Конспект урока литературного чтения по теме:
«Басня И.А. Крылова «Мартышка и очки»
3 класс УМК «Школа России»
Цель: Выявить особенности басен, продолжить работу над характеристикой героя произведения.
Задачи.
Обучающие:
- закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;
-познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;
- Учить находить мораль в произведении, понимать её смысл.
Развивающие:
-развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;
- развивать аналитические и творческие способности обучающихся;
- развивать умение работать в группе, в паре.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.
-воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
-Воспитывать нравственные качества.
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная.
Планируемые результаты:
Предметные:
Дети научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам ;
Знать значение некоторых устаревших слов и выражений
Уметь выразительно читать и внимательно слушать другого.
Метапредметные:
познавательные
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
-ставить проблему поискового характера;
-проводить анализ и синтез при знакомстве с басней;
-применять методы информационного поиска ;
-проводить рефлексию результатов деятельности;
-оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные
-слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;
- управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;
- уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;
регулятивные
-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;
организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Личностные:
-ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование личностного смысла учения
Ход урока.
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-Ребята! Повторяйте за мной.
Я – умею думать и понимать,
Я – умею слушать и отвечать,
Я – могу ошибаться,
Я – умею учиться,
Я – хочу учиться.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- О каком литературном жанре мы говорили на прошлом уроке?
-Какие особенности басни вы знаете?
- Как называют авторов басен?
-Каких баснописцев вы знаете?
- Что вы можете рассказать об Иване Андреевиче Крылове?
3. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен. Познакомиться с басней И.А.Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое, важное о себе и о людях.
- Мы знаем, что в басне высмеиваются человеческие недостатки, пороки.
-Кто обычно является главным героями басен? (Животные)
- Почему? (Не причинив обиды, высказать правду в глаза)
- Да, животные в баснях не имеют собственных имён, за их образами скрываются люди.
- Как называется этот приём в басне? (Аллегория, т.е. иносказание)
- Вот и сегодня, героем нашей новой басни будет животное. Но какое, вы должны догадаться, послушав описание этого животного:
«Это животное проживает в Южной Америке, Африке, Индии, там, где жарко. Все представители этого семейства проживают на деревьях и имеют характерный цепкий хвост, с помощью которого могут цепляться за ветки и перепрыгивать на соседние деревья, одновременно срывая фрукты. Любимое лакомство – спелые бананы.»
- Кто это? (обезьяна)
- Скажите, а какой текст я вам прочитала сейчас? (научный, потому что сообщены только точные сведения об обезьяне, нет отношения автора)
- А какие виды обезьян вы знаете? Это один из самых популярных видов обезьян. (Мартышка)
- Попробуйте описать мартышку, какая она? (Вертлявая, шустрая, нетерпеливая)
- Басня называется «Мартышки и Очки». Почему автор так назвал произведение? Подумайте, зачем Мартышке очки:
Она плохо видит
Очки защищают от солнца
Это модно.
- Для того, чтобы узнать, правы мы или нет, предлагаю познакомиться с художественным текстом, с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки». Но сначала мы попробуем объяснить некоторые слова и обороты, которые мы встретим в тексте:
- Объясните эти обороты
слаба глазами стала (стала плохо видеть, ослепла)
зло еще не так большой руки (Не так страшно, Бывает и хуже)
людских всех врак (неправда, обман, ложь)
а проку на-волос нет в них (нет ни капли толка, пользы)
невежда про неё свой толк всё к худу клонит (Не зная истинную ценность предмета, человек ругает её за бесполезность)
- Откройте учебники стр.134
Первичное чтение.
Знакомство с текстом. Аудиозапись басни.
- Сейчас прозвучит аудиозапись басни в исполнении артиста.
- Вы должны не только слушать басню, но и следить по тексту глазами вместе с читающим, почувствовать темп чтения, постараться успеть прочитать текст.
Беседа по содержанию текста
- Понравилось вам исполнение басни?
- Какие эмоции она у вас вызвала?
- Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?
Самостоятельное чтение текста
- Прочитайте басню сейчас самостоятельно, «про себя».
- Все ли слова вам были понятны?
Дюжина – 12 штук., а «полдюжины» - 6 штук;
«к темю» - Верхняя часть головы между лобными, затылочными и височными костями.
«нанижет» – оденет подряд на нитку;
«невежда» - необразованный, несведущий человек;
«к худу клонит» – к плохому клонит;
«познатней» – от слова «знать» – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
«невежа» – грубый, невоспитанный человек
- Прочитайте басню ещё раз. Во время чтения обратите особое внимание на то, что же делала Мартышка с очками, на ее действия.
