СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по окружающему миру для 3 класса на тему: "Какими людьми были славяне". Методист: Осипова Лариса Валентиновна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какими людьми были славяне

Формирование и развитие представлений учащихся о быте и культуре славянского народа

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру для 3 класса на тему: "Какими людьми были славяне". Методист: Осипова Лариса Валентиновна»

Урок окружающего мира в 3 классе (УМК «Начальная школаXXI века»)

Тема урока: Какими людьми были славяне.

Цель: Формирование и развитие представлений учащихся о быте

и культуре славянского народа.

Задачи:


  1. Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию

исследовательской работы.

  1. Развивать умения учащихся работать самостоятельно с текстом, справочной литературой и Интернет-ресурсами.

  2. Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян


Оборудование:

- компьютер с проектором

- учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» часть 2

- ИКТ (презентация)

- энциклопедия


Ход урока:

I.Орг/этап.

Ребята! Готовы вы к уроку? (ДА)

На вас надеюсь я, друзья

Вы хороший дружный класс.

Все получится у нас!


II.Этап актуализации знаний.

- Сегодняшний разговор будет посвящен нашей Родине, ее истории наших далеких предков-славян.

Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу даль степей

Зеленеется

Это ты, моя

Русь державная,

Моя Родина

Православная!

- Как называется раздел по которому мы работаем? (Как жили наши предки.)

- Предлагаю ряд слов: Славяне, история, предки.

-Выберите синонимы. (славяне, предки)

-Кто такие предки? (люди, которые жили перед нами)

-Кто такие славяне? (на этот вопрос я просила найти ответ….)

(Существует много объяснений происхождения этого слова. Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый»)


- На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен.

-Как рождались имена в далекой древности?

(Проверка домашнего задания творческого характера: придумать истории о том, как возникли фамилии членов семьи. Дети зачитывают свои истории).


III. Постановка учебной цели, темы урока.

- А какими людьми были наши предки? Выскажите свое предположение.

(Дети могут сказать, что предки были смелыми и мужественными, т.к. им приходилось защищать свои семьи и поселения от врагов, диких животных;

Были добрыми, любили детей, т.к. семьи были большие по численности и др.)

- Так о чём мы будем говорить на уроке?

- Сформулируем тему.

- Тема сегодняшнего урока:

«Какими людьми были наши предки»

IV.Работа над темой

На уроке работают 3 исследовательские группы: «Родии» «Россы» «Руссы».

1группа работает над вопросом: Как выглядели славяне.

Выскажем свое предположение.

Какое высказывание верно?

Мoжно ли по легендам и летописям представить облик славянина?

Какое описание кажется вам наиболее выразительным? Почему?

* Краса девица: глаза голубые, брови соболиные, щеки алые, будто маков цвет, шея белая, поступь величавая.

*Носил мужик окладистую бороду, а волосы стриг под горшок.

*Выступает 1гр. Исследователей. Она расскажет нам, как выглядели славяне. (слайд) «Славянская семья» (Приложение 1)

2группа работает над вопросом: Как работали славяне.

Выскажем свое предположение.

Какое высказывание верно?

*Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.

*От трудолюбия человека зависит, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

Давайте задумаемся над тем, почему одни люди - трудолюбивые, а другие –ленивые.

Вспомним известную шутку:

-Тит, иди молотить!

-Живот болит.

-Тит иди кашу есть!

-А где моя большая ложка?

*Выступает 2 гр. Исследователей. Она расскажет нам, как работали славяне.

Физкультминутка: «Ручеек»


3группа работает над вопросом: Как защищали Родину.

-Славяне о себе говорили: «Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим».

*3 исследоват. гр. изучает это выражение.

Называют первых древнерусских князей, которые защищали свою Родину? (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский). Читают текст учебника.

Слова Александра Невского, ставшего символом России, остались в назидание врагам и в наследство предков: «Кто к нам с мечом придет, от него и погибнет».

Умели славяне не только защищать Родину.

- Ребята! Давайте вернемся к цели урока.

Рефлексия: Достиг ли цели наш урок? Поднимите руку кто из вас расширил свои знания о том, какими людьми были наши предки.

Подведение итогов.

Д\з. На этом исследовательская работа не заканчивается, следующая тема: «Какие предметы окружали русских людей».

1 гр. « Скажи какой у тебя дом….»

2 гр. « О первых каменных домах»

3 гр. « По одежке встречают

Приложение 1.

Как выглядели славяне.

По рисунку можно судить о том, как выглядел каждый из членов большой славянской семьи (мать, отец, дед и дети).

Славяне были рослыми, стройными, обладали большой физической силой.

Румяные. Светловолосые, с голубыми глазами они ходили в одежде из полотна. Мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская - скромность, мягкость, обаяние ее носительности. Мужчины летом носили рубахи и просторные шаровары. Рубаху обязательно подпоясывали сплетенным из ниток шнурком. На ноги обували лапти. Гордостью славянских мужчин была большая, окладистая борода, а волосы стригли « под горшок».

Женщины надевали длинные, до земли вышитые сорочки. Им не принято было ходить простоволосыми- это считалось не приличным. Поэтому крестьянки обычно носили на голове платки. Славянки очень любили всевозможные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. На голове, около висков, они носили височные кольца, которые звенели при каждом движении.


Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха.

Одежда мальчиков и девочек- подростков отличалась. Мальчик носил простые штаны и рубаху, а девочка- сарафан, сорочку, платье. Длинные волосы девушки заплетали в косы, на голове носили венчики или ленты.

Приложение 2

Как работали славяне.

Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.

Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе они просто не выжили бы.

Трудно было жить во все времена.

Что помогает выжить в трудный момент? (взаимовыручка)

Забота о ближнем - черта славянского характера. В старину было такое слово- помочь.

А сейчас мы узнаем как они помогали друг другу.

Никогда славянин не оставлял своего брата, соседа, иноземца. Если у кого-то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, Если случался неурожай, делились друг с другом – кто, чем мог.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!