Конспект по экспериментированию с водой в средней группе
Интеграция областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное, художественно - эстетическое.
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами воды;
• Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
• Активизировать словарь
• Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.
Материал:
• Глобус,
• Яблочный сок, молоко.
• Пластиковые стаканчики (большие и маленькие, одноразовые ложки, трубочки.
• Соль, сахар, лимон. кислота,
• Разноцветные пуговицы.
Ход экспериментирования:
Доброе утро я вам говорю!
Доброе утро. Я вас всех люблю!
Желаю вам всем быть внимательными,
Послушными и любознательными!
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: - Это глобус.
Воспитатель: - Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: - Синего, голубого.
Воспитатель: - Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.
А кому нужна вода?
Дети: - Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: -Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: - Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель: - Молодцы. Совершенно верно (обобщение по схеме)
1 слайд :
«Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить. Ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
чтобы плыли корабли,
чтоб варились кисели,
чтобы не было беды –
жить нельзя нам без воды».
Вода необходима всему живому на земле.
Воспитатель: - Ой ребята я что то слышу (Шум дождя и грустная капелька )
2 Слайд : «Капелька»
- Что же это?
Дальше капелька рассказывает свою историю
3 слайд :
Однажды в сказочной стране вода исчезла! И животные из этой сказочной страны просят вас, ребята, помочь вернуть им воду. Злой волшебник спрятал воду под четырьмя замками.
- Поможем вернуть воду, животным из сказочной страны?
Для этого нам необходимо узнать четыре свойства воды.
Приглашаю вас, ребята, отправится в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды.
Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
- Проводят опыты.
- А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
4 слайд правила поведения:
1. внимательно слушать воспитателя.
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.
Первый опыт.
Воспитатель: - Ребята, когда у вашей мамы на кухне убежит молоко, вы услышите не приятный запах.
А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Яблочный) .
- Как вы догадались, что сок - яблочный (пахнет яблоком) .
А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет запаха)
- Так есть ли запах у воды ?
5 слайд изображение с этим свойством воды.
Вывод какой сделать можно: у воды нет запаха!
6 слайд Открываем первый замок.
Второй опыт.
Воспитатель: - Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)
- А конфета? (сладкая)
- Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока? (Вкус яблочный) .
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) .
- Так есть ли вкус у воды? (Нет) .
7 слайд изображение с этим свойством воды.
Вывод: У воды нет вкуса.
6 слайд Открываем первый замок.
Воспитатель: - Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает.
Посмотрите, у вас на столе в тарелочках: соль, сахар и лимонная кислота ,а теперь то, что у вас на тарелочке высыпаем в свои стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет? (Нет). А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша? (Вариант ответа. Спросить каждого). Почему?
- Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей) .
Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса) .
Третий опыт.
Воспитатель: - Прежде чем приступить к следующему опыту, который поможет открыть третий замочек, давайте поиграем:
Капли первые упали, пауков перепугали.
Дождик прошёл и получились лужи.(Игра перепрыгни лужу)
А что будет с лужами на морозе?
Дети: -Лужи превратятся в лёд, застынут.
Воспитатель: Посмотрите внимательно:
- Перед вами на столе на тарелочках – лёд, возьмите его в руки.
- Какой лёд?
Дети: - Лёд холодный.
Воспитатель: -Как вы узнали об этом?
- Что почувствовали ваши ручки, какими они стали?
- А что еще можно сказать про лёд?
-Лёд твердый?
Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему.
- Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять?
А когда лёд тает, то он во что превращается?
Дети: - В воду.
Воспитатель: - Значит, лед – это тоже вода. Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд.
Таким образом, мы открыли ещё один замочек и разгадали ещё одно свойство воды.
8 слайд Открываем первый замок.
Четвертый опыт.
Воспитатель: - Ребята, вспомните, что сказал злой волшебник животным из сказочного леса? Как вернуть воду?
Дети: - Чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо отгадать четыре свойства воды.
Но остался ещё один не раскрытый замочек. Мы провели три опыта и нам осталось узнать ещё одно свойство воды. Для этого мы подойдём к столу, встанем вокруг него аккуратно.
- Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)
-А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода?
Воспитатель: Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.
- Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет).
Почему? (ответы детей).
Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой.
Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? (да).
Почему? (Потому что вода – прозрачная) .
Но вы знаете , что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет. Давайте мы с вами это проверим .У вас на столе баночки с водой возьмите их в руки и потрясите. И произойдет чудо .
- как вы думаете прочему вода поменяла цвет?
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Тогда какой вывод мы с вами можем сделать?
Есть цвет у воды? Нет. Значит вода бесцветная.
- Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли вернуть воду в сказочную страну, отгадали четыре свойства воды.
(Звучит музыка «Улыбка» - вступление) .
- Животным из сказочного леса мы помогли и нам пора возвращаться.
- Сегодня мы помогали животным вернуть воду, которую заколдовал злой волшебник .
Что нового узнали о свойствах воды? (Описательный рассказ по схеме: Вода имеет четыре свойства.
Вода нужна человеку, растениям, животным).
Раздою капельку на память .