- Ребята, какая часть речи помогает нам понять, что делала Мартышка? (глаголы)
Чтение басни.
Работа в группах
- У вас на столах лежат конверты. Откройте их.
- В каждом конверте лежит отрывок из басни. Посмотрите. Что вы видите? (Пропущены слова)
- Вам было дано задание, при чтении обратить внимание на то, что делала Мартышка с очками.
- Посмотрите на доску. Там написаны слова. Догадались ли вы, что надо сделать? (Вставить пропущенные слова в текст)
- Да, вам необходимо восстановить текст, вставив пропущенные слова (учебники закрыты).
Очков с полдюжины себе она __________;
________ Очками так и сяк:
То к темю их _________, то их на хвост _________,
То их __________, то их ___________;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
И проку на волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так ________ их,
Что только брызги засверкали.
Сверка с оригиналом. Откройте учебники. Проверьте
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
- Оцените свою работу. Возникла ли у кого сложность в выполнении задания?
- Молодцы. Справились с заданием.
Работа над моралью басни
- Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?
(Любопытная, любит гримасничать, подвижная)
- В начале урока мы строили догадки – зачем Мартышке очки! Так, зачем же Мартышке нужны были очки? (она стала плохо видеть)
-Прочитайте, как об этом говорит И.А. Крылов (Мартышка к старости слаба глазами стала)
-Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. Прочитайте.
- Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Что обычно делают с очками? Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.
- Почему очки не помогли Мартышке? (не знала, как ими пользоваться)
- Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Прочитайте этот отрывок.
- Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации.
-В чём комичность ситуации? Что вам показалась в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя куда только можно было надеть.)
- Так, кто виноват в том, что очки не действовали?
- Мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).
-Напомните, пожалуйста, а что же такое мораль?
(Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.)
- Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.(дети читают мораль басни и объясняют её, как понимают.)Так, какова же мораль басни?
- Кого подразумевает автор в образе Мартышки?(невежду, т.е. необразованного человека)
-А как вы понимаете слово «невежда»?
-А как вы думаете слова «невежда» и «невежа» похожи между собой? (нет)
НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек;
НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек.
- Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются (Да, по самой басне тоже можно догадаться, что высмеивается человек-невежда.)
Работа над выразительностью чтения
- Хотели бы вы научиться читать басню так же выразительно? Как артисты? Тогда за работу!
- Послушайте басню в моем прочтении. И подумаем вместе, правильно ли я ее читаю. Стихотворение на листках. Карандашами ставим пометки. Выделите строку или слово, которые вам кажется самыми главными. Чтение басни.
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Чтение начала – читать медленно, как сказку.
- Прочитайте самостоятельно следующие 5 строчек до точки. Подумайте, как надо читать их? С какой интонацией? В каком темпе?
- А теперь послушайте меня (чтение учителем строк в медленном темпе)
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
- Вам понравилось моё чтение? Почему? (Темп не тот, мартышка вертлявая, шустрая. Всё делает быстро и чтение должно это передавать)
- Как бы вы прочитали этот отрывок? (Читает отрывок хорошо читающий ученик)
- А чтобы еще лучше представить эту ситуацию с Мартышкой и очками, давайте разыграем небольшую сценку. (Читает отрывок хорошо читающий ученик, другой – движениями сопровождает чтение текста)
- Молодцы. Теперь читаем дальше.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
- Как читать эти с троки, с какой интонацией? (С досадой, огорчением, разочарованием)
- Почему так? (Мартышка считает, что ее обманули)
- Прочитайте этот отрывок именно так.
- А что заключает в себе мораль? (Мораль – вывод, поучение)
Чтение морали басни учителем.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
- Как будем читать мораль?
Итог урока.
-Какие выводы из этой басни сделали вы?
-Как вы думаете, что хотел сказать И.А. Крылов в своей басне?
(Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами. Не надо судить о вещах, которые ты знаешь. Если ты не понимаешь, для чего нужна вещь и как ею пользоваться, это не значит , что вещь бесполезная.Какой бы полезной вещь ни была, если ее дать в руки невежде и не объяснить, как эту вещь использовать, все будет зря.)
-Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока.
- Что узнали на уроке? (ответы детей)
- Чему научились? (ответы детей)
- Мне хочется пожелать вам, ребята, идти по жизни рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.
Рефлексия
- Что на уроке вам особенно понравилось?
- Что показалось сложным?
- Оцените свою работу
Домашнее задание.
Выразительно прочитать басню и подготовиться к инсценировке.