СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературного чтения «Басня И.А. Крылова «Мартышка и очки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературного чтения «Басня И.А. Крылова «Мартышка и очки»»

Конспект урока литературного чтения по теме:

«Басня И.А. Крылова «Мартышка и очки»

3 класс УМК «Школа России»

Цель: Выявить особенности басен, продолжить работу над характеристикой героя произведения.

Задачи.

Обучающие:

- закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

-познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

- Учить находить мораль в произведении, понимать её смысл.

Развивающие:

-развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

- развивать аналитические и творческие способности обучающихся;

- развивать умение работать в группе, в паре.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.

-воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

-Воспитывать нравственные качества.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная.

Планируемые результаты:

Предметные:

Дети научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам ;

Знать значение некоторых устаревших слов и выражений

Уметь выразительно читать и внимательно слушать другого.

Метапредметные:

познавательные

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

-ставить проблему поискового характера;

-проводить анализ и синтез при знакомстве с басней;

-применять методы информационного поиска ;

-проводить рефлексию результатов деятельности;

-оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные

-слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

- управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

- уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

-ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование личностного смысла учения


Ход урока.


  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Работа по теме урока.


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

-Ребята! Повторяйте за мной.


Я – умею думать и понимать,

Я – умею слушать и отвечать,
Я – могу ошибаться,
Я – умею учиться,
Я – хочу учиться.


2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- О каком литературном жанре мы говорили на прошлом уроке?

-Какие особенности басни вы знаете?

- Как называют авторов басен?

-Каких баснописцев вы знаете?

- Что вы можете рассказать об Иване Андреевиче Крылове?


3. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен. Познакомиться с басней И.А.Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое, важное о себе и о людях.

- Мы знаем, что в басне высмеиваются человеческие недостатки, пороки.

-Кто обычно является главным героями басен? (Животные)

- Почему? (Не причинив обиды, высказать правду в глаза)

- Да, животные в баснях не имеют собственных имён, за их образами скрываются люди.

- Как называется этот приём в басне? (Аллегория, т.е. иносказание)

- Вот и сегодня, героем нашей новой басни будет животное. Но какое, вы должны догадаться, послушав описание этого животного:

«Это животное проживает в Южной Америке, Африке, Индии, там, где жарко. Все представители этого семейства проживают на деревьях и имеют характерный цепкий хвост, с помощью которого могут цепляться за ветки и перепрыгивать на соседние деревья, одновременно срывая фрукты. Любимое лакомство – спелые бананы.»

- Кто это? (обезьяна)

- Скажите, а какой текст я вам прочитала сейчас? (научный, потому что сообщены только точные сведения об обезьяне, нет отношения автора)


- А какие виды обезьян вы знаете? Это один из самых популярных видов обезьян. (Мартышка)

- Попробуйте описать мартышку, какая она? (Вертлявая, шустрая, нетерпеливая)

- Басня называется «Мартышки и Очки». Почему автор так назвал произведение? Подумайте, зачем Мартышке очки:

  • Она плохо видит

  • Очки защищают от солнца

  • Это модно.

- Для того, чтобы узнать, правы мы или нет, предлагаю познакомиться с художественным текстом, с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки». Но сначала мы попробуем объяснить некоторые слова и обороты, которые мы встретим в тексте:


- Объясните эти обороты


  • слаба глазами стала (стала плохо видеть, ослепла)

  • зло еще не так большой руки (Не так страшно, Бывает и хуже)

  • людских всех врак (неправда, обман, ложь)

  • а проку на-волос нет в них (нет ни капли толка, пользы)

  • невежда про неё свой толк всё к худу клонит (Не зная истинную ценность предмета, человек ругает её за бесполезность)


- Откройте учебники стр.134


Первичное чтение.


Знакомство с текстом. Аудиозапись басни.


- Сейчас прозвучит аудиозапись басни в исполнении артиста.

- Вы должны не только слушать басню, но и следить по тексту глазами вместе с читающим, почувствовать темп чтения, постараться успеть прочитать текст.


Беседа по содержанию текста


- Понравилось вам исполнение басни?

- Какие эмоции она у вас вызвала?

- Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?

Самостоятельное чтение текста

- Прочитайте басню сейчас самостоятельно, «про себя».

- Все ли слова вам были понятны?

Дюжина – 12 штук., а «полдюжины» - 6 штук;

«к темю» - Верхняя часть головы между лобными, затылочными и височными костями.



«нанижет» – оденет подряд на нитку;

«невежда» - необразованный, несведущий человек;

«к худу клонит» – к плохому клонит;

«познатней» – от слова «знать» – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

«невежа» – грубый, невоспитанный человек



- Прочитайте басню ещё раз. Во время чтения обратите особое внимание на то, что же делала Мартышка с очками, на ее действия.

