

Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
1,2 -- кругом голова;
3,4 -- ноги шире;
5,6 -- всем присесть;
7,8 -- встать попросим.

Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.

V. Продолжение новой темы.


Рассказ экологов (использование иллюстраций)

1. Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа.


2.В тундре возникли экологические проблемы:


- нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов,

гибнут растения;

- местность загрязняется нефтью во время её добычи;

- незаконная охота – браконьерство. Многие виды растений и животных

стали редкими.

- оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя

перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!”


3. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?


Экология

запретить браконьерство

оленьи пастбища под охрану

не использовать тяжёлую технику

бережно относится к природным богатствам

Дополнительный материал:

Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на 1кв.км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, якуты, чукчи и др. Коренные жители занимаются оленеводством, рыболовством (навага, нельма и др.), охотой (песцы, морской зверь, песец, волк, куропатки, гуси, утки и др.)


Зимой из замороженной рыбы готовят строганину – состругивают стружкой мясо, добавляя в него приправы, ягоды; в такой еде много витаминов. Крупнейшие города тундры – Мурманск и Норильск.

К сожалению хозяйственная деятельность людей приносит тундре большой вред. Возникло много экологических проблем.

Всё это не может не тревожить людей. Для сохранения редких видов растений и животных созданы заповедники (Таймырский и Усть-Ленский), где для животных создаются специальные условия для жизни, есть и охотничьи заказники.

VI. Работа по учебнику.

С.96-97 учебника статья о “Таймырском заповеднике”.

VII. Закрепление материала.

Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.

- А сейчас, в заключении нашего путешествия я приготовила вам интересные задания.

- Я приглашаю по одному представителю от каждой группы.

1. Игра «Животные перепутались» -

распредели животных по своим зонам.

Морж, белый медведь, чайка, тупик, тюлень,

Северный олень, песец, лемминг, сова, серый журавль.

2.Игра «Найди лишнее животное»

песец, полярная сова, белый медведь

северный олень, куропатка, тюлень

лемминг, тупик, морж

3.Игра «Найди лишнее растение»

мох, лишайник, карликовая берёза

полярный мак, брусника, голубика

ягель, карликовая ива, мох


VIII. Подведение итогов.

- Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь? Выставление оценок.


IX. Домашнее задание.

Стр.87-97 учебника, пересказ. Составить цепи питания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!