Урок по математике в 1 классе
Тема: Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка»
УУД, формируемые на уроке:
Регулятивные действия (целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция, контроль).
Познавательные действия (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия).
Коммуникативные действия (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов
взаимодействия).
Цель:
Образовательные:
Развивающие:
развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение, классификация;
развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке
Воспитательные:
привитие интереса к предмету;
воспитание у учащихся чувства товарищества
Здоровьесберегающие:
Оборудование: раздаточный материал, сказочные герои, учебник «Математика», авт. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., рабочая тетрадь, презентация.
I. Организационный момент
Ученики: Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
На уроке не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай!
Педагога уважай
И соседу не мешай!
Учитель: Ребята, занимайте свои места.
Ведь Математика сложна.
Но скажу с почтеньем
Математика нужна
Всем без исключения!
- Прежде чем начать урок создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Давайте улыбнёмся друг другу.
II . Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие. Дело в том, что нам прислали письмо о помощи герои волшебной страны «Математика». (Слайд 2) Послушайте его: «Дорогие, ребята! Ведьма заколдовала нашу страну, в результате мы сейчас не умеем ни считать, ни писать правильно цифры и не умеем решать задачи. Помогите нам, ребята, овладеть этими знаниями. Только тогда ведьма подобреет и расколдует нас. Ваши друзья.
Заклятье можно снять, только пройдя трудное испытание. Как вы думаете, сможем мы помочь волшебной стране и пройти испытание? (Дети: «Да») Мы будем проходить испытания, и волшебная страна понемногу будет расколдовываться. А полетим мы туда на трех кораблях по названиям «Пифагор» (аплодисменты), (Пифагор Самосский— древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев). Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом»). «Лобачевская сила» (аплодисменты) (Никола́й Ива́нович Лобаче́вский - русский математик, его называли «Коперником геометрии». Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете) и «Константа» (аплодисменты) (Постоя́нная, или конста́нта (лат. constanta — постоянная, неизменная) — некоторая величина, не изменяющая своё значение в рамках рассматриваемого процесса). Долетят ли все корабли до волшебной страны, спасут ли ее, и кто долетит туда первым, мы узнаем в конце урока. Также победителей ждёт сюрприз. Будьте активными!
Для начала мы должны подготовиться и размяться перед испытанием. Прочитайте, пожалуйста, свой девиз!
Командный девиз: «Пифагор»
«Всегда и везде Пифагор на высоте»
Название команды: «Лобачевская сила»
Командный девиз:
Один - это мало! Один - это хило!
Мы вместе - команда «Лобачевская сила»
Команда: «Константа»
Командный девиз:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Молодцы! Команды к старту готовы?! (Да!) Чтобы завести моторы, надо решить задачи в стихах. Тогда полетели на волшебную страну и спасать наших героев!
Впереди у нас мудрая черепашка и «Устный счет». Как мы уже слышали, их заколдовала злая ведьма. В итоги мудрая черепашка с устным счетом сбились с пути. Чтобы завести моторы, надо решить задачи в стихах.
Задачи:
Команде «Пифагор»
1. На полянке, у дубка
Крот увидел три грибка,
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (4)
Команде «Лобачевская сила»
2. Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра…
(три)
Команде «Константа»
3. Как-то вечером к медведю
На порог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел —
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.(7)
Завели моторы, полетели! Мы с вами приземлились в волшебную страну «Математика». Посмотрите, как тут пусто. Никого нет. К сожалению, и я не смогу помочь. Ведь Злая Ведьма расколдовала и меня! Украла у меня память. Я забыла все то, что мы с вами проходили на уроке математики. Это бы помогло нам поставить цель нашего путешествия. Напомните мне, о чем мы с вами говорили на уроке все это время. (Цифры до десяти, научились называть предыдущее и последующее число, решать примеры сложение и вычитание 1, 2, 3, решать задачи). Как много мы с вами уже знаем, нам остается их повторить и показать наши знания жителям «Волшебной страны»
III. Постановка проблемы
- Чтобы найти правильную дорогу мы должны расколдовать цифры, узнать их порядок при счете, назвать последующее и предыдущее число, вспомнить сложение к этим цифрам число 3.
Команде «Пифагор»
Расставьте цифры в порядке возрастания от самого большого к маленькому и от маленького к большому: 1, 4, 7, 6, 9, 2, 5, 10, 3, 8
Команде «Лобачевская сила»
- Какое число идёт при счёте за числом 3? 6? 9?
- Какое число идёт перед числом 2? 5? 8?
Команде «Константа»
- Назовите «соседей» чисел 2; 4; 7;.
- Прибавьте этим числам 3 и скажите ответ!
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с этим заданием. Узнали дорогу и расколдовали цифры. (Слайд 3).
Теперь мы спокойно сможем отправляться дальше.
IV Контроль, коррекция и закрепление знаний
Впереди у нас очень важное задание! Нам предстоит решить задачи и спасти от злых сетей Ведьмы!
Задача для команды «Пифагор»
У Васи было 2 ручки. На уроке он отдал Елисею 1 ручку. Сколько ручек осталось у Васи?
Задача для команды «Лобачевская сила»
В одной вазе было 8 ромашек, а в другой на 2 ромашки больше. Сколько ромашек было во второй вазе?
Задача для команды «Константа»
В гараже стояло 10 машин. Из них 7 легковых, а остальные - грузовые. Сколько грузовых машин стояло в гараже?
Молодцы ребята! Вы справились с заданием! Теперь в волшебной стране будут и задачи!
- Следующее испытание необходимо сосчитать все предметы и правильно прочитать. Определить на сколько больше и на сколько меньше предметов.
(5 грибов, 7 земляник, 4 листика, 6 цветков, 8 елочных шаров, 3 зайчика). (Слайд 5)
Физминтутка
- А чтобы отправиться, дальше мы должны сначала отдохнуть, ведь нам предстоит преодолеть ещё другие испытания. Но отдыхать мы будем с пользой.
Сейчас нам предстоит освободить от злых сетей «Логическое мышление». Для этого нужно решить следующие задачи. Будьте внимательны!
Объясните, почему вы так считаете? Спасибо вам, ребята, теперь в волшебной стране будет и «Логическое мышление» (Слайд 6).
Сравнение чисел.
- Следующее наше испытание необходимо сравнить числа. Поставить знаки «больше», «меньше», «равно».
«Пифагор»
3__2, 4__4, 7__9, 9___10, 8___7
«Лобачевская сила»
7__6, 8___4, 9__8, 3__5, 5___4, 9__9
«Константа»
7___9, 5__9, 10__7, 7__5, 3__6, 8__8
Теперь в этой стране научились сравнивать числа. Какие же у вы у нас молодцы!
А вы знаете, что математические загадки тоже заколдованы. Они потеряли свои ответы и ждут от вас помощи!
У него четыре лапки,
Лапки - цап – царапки,
Пара чутких ушей.
Он гроза мышей.
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот.
Чем больше из неё берешь,
Тем больше она становиться.
3. Повторение геометрического материала.
Ой, ребята, что же делать, дальше дороги нет. Злая ведьма запутала все следы, а следы превратила в единицы длины. Мы должны найти эти следы, по которым мы будем двигаться дальше. Напомните мне пожалуйста. Какую единицу длины измерения мы знаем! (Сантиметр). Я вам раздам разные отрезки, а некоторым командам геометрические фигуры вам нужно измерить и написать в тетрадках сколько см.
- Молодцы, ребята, вот мы и нашли с вами следы, которые покажут нам правильный путь, мы расколдовали геометрические фигуры (слайд 8).
- Итак, отправляемся дальше, ведь сказка на этом не заканчивается.
(На партах у ребят лежат карточки с примерами)
Ребята, еще немножко осталось. Мы поможем найти ответы примерам и они тоже освободятся от злых чар Ведьмы. Поможем?! (Да!)
5. Решение примеров.
«Пифагор»
2+1= 5+3= 6-3=
3+2= 4+3= 5-2=
«Лобачевская сила»
3+5= 4+2= 6+1=
3+4= 4-2= 9-3=
«Константа»
3+7= 6-2= 8-3=
10-3= 2+7= 2+8=
(Слайд 11)
VI Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Вы сегодня на уроке очень хорошо помогли жителям волшебной страны «Математика». Теперь они научились правильно и красиво писать цифры, составлять примеры и решать задачи, сравнивать числа. Поэтому злая Ведьма подобрела и расколдовала волшебную страну «Математика». А в знак благодарности за вашу помощь за хорошую работу на уроке дарят вам грамоты и подарки. Чтобы вы могли показать сказку не только тем, кто умеет читать, но и тем, кто не умеет. Большое спасибо всем за урок.