- Ребята, какая часть речи помогает нам понять, что делала Мартышка? (глаголы)

Чтение басни.

Работа в группах

- У вас на столах лежат конверты. Откройте их.

- В каждом конверте лежит отрывок из басни. Посмотрите. Что вы видите? (Пропущены слова)

- Вам было дано задание, при чтении обратить внимание на то, что делала Мартышка с очками.

- Посмотрите на доску. Там написаны слова. Догадались ли вы, что надо сделать? (Вставить пропущенные слова в текст)

- Да, вам необходимо восстановить текст, вставив пропущенные слова (учебники закрыты).


Очков с полдюжины себе она __________;
________ Очками так и сяк:
То к темю их _________, то их на хвост _________,
То их __________, то их ___________;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
И проку на волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так ________ их,
Что только брызги засверкали.




Сверка с оригиналом. Откройте учебники. Проверьте

Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.


- Оцените свою работу. Возникла ли у кого сложность в выполнении задания?

- Молодцы. Справились с заданием.

Работа над моралью басни

- Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?

(Любопытная, любит гримасничать, подвижная)


- В начале урока мы строили догадки – зачем Мартышке очки! Так, зачем же Мартышке нужны были очки? (она стала плохо видеть)

-Прочитайте, как об этом говорит И.А. Крылов (Мартышка к старости слаба глазами стала)


-Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. Прочитайте.

- Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Что обычно делают с очками? Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

- Почему очки не помогли Мартышке? (не знала, как ими пользоваться)

- Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Прочитайте этот отрывок.


- Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации.

-В чём комичность ситуации? Что вам показалась в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя куда только можно было надеть.)


- Так, кто виноват в том, что очки не действовали?


- Мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).


-Напомните, пожалуйста, а что же такое мораль?

(Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.)


- Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.(дети читают мораль басни и объясняют её, как понимают.)Так, какова же мораль басни?

- Кого подразумевает автор в образе Мартышки?(невежду, т.е. необразованного человека)

-А как вы понимаете слово «невежда»?


-А как вы думаете слова «невежда» и «невежа» похожи между собой? (нет)

НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек;

НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек.


- Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются (Да, по самой басне тоже можно догадаться, что высмеивается человек-невежда.)




Работа над выразительностью чтения

- Хотели бы вы научиться читать басню так же выразительно? Как артисты? Тогда за работу!

- Послушайте басню в моем прочтении. И подумаем вместе, правильно ли я ее читаю. Стихотворение на листках. Карандашами ставим пометки. Выделите строку или слово, которые вам кажется самыми главными. Чтение басни.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.

Чтение начала – читать медленно, как сказку.

- Прочитайте самостоятельно следующие 5 строчек до точки. Подумайте, как надо читать их? С какой интонацией? В каком темпе?

- А теперь послушайте меня (чтение учителем строк в медленном темпе)

Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.

- Вам понравилось моё чтение? Почему? (Темп не тот, мартышка вертлявая, шустрая. Всё делает быстро и чтение должно это передавать)

- Как бы вы прочитали этот отрывок? (Читает отрывок хорошо читающий ученик)

- А чтобы еще лучше представить эту ситуацию с Мартышкой и очками, давайте разыграем небольшую сценку. (Читает отрывок хорошо читающий ученик, другой – движениями сопровождает чтение текста)

- Молодцы. Теперь читаем дальше.

"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

- Как читать эти с троки, с какой интонацией? (С досадой, огорчением, разочарованием)

- Почему так? (Мартышка считает, что ее обманули)

- Прочитайте этот отрывок именно так.


- А что заключает в себе мораль? (Мораль – вывод, поучение)

Чтение морали басни учителем.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

- Как будем читать мораль?

Итог урока.

-Какие выводы из этой басни сделали вы?

-Как вы думаете, что хотел сказать И.А. Крылов в своей басне?

(Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами. Не надо судить о вещах, которые ты знаешь. Если ты не понимаешь, для чего нужна вещь и как ею пользоваться, это не значит , что вещь бесполезная.Какой бы полезной вещь ни была, если ее дать в руки невежде и не объяснить, как эту вещь использовать, все будет зря.)


-Ребята, вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока.

- Что узнали на уроке? (ответы детей)

- Чему научились? (ответы детей)

- Мне хочется пожелать вам, ребята, идти по жизни рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.


Рефлексия

- Что на уроке вам особенно понравилось?

- Что показалось сложным?

- Оцените свою работу

Домашнее задание.


Выразительно прочитать басню и подготовиться к инсценировке.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!