Конспект подготовил: Агеев Д. А. – педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДЮЦ»
Тема: Пейзаж-настроения
Цель: расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи;
Задачи:
-Обучающая: освоить средства выражения цветом своё настроение; освоение правил изменения цвета в зависимости от освещения;
-Развивающая: развивать технику работы разными художественными материалами;
-Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
-использование ЭОР и репродукции картин:
И.Шишкина «Рожь»;
П.Кончаловского «Окно поэта»;
И.Левитана «Свежий ветер. Волга»;
И.Айвазовского «Среди волн»;
А.Пластова «На деревенской улице»;
А.Саврасова «Грачи прилетели»;
В.Борисова-Мусатова «Весна»;
Н.Рериха «Небесный бой»;
В.Поленова «Московский дворик»;
А.Дейнеки «Нью-Йорк»;
Т.Салахова «Утренний эшелон»;
Словарь: лирический пейзаж, камерный пейзаж, ландшафт, марина, стаффаж, городской пейзаж, исторический пейзаж, промышленный пейзаж, пейзаж-настроение.
Ход занятия:
1.Организация занятия.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Сообщение темы занятия.
Учитель. Сегодня на уроке вы познакомитесь поближе с одним из жанров живописи. На картинах этого жанра может быть изображено безоблачное небо, золотистый одуванчик с капельками росы, вечнозеленая ель. Догадались, о каком жанре идёт речь?
(Ответы учащихся.)
Учитель. Ну конечно, это жанр пейзажа – интереснейший жанр изобразительного искусства, который можно изучать бесконечно.
3.Вступительное слово.
Учитель. Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.
Вспомните:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
М.Ю.Лермонтов
Или:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
А.С. Пушкин
Или:
Летний вечер тих и ясен,
Посмотрите, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
А. Фет
4.Изложение нового материала.
1.Словесно-иллюстрированный рассказ о видах пейзажа с элементами беседы (использование ЭОР).
Учитель. Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?
(Слово «пейзаж» заимствовано из французского языка и переводится как «местность, страна». Обычно так называют реальный вид какой-либо местности. Впоследствии этим же словом стали называть изображение природы в искусстве.)
Учитель. Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них.
Ландшафт – это картина, на которой изображён общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее).
Марина – это пейзаж, изображающий морской вид.
Промышленный (индустриальный) пейзаж – это картина с изображением предприятий промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса.
Городской пейзаж – это картина, на которой художник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дворики.
Исторический пейзаж – это изображение того, что давно ушло в прошлое.
Стаффаж – это картины с второстепенными мелкомасштабными изображениями людей и животных в пейзажной композиции.
Камерный пейзаж – небольшое произведение, предназначенное для узкого круга зрителей (А,Пластов «На деревенской улице»).
Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.
2.Работа по теме занятия.
Учитель. Сейчас вы прослушали определения разных видов пейзажей. Предлагаю вам определить, к какому виду пейзажа относится та или иная картина, представленная на нашей выставке, и назвать отличительные особенности их.
Учащиеся обсуждают задание и в процессе обсуждения высказывают свои мнения.
3.Пейзаж – настроение.
Учитель. Часто живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нём особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж и называется пейзажем-настроением.
Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что выдающимися мастерами такого пейзажа были А.К.Саврасов и И.И.Левитан. Их полотна то грустные, то радостные, то тревожные, рассказывают нам о чувствах и настроениях художников.
Основатель знаменитой галереи Павел Третьяков говорил: «Мне не нужно ни богатой природы, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия – дело художника. Она во всём может быть».
Именно поэтическое обаяние самого обыденного скромного, типично русского пейзажа открыл зрителю Александр Кондратьевич Саврасов в своём произведении «Грачи прилетели». Гляди на эти картины, мы явственно ощущаем свежесть воздуха, насыщенного запахом мокрой коры и тающего снега, весеннее тепло. А как поэтично выглядит снег! Сколько у него оттенков! Он и розоватый, и желтоватый, и голубоватый.
Что же хочет сказать художник, изображая такой пейзаж?
(Ответы учащихся).
Учитель. Да, художник как бы говорит нам: «Цените тихую прелесть, неяркую красоту и очарование русской природы!»
Какие чувства вызывает у вас это полотно?
(Ответы учащихся).
Учитель. Действительно, эта картина навевает лирическое настроение, рождает в нас чувство радости, любви к родине, надежды на лучшее.
5.Актуализация знаний учащихся.
1.Постановка проблемы.
Учитель. Сегодня вам предлагается выполнить рисунок пейзажа, пейзаж-настроение, в котором вы сможете выразить своё настроение, как грустное и радостное. Ведь тема «Краски осени» может навеять как меланхолию, так и жизнерадостный оптимизм, ожидание необычайного, сказочного, просветлённую радость. А каким же образом художник может выразить своё эмоциональное состояние?
(Ответы учащихся.)
Учитель. Ну, конечно, используя разные оттенки красок. Какие, например, краски вы наблюдаете солнечным теплым осенним днём в берёзовой роще?
Учитель. А как изменятся оттенки золотой осени, если солнечный день сменит ненастье, будет накрапывать мелкий моросящий дождь, станет прохладно и неуютно?
Учитель. Что вы чувствуете, когда над вами бегут белые облака?
Учитель. Как изменится ваше настроение, если нависнут тяжёлые, мрачные осенние тучи?
(Ответы учащихся.)
Учитель. А как изменяются эмоционально основные и составные цвета в зависимости от насыщения их белой или чёрной краской?
(Ответы учащихся.)
2.Поэтические зарисовки.
Тёмные краски осеннего дня
Делают грустным немного меня.
Серые тучи, дождь моросит.
Лес опустел и немного грустит.
Сникли берёзки, трава потемнела.
Стая печально над лесом летела.
Сырое ненастье грустить заставляет.
Каждый о тёплых денёчках мечтает.
Н.И. Крайс
Солнечный ясный осенний денёк,
Облачко белое – лёгкий пушок.
Яркие гроздья рябины горят
И на берёзе прекрасный наряд.
Золото рощ в гости манит.
Ходит грибник и травою шуршит.
Сеть паутины в ветках таится.
На фоне неба она так искрится!
Рыжие краски сменяются охрой.
День такой солнечный и такой тёплый!
Н.И. Крайс
ЗАДАНИЕ:
-дать название пейзажам, описанным в стихотворениях (например, «Поэзия осени» или «Осень-художник» и так далее);
-рассказать, какие оттенки красок вы подобрали бы при изображении этих пейзажей.
6.Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок – пейзаж на тему «Краски осени: вид из окна»: акварель, гуашь.
Облегчённый вариант.
Задание: используя эскиз пейзажа, выполнить два рисунка, изображающих солнечный, светлый день и дождливый, сумрачный день (акварель, гуашь).
В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объём и качество выполненной работы.
7.Итог занятия.
1.Выставка работ учащихся.
2.Заключительное слово.
Учитель. Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна изображенная на них осень! Вроде бы и краски у всех одинаковые: жёлтая, голубая, чёрная, коричневая. А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который созвучен вашему сегодняшнему настроению. Тут и лимонно-жёлтые, оранжевые, лазурно-голубые, багряные, жёлто-коричневые и другие оттенки! Видно, что в свои рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.