СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по музыке на тему «Приметы времени и природные явления в музыке» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет  как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 2 четверти «Начинаем разговор о содержании музыки».

Цели и задачи урока:

- дать учащимся представления о содержании музыки; на примере музыки Чайковского из «Времен года» исследовать вопрос «Что такое музыкальное содержание?»;

- учить распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания;

- иметь представление  о средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа; знакомить с отдельными элементами музыкального языка: лад, темп, тембр, динамика, регистр;

- способствовать формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по музыке на тему «Приметы времени и природные явления в музыке» (1 класс)»

Усачева. Музыка, 1 класс

II четверть



Урок 1. Начинаем разговор о содержании музыки

Тема: Приметы времени и природные явления в музыке



Цели и задачи:

- дать учащимся представления о содержании музыки; на примере музыки Чайковского из «Времен года» исследовать вопрос «Что такое музыкальное содержание?»;

- учить распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания;

- иметь представление о средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа; знакомить с отдельными элементами музыкального языка: лад, темп, тембр, динамика, регистр;

- способствовать формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.



Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 36, 37.

2. Рабочая тетрадь, с. 18—19.

3. Музыкальный материал:

Аудиозаписи колокольных звонов.

П.И. Чайковский. «Охота», «У камелька», «На тройке».

Песня «Падает снег» (слова В. Приходько).



ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

  1. Музыкальное приветствие

2. Мотивация: Озвучиваем пейзаж

Урок начинается с работы над разворотом учебника (с. 36—37) с «немой» клавиатурой и зимним эскизом. Детям предлагается озвучить пейзаж, что означает приблизить чёрно-белый рисунок к картине, окрасить её звучанием. Здесь понадобится ощущение пространства (широко — узко, далеко — близко), безлюдья, неподвижности и холода (темп, регистр, высоко — низко, темно — светло).

Возникают вопросы:

- Можно ли в музыке передать ощущение пространства (широко — узко, далеко — близко)?

- А как, по-вашему, передать в музыке холод, холодные снежинки, опускающиеся сверху там и сям? Высоко или низко, темно или светло будет звучать музыка? Верхний или нижний регистр будем использовать?

- Давайте подберем темп для музыки этой картины, чтобы передать изображенные безлюдье, неподвижные ветвистые деревья в голубой дали? Каким он будет – быстрым, оживленным или медленным, неторопливым?

- Что, по-вашему, из предложенных характеристик наиболее подходит к рисунку, который вы рассматриваете?

Далее первоклассникам предлагается соотнести выбранную характеристику пространства в пейзаже с пространством самой клавиатуры.

- В учебнике вы видите также изображенную клавиатуру. В какой ее стороне будет звучать раскрашенная вами музыкальная картина?

Наиболее подходящий из предложенных детьми вариант учитель озвучивает на инструменте, предлагает сделать это самим детям.

- А что еще может звучать в этом пространстве, какие звуки можно предположить, как бы издалека услышать, глядя на этот рисунок? Пофантазируйте, попробуйте досочинить наш музыкальный пейзаж.

Предполагаемые ответы учащихся: падающие снежинки, скрип шагов по снегу, шум леса вдалеке и пр.

(Образные рамки картины могут быть расширены: может прозвучать то, что не нарисовано в данном пространстве, но может возникнуть в фантазиях детей.)

- Вот вы, ребята, и наполнили музыкальным содержанием простой черно-белый рисунок.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся понять, как музыка может отображать окружающий нас мир.

С подачи учителя возникает как бы доносящийся издалека звук колокола:

Звучание колокольного звона (аудиозапись).



II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Колокола на Руси

В старину течение времени и жизненного пространства часто измерялось именно колокольным звоном. Колоколом созывали народ на вече, специальным «метельным» звоном будили замерзающего, набатным или всполошным – возвещали о всеобщей беде и звали на помощь, торжественным «гласом» приветствовали царей и победителей.

Под звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события – как в жизни страны, города, села, деревни, так и в жизни отдельного человека: его рождение, венчание, уход в мир иной незримо пронизывали чистые, стройные колокольные звуки.

Издавна на Руси раздавался колокольный звон - призывный и торжественный, радостный и грустный. Колокольный звон будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее и красивее.

Голос колокола всегда был и будет понятен «без слов» – ведь он взывает к человеческой Душе.

Прослушивание аудиозаписей с различными вариантами колокольных звучаний.

- О чем рассказали колокольные звоны?

Ответы учащихся.

2. Времена года в музыке П.И. Чайковского

- Сегодня вы, раскрашивая музыкальными красками нарисованный пейзаж, говорили, что издалека можно услышать или вообразить любой звук — крик петуха из близлежащей деревни, лай собак, колокольный звон.

Гениально передал в своей музыке приметы времени и звуки окружающей жизни великий русский композитор П.И. Чайковский. Например, музыка его фортепианного цикла «Времена года» наполнена любовью к жизни, восхищением ею. В его музыкальных образах запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

Цикл «Времена года» состоит из 12 музыкальных пьес, написанных для каждого из 12 месяцев. Каждая пьеса получила стихотворный эпиграф русских поэтов.

  1. Сентябрь. Охота

Пьеса, посвященная сентябрю-месяцу, у Чайковского называется «Охота». Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала. Впрочем, это даже не фанфары, это похоже на звуки гулкого, громкоголосого охотничьего рога. И сразу же за этим сигналом в музыке совершенно ясно слышится скачка — стремительный, чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Почему именно так начинается у Чайковского осенняя музыка?

Дело в том, что в те времена охотились не только так, как сейчас — в одиночку, с одной собакой, но и по-другому:  много народа, все на лошадях, с целой сворой собак, с призывно-гортанным зовом рогов. Охота была очень характерной деталью русского быта XIX века, проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота была даже не промыслом, а забавой, требовавшей от ее участников силы, ловкости, темперамента и азарта. Такую охоту и рисует нам музыка сентября. Очень точно передаёт музыка Чайковского старинную, как тогда называли, «псовую», охоту.

Прослушивание «Сентябрь. Охота» П. Чайковского

Этому сюжету посвящены и многие страницы произведений русской литературы. Например, в книжке русского писателя Льва Николаевича Толстого «Детство» есть глава, которая так и называется «Охота»: «Доезжачий, прозывавшийся Турка, на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке, с огромным рогом и ножом на поясе, ехал впереди всех... Около задних ног его лошади пёстрым, волнующим клубком бежали сомкнутые гончие...»

Лошади, собаки, огромный рог... Видите, как это всё близко к музыке Чайковского. Чайковский начинает пьесу с громких аккордов – зова охотничьих рожков. Быстрый темп в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал – ловлю беглеца и конец охоты.

И эпиграфом к пьесе Чайковского «Сентябрь. Охота» стало четверостишие авторства А.С. Пушкина, подчеркнувшего охотничий азарт, громкий гул рожков и лай своры борзых:

Пора, пора! рога трубят;

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах... (А.С. Пушкин)

- Давайте послушаем музыку сентября еще раз и подумаем над тем, что услышим.

Повторное прослушивание.

Обсуждение.



  1. Январь. У камелька

Еще одна пьеса из цикла «Времена года» Чайковского посвящена январю-месяцу и имеет название «У камелька».

«Камелёк» — какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате...

Простите, ребята, я и забыла, что, если вы живёте в городе, в доме с паровым отоплением, вы можете и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Камелек - это русское название камина в дворянском доме или очага в крестьянском жилище. Сидеть у камелька — это и есть сидеть у такой вот печки или камина.

Тепло, уютно, тихо... В комнате полутемно, вечереет...

В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

Музыка «Января» вначале - спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно. Всё время повторяется небольшая музыкальная фразочка — тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке.

Что же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку. Но какой бы ни была эта картинка, что бы ни представлял себе человек, слушая эту музыку, настроение будет у всех, конечно, похожее — ощущение тревоги, таинственности... Затихает, успокаивается музыка — улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которую мы слышали вначале. Только чуть-чуть изменённая. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.

Эпиграфом к пьесе звучат стихи А.С. Пушкина:

Январь. У камелька

И мирный неги уголок  

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела…

Я очень прошу вас, ребята, послушать внимательно эту музыку, а потом самим придумать маленький рассказик о зимнем вечере. Интересно, какие мысли навеет вам пьеса «У камелька»:

Прослушивание.

Обсуждение.



  1. Ноябрь. На тройке

Хотя ноябрь и считают последним осенним месяцем, у нас, в средней полосе России, это иногда уже - зима. В ноябре замерзают реки, выпадает снег. О зиме рассказывает и музыка «Ноября». «Стоят морозы, но солнце ещё немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами», - писал Чайковский.

Называется эта пьеса ноября - «На тройке». 

Тройка - так называют в России коней, запряжённых вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен.

Не гляди же с тоской на дорогу,

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши… -

Это эпиграф из стихотворения Н. Некрасова «Тройка».

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий.

Слушаешь музыку «Ноября» - и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шкуру, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики и, конечно же, песня. Всё ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикреплённые на тройке лошадей. Весёлый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. 

И снова - песня без слов. Протяжные, ямщицкие песни обычно были невесёлыми. Откуда взяться веселью? Всю жизнь в дороге - дом, семью ямщик видит очень редко. Вот и грустит, тоскует и тоску свою изливает в песне. Правда, мелодия в ноябрьской песне совсем не похожа на подлинные народные песни ямщиков - это скорее напоминание о них. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

Прослушивание «Ноябрь. На тройке» П.И. Чайковского.



3. Детские годы П.И. Чайковского

Вот так талантливо изобразил в музыке жизненные явления Петр Ильич Чайковский. Родился этот великий русский композитор много лет назад на Урале – в небольшом городке Воткинске.

Воспитание, образование и основы культуры Петр получил в семье. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его любили,  потому что он был удивительно добрым. Любой, кто пообщался с Петром хотя бы несколько минут, сразу поддавался очарованию не столько его ума, сколько сердца. Все слабое и несчастное имело горячего защитника в лице Пети; он страшно любил зверей. Однажды ему удалось спасти котенка, которого хотели утопить, и он был так счастлив, что его просьбу выполнили.

Воспитательницей всех детей, или няней, как ласково называли ее дети, была француженка Фанни Дюрбах. Фанни с первой же встречи стала выделять самого младшего из своих учеников (Петра). По воспоминаниям Фанни, у детей были свои занятия и забавы, а вечера под праздник они проводили в своих комнатах, читая книги и беседуя:

«В долгие зимние вечера старшие дети семьи Чайковских вместе с Фанни любили сидеть в комнате, освещённой только лампадой, и рассказывать по очереди разные истории... Любимейшими для Пети были рассказы о Жанне д’Арк и о Людовике XVII...»

Летом дети вместе с воспитательницей в экипаже совершали поездки по окрестностям Воткинска.

Необычайный слух и музыкальная память проявились у Петра очень рано. От матери он получил элементарные понятия о музыке. Детские впечатления сохранились в памяти мальчика на всю жизнь. А впечатления эти были такими: народные песни, пение матери, игра органчика-оркестрины: музыка звучала в доме всегда. Его отец играл на флейте, мать - на рояле. По праздникам приглашался оркестр и даже хор певчих. Ребенок не просто слушал музыку, он ощущал ее всем своим маленьким существом.

В 4 года Петр сочинил маленькую пьеску «Наша мама в Петербурге», а в 8 лет он уже довольно хорошо играл и даже импровизировал на рояле. «...Мать, заметив, что я испытываю самую большую радость, слушая музыку, пригласила учительницу музыки, которая преподала мне музыкальные основы...»

Из воспоминаний П. Чайковского: «...Я начал сочинять с тех пор, как узнал музыку...»

«...Я никогда не покидаю фортепиано, которое меня радует, когда я грустен...»

Восемь счастливых детских лет прожил П.И. Чайковский в воткинском доме - доме счастливого, беззаботного детства, стены которого помнят веселье, озорные голоса, робкое прикосновение к инструменту неуверенных детских пальчиков будущего великого композитора.

Стихи шестилетнего П.И. Чайковского (перевод с французского):

О, Родина, я так тебя люблю,

Я не хочу покидать тебя,

Я живу здесь, здесь и умру,

О, Родина, моя дорогая земля...

Мой родной город невелик и немноголюден,

Но я всегда буду любить его.

О, Родина, как я буду грустить,

Если мне придётся тебя покинуть...

Восьмилетним мальчиком покинул Петр Ильич Чайковский свою маленькую родину - Воткинск и никогда больше не вернулся сюда. Всю свою жизнь Чайковский мечтал вернуться на свою родину, но, к сожалению, судьба не предоставила ему такой возможности...

Но «приметы времени», характерные для старорусского быта, любовь к Родине, первые прекрасные мелодии, воспринятые детским воображением в родительском доме, увидели свет и воплотились в великолепных музыкальных картинах, уже ставшего великим, композитора - величайшего властителя звуков и человеческих чувств.



4. Здесь живет музыка П.И. Чайковского

Откуда же черпал свое вдохновение этот удивительный деятель русской культуры? В какой среде рождались его великие произведения? И существует ли на карте России то место, где Муза часто посещала его?

Мы с вами, ребята, совершим сейчас виртуальное путешествие в дом, который расположен в подмосковном Клине. У вас есть удивительная возможность – увидеть место, в котором рождались удивительные музыкальные идеи Петра Ильича… Там сумели сберечь обстановку, окружавшую композитора в последние годы жизни.

