СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Пейзаж-настроения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Пейзаж-настроения"»

Конспект подготовил: Агеев Д. А. – педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ДЮЦ»

Тема: Пейзаж-настроения

Цель: расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи;

Задачи:

-Обучающая: освоить средства выражения цветом своё настроение; освоение правил изменения цвета в зависимости от освещения;

-Развивающая: развивать технику работы разными художественными материалами;

-Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

-использование ЭОР и репродукции картин:

И.Шишкина «Рожь»;

П.Кончаловского «Окно поэта»;

И.Левитана «Свежий ветер. Волга»;

И.Айвазовского «Среди волн»;

А.Пластова «На деревенской улице»;

А.Саврасова «Грачи прилетели»;

В.Борисова-Мусатова «Весна»;

Н.Рериха «Небесный бой»;

В.Поленова «Московский дворик»;

А.Дейнеки «Нью-Йорк»;

Т.Салахова «Утренний эшелон»;

Словарь: лирический пейзаж, камерный пейзаж, ландшафт, марина, стаффаж, городской пейзаж, исторический пейзаж, промышленный пейзаж, пейзаж-настроение.

Ход занятия:

1.Организация занятия.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Сообщение темы занятия.

Учитель. Сегодня на уроке вы познакомитесь поближе с одним из жанров живописи. На картинах этого жанра может быть изображено безоблачное небо, золотистый одуванчик с капельками росы, вечнозеленая ель. Догадались, о каком жанре идёт речь?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Ну конечно, это жанр пейзажа – интереснейший жанр изобразительного искусства, который можно изучать бесконечно.

3.Вступительное слово.

Учитель. Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.

Вспомните:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она.

М.Ю.Лермонтов

Или:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

А.С. Пушкин

Или:

Летний вечер тих и ясен,

Посмотрите, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

А. Фет

4.Изложение нового материала.

1.Словесно-иллюстрированный рассказ о видах пейзажа с элементами беседы (использование ЭОР).

Учитель. Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?

(Слово «пейзаж» заимствовано из французского языка и переводится как «местность, страна». Обычно так называют реальный вид какой-либо местности. Впоследствии этим же словом стали называть изображение природы в искусстве.)

Учитель. Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них.

Ландшафт – это картина, на которой изображён общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее).

Марина – это пейзаж, изображающий морской вид.

Промышленный (индустриальный) пейзаж – это картина с изображением предприятий промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса.

Городской пейзаж – это картина, на которой художник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дворики.

Исторический пейзаж – это изображение того, что давно ушло в прошлое.

Стаффаж – это картины с второстепенными мелкомасштабными изображениями людей и животных в пейзажной композиции.

Камерный пейзаж – небольшое произведение, предназначенное для узкого круга зрителей (А,Пластов «На деревенской улице»).

Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.



2.Работа по теме занятия.

Учитель. Сейчас вы прослушали определения разных видов пейзажей. Предлагаю вам определить, к какому виду пейзажа относится та или иная картина, представленная на нашей выставке, и назвать отличительные особенности их.

Учащиеся обсуждают задание и в процессе обсуждения высказывают свои мнения.

3.Пейзаж – настроение.

Учитель. Часто живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нём особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж и называется пейзажем-настроением.

Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что выдающимися мастерами такого пейзажа были А.К.Саврасов и И.И.Левитан. Их полотна то грустные, то радостные, то тревожные, рассказывают нам о чувствах и настроениях художников.

Основатель знаменитой галереи Павел Третьяков говорил: «Мне не нужно ни богатой природы, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия – дело художника. Она во всём может быть».

Именно поэтическое обаяние самого обыденного скромного, типично русского пейзажа открыл зрителю Александр Кондратьевич Саврасов в своём произведении «Грачи прилетели». Гляди на эти картины, мы явственно ощущаем свежесть воздуха, насыщенного запахом мокрой коры и тающего снега, весеннее тепло. А как поэтично выглядит снег! Сколько у него оттенков! Он и розоватый, и желтоватый, и голубоватый.

Что же хочет сказать художник, изображая такой пейзаж?

(Ответы учащихