Усачева, Школяр. Музыка, 1 класс
II четверть
Урок 3. Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?»
Тема: Как “увидеть” музыку?
Цель: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?»
Задачи:
- развивать умение анализировать искусство, находить ответы на философско-творческие вопросы;
- способствовать активному, прочувственному и осознанному музыкальному восприятию учащихся, развитию их творческих способностей, формированию ассоциативного мышления;
- способствовать формированию познавательного интереса, накоплению музыкальных впечатлений, приобретению опыта музицирования и хорового исполнительства;
- расширять интонационно-образный словарь учащихся;
- учить применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, музицировании, слушании, импровизациях);
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 40, 41.
2. Музыкальный материал:
Э. Григ. «Утро» / ЭФУ, с. 40.
К. Дебюсси. «Ветер на равнине» / ЭФУ, с. 40.
О. Лассо. «Эхо» / фонохрестоматия.
М.П. Мусоргский. «Баба-яга», «Гном» «Балет невылупившихся птенцов», «Богатый и бедный» / ЭФУ, с. 41; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 56.
А.С. Аренский. «Кукушка» / нотная хрестоматия, с. 38.
З.А. Левина. «Ноги дождя» / нотная хрестоматия, с. 43.
ХОД УРОКА
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент. Музыкальное приветствие
Проверка домашнего задания. Мотивация
- Ребята, из ваших рисунков, изображающих музыку, прослушанную на прошлом уроке, мы сейчас составим экспозицию (выставку). Кто назовет произведения и их авторов?
- «Баба-Яга» Мусоргского и Чайковского; «Бедный и богатый», «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргского.
- Сейчас, в зависимости от того, музыка какого произведения будет звучать, ребята с рисунками этого же содержания и прикрепят свои рисунки на нашей выставке.
Звучат уже знакомые учащимся музыкальные пьесы. Школьники прикрепляют свои рисунки к заготовленному заранее стенду.
- Как вы смогли понять, какие краски подходят вашему рисунку?
- Нам подсказала музыка. В музыке тоже есть свои краски, которые можно услышать: темные или светлые, яркие или мрачные.
- Т.е., вы смогли понять музыку или «увидеть» ее краски, впоследствии подобрав тона на своих рисунках. Но смотрите-ка, ваши рисунки – все разные, непохожие друг на друга. Как думаете, почему так получилось, ведь музыку вы слушали одну и ту же?
- Каждый увидел музыку по-своему и по-своему нарисовал: как у Мусоргского и Чайковского – образ один, а «краски» музыкальные разные.
- Верно, ребята. Композиторы, как и художники, используют свои «краски» при передаче музыкального образа или сюжета. И мы, вслушиваясь в эти «краски» (средства музыкальной выразительности), можем увидеть изображенную композиторами музыкальную картину и сами затем воспроизвести на холсте, на бумаге то, как мы это «увидели».
Сегодня мы с вами подумаем, поищем ответ на вопрос – как же «увидеть» ту музыку, которую изобразил композитор?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Каждый композитор — художник
Музыка, как «картина» («картинки»), изображена при помощи абстрактных знаков, определяющих время и пространство. Например, картинка в вашем учебнике помещена в условный график (вертикальная и горизонтальная линии координат).
Работа с учебником
Вот точки, чёрточки, крючки, дуги и круги сложились в знаки-ноты. Их можно называть ДО, РЕ, МИ…
Но, главное, что они означают особые музыкальные звуки. Мы их поём, извлекаем из инструментов, из них складываются мелодии о ЗЕМЛЕ, ЕЁ ДАРАХ, ЛЮДЯХ, ИХ МЫСЛЯХ, ДЕЛАХ, ДОБРЕ. Всё это – ЖИЗНЬ:
Рассмотрите нотный рисунок и постарайтесь понять и услышать, что это за мелодия: колыбельная или маршевая музыка?
Ответы учащихся.
- Благодаря рисунку-коллажу (нотная строка в сочетании с рисунком) мы получаем ещё одно очевидное подтверждение тому, что музыка может быть видимой, что она определённым образом располагается (движется) во времени и в пространстве, и что это всё относится к образному содержанию (передаче образа какого-либо персонажа) и к форме нотописи одновременно.
2) Узнаем музыку по наполняемым ее образам (Беседа о музыке)
Сейчас прозвучат две музыкальные пьесы. Попробуйте по слуху расшифровать их образно-эмоциональное содержание: О чем в них рассказывается, на ваш взгляд? Что вы смогли представить, увидеть? Какую картину нарисовать?
Увидеть музыкальные картины вам помогут два отчётливо слышимых изобразительных средства: повторы концов фраз (форте — пиано) в первом произведении и нарастание звучности и фактурное развитие во втором (как солнышко всходит и всё заливает своими лучами).
Звучат пьесы «Эхо» О. Лассо и «Утро» Э. Грига (названия произведений учитель специально умалчивает).
- Что вы увидели в своем воображении? Какие картины?
После прослушивания учащиеся высказывают свои впечатления, дают названия музыкальным произведениям. После этого учитель говорит настоящие названия произведений.
А) «Эхо» О. Лассо. В музыке мы слышим повторы: звучит мелодия в громкой динамике, и ее окончание (концовка фразы) каждый раз повторяется на пиано, создавая этим очень красочный и яркий образ. Короткие фразы имеют разные интонации – повелительные, вопросительные и даже просительные, а также очень выразительно показано звуковое замирание в конце произведения. Несмотря на то, что это произведение написано много столетий назад, музыка безоговорочно покоряет современного слушателя своей свежестью и лёгкостью.
- Как удалось композитору изобразить эхо в музыке?
- С помощью повторов фраз.
- А пригодилась ли ему динамика? Какие средства музыкальной выразительности помогли нам увидеть «картину эха»?
- Повторы окончаний мелодии на p, динамика.
- Вспомним, что такое «динамика» (динамические оттенки).
- Динамика - сила звука, громкость звучания.
- Давайте произнесем динамические оттенки с различной силой звука:
Piano (р) — тихо
forte (f) — громко
pianissimo (рр) — очень тихо
fortissimo (ff) — очень громко
mezzo piano (mp) — умеренно тихо
mezzo forte (mf) — умеренно громко
sforzando (sf) – внезапно громко
Б) «Утро» Э. Грига
- Мы уже на прошлых уроках говорили с вами о временах года и их изображениях в музыке. Скажите мне: если на улице светло, как называется это время суток? Как называется время суток, когда солнце восходит?
- Утро.
- Обратили вы внимание на то, как звучала музыка Грига в начале и как в конце произведения, как постепенно нарастала звучность? Как постепенно в оркестре появлялись новые музыкальные инструменты?
- Удалось композитору передать пробуждение природы от ночного сна и восход солнца? Какие музыкальные краски (средства музыкальной выразительности) он использовал, чтобы нарисовать в музыке постепенное оживление природы?
- Нарастание звучности, динамику.
В) Игра «Музыкальное эхо»
- Слушая пьесы «Утро» и «Эхо», мы увидели, что музыка в них «живет», развивается за счет динамики.
Давайте опробуем это средство выразительности в своих импровизациях.
На клавиатуре внизу разворота учебника дети умозрительно воспроизводят звучание видимой картины, передавая основные формы движения «увиденной» в нотной графике музыки (динамика).
«Ветер на равнине» К. Дебюсси
Очень своеобразный способ развития музыки мы наблюдаем в пьесе французского композитора К. Дебюсси «Ветер на равнине».
- А что может делать ветер на равнине? Давайте пофантазируем.
Вероятные ответы:
- Дуть, что же ещё он может делать?
- На ней ничего нет — она же равнина! Поэтому ветер будет просто дуть, для себя.
- Действительно, в условиях равнины ветру больше просто нечем заниматься. Ничего иного, кроме «внутренней жизни» ветра (конечно, в эмоциональной оценке её человеком), мы услышать не можем.
Этот путь возможен, но... он подразумевает слишком реальный образ, а здесь в принципе его нет, - есть только что-то символическое, бесконечно изменчивое, неожиданно непонятное, причудливое (знакомое нам уже слово, помните?). Ведь если рисовать картину по этой музыке, то на ней ничего, кроме воздуха (т.е. пустоты), изобразить нельзя.
А можно ли вообще изобразить воздух? Правда, художники-импрессионисты умудрялись это сделать, и получалось изумительно красиво!
Рассматривание картин импрессионистов (2 картины).
Добавлю: Клод Дебюсси тоже импрессионист, только – композитор. И в его музыке также, у художников, казалось бы, невидимое в искусстве стало абсолютно реальным. Давайте послушаем пьесу Клода Дебюсси и полюбуемся игрой воздуха, его богатой «внутренней жизнью» и восхитимся красотой самой выразительности музыки.
Прослушивание пьесы К. Дебюсси «Ветер на равнине».
Беседа о музыке пьесы:
Внимательно слушая эту музыку, убеждаешься, что всё развитие в произведении сводится к нескольким вариантам кружения, к порывам ветра и внезапным затиханиям. Главное, что так повторяется примерно через равные промежутки времени, только в разных гармониях. Поэтому создаётся ощущение, будто ветер кружится на одном месте, а развитием становится... отсутствие развития в его привычном значении!
Такой способ развития встречается редко, он наиболее характерен для импрессионистской колористической звукописи, мастером которой и являлся К. Дебюсси. Такой способ развития музыки можно увидеть в следующих его произведениях: «Колокольный звон сквозь листву», «Затонувший собор», «Терраса, освещаемая лунным светом», «Фейерверк». Для его музыкальных картин более характерна поэтическая зарисовка впечатления, воспроизведение «внутренней жизни» явления, потому на особый философско-содержательный смысл они не претендуют.
Интересно еще то, как композитор чувствует время: он заканчивает произведение тогда, когда ветер исчерпал свои силы и исчезает.
А может, он что-то недосказал? И почему он нам рассказывал примерно об одном и том же? А может, на языке ветра это и есть разное, или ему больше не о чем рассказать?.. Как вы думаете?
Давайте-ка еще поразмышляем: Можно ли сказать, что жизнь ветра проходит бестолково?..
Тогда почему же в этом произведении развитие музыки ветра идёт по спирали?
Подумайте, почему на Руси о человеке, который тратит время впустую, живёт разгульно и беззаботно, ничего не делая и не принося никакой пользы, говорили, что он ведёт ветреную жизнь (т.е. пустую)?
Работа с учебником
Однако полюбуемся изобретательностью фактуры, воссоздающей неспокойную и довольно прихотливую «жизнь ветра».
Посмотрите нотопись в ваших учебниках - как знаками передается движение ветра:
Этот знак в нотозаписи означает постепенное усиление или ослабление звучания. Т.е., мы вновь можем говорить о динамике, только не резко, не сразу набирающей силу, а постепенно.
А вот порывом ветра занесло ноту на вторую линейку. Если нажать нужную клавишу, можно узнать, как он звучит. А если нажать дважды, то получится слово:
Попытайтесь умозрительно воспроизвести звучание на своей клавиатуре «увиденной» в нотной графике музыки.
Быстрый ветер или не очень, сильный или лёгкий – придумайте теперь и сыграйте. Или спойте.
Разучивание и пение
Разучивание «Ноги дождя» З.А. Левиной
Повторение «Кукушка» А.С. Аренского
Обсуждение:
- Какими средствами композиторы «рисуют» образы дождя, кукушки?
- Как выразительно воспроизвести эти образы голосом, чтобы дождь не превратился в лужу, а кукушка не стала квакать?
3) Повторное исполнение
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия
- О чём мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Как же мы можем увидеть музыку?
- В своем воображении и в нотной графике.
- Влияет ли динамика на настроение произведения?
Домашнее задание (вариативное):
Изобразить в рисунке тихую или громкую музыку.
2) Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся музыкальному произведению («Эхо», «Утро», «Ветер на равнине»).
Итог
Природа дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам лучше их понять. Чтобы понять - нужно почувствовать их душой и сердцем.
Я хочу отметить, что вы работали сегодня на уроке дружно и активно. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.
Но лучше всех на уроке работали …
До свидания, до встречи с музыкой!
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
https://music-education.ru/proizvedeniya-dlya-hora/
http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/georgii-skrebickii-raskazy