Сейчас в городе Клину Московской области находится Дом-музей П.И. Чайковского - последнее пристанище композитора, так и не ставшее его собственным домом. «Я нанял дом в Клину для будущего жилья. (…) Большой, комфортабельный, по шоссе по направлению к Москве, уже за городом… Мне необходимо, я это чувствую, иметь жильё в деревне или, что то же, в Клину, дабы знать, что стоит захотеть – и покойный, тихий угол для работы у меня всегда готов. (…) Из дома чудесный вид, и при нём сад весьма достаточный. Может быть, впоследствии я его и куплю», – признавался Пётр Ильич Чайковский в письме своему брату Анатолию Ильичу.

Несмотря на то, что непосредственно в этом доме Чайковский провёл лишь последние два года жизни, клинский период оказался для него самым важным.  Ещё ранее у композитора появилась мечта поселиться в российской провинции, ближе к природе. Он пишет в своём дневнике: «Я всей душой стремлюсь в Русь, и сердце сжимается при представлении её равнин, лугов, рощей».

Окрестности Клина вдохновляли композитора. В этот период были написаны многие его значительные произведения: оперы, балеты… К.Г. Паустовский писал: «Пожалуй, больше всего ему (прим. - Чайковскому) помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождём, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты».

На слайде: Дом-музей П.И. Чайковского в г. Клину.

Дом был на редкость удобным: кабинет и спальни позволяли уединиться и предаваться своим мыслям, много читать, сочинять музыку…

Из переписки Чайковского с братом: «Чтение есть одно из величайших блаженств, когда оно сопровождается спокойствием в душе и не делается урывками, а постоянно...»

На слайде: Кабинет-гостиная. На стенах – фотографии родных, друзей, учеников.

Из переписки Чайковского с братом: «...Мне дома очень хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь...»

В парке рядом с домом уже в наше время (2006 г.) установлен памятник П.И. Чайковскому работы московского скульптора Александра Рожникова. Композитор изображён в задумчивости, сидящим на скамье в парке и погрузившись в чтение партитуры.



5. Музыкальные приметы времени в современном мире

- Ребята, а как выражаются в музыке приметы и явления в наше время? Вспомните, назовите песни, которые рассказывают о красоте окружающей природы, о природных явлениях: снеге, дожде, радуге.

- Как эти природные явления воплощены в музыкальном искусстве? Какие музыкальные краски используются?

- Как музыкальные краски передают впечатления об улетающих в теплые края птицах, о первом снеге?

Ответы учащихся.

Разучивание и первоначальное исполнение песни «Падает снег» (стихи Владимира Приходько).

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия

- Одинаков ли пространственный диапазон музыкальных пьес из «Времен года» П.И. Чайковского?

- О чем они нам рассказали, каково их музыкальное содержание?

Ответы учащихся: дети вкратце сравнивают интенсивность музыкального движения, «плотность» изложения, общий колорит и основной эмоциональный строй каждой прослушанной на уроке пьесы.

Домашнее задание. Дома попытайтесь к понравившейся пьесе найти подходящую картину русского художника и стихотворение на эту же тему. А потом посмотрите, послушайте, почитайте - и подумайте о том, как музыка, живопись и поэзия рисуют разные времена года.

  1. Итог урока

Сегодня, ребята, мы с вами начали исследование вопроса: «Что такое музыкальное содержание?» и получили на примерах музыки П.И. Чайковского и разученной современной песни первые представления о содержании музыки, о том, как в ней может быть отражён мир, измеренный человеческой мерой, попытались осознать неоднозначность, противоречивость жизненных явлений.

Человеческая мера и выражается в различении добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, прекрасного и безобразного, света и тьмы. Всё это так соотносится с природными метаморфозами: день переходит в ночь и наоборот, природа совершает свой ежегодный цикл от увядания к возрождению. И, как и в жизни, разное время года или какое-либо жизненное явление в музыке может быть наполнено разным содержанием, совершенно по-разному звучать.

Музыка – это огромная и прекрасная страна. В этой стране вы всегда будете желанными гостями и даже найдёте друзей, если только не испугаетесь трудностей, которые неизбежны, когда человек открывает для себя новый, неизвестный ему ещё мир.

Слушайте музыку, слушайте её как можно больше. И непременно думайте над тем, что услышите.

А пока - всего вам доброго, дорогие ребята! Спасибо за внимание!



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. http://music-fantasy.ru/uroki-muzyki

  2. https://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/4381291/

  3. https://www.liveinternet.ru/users/veresenj/rubric/3963732/

  4. https://сезоны-года.рф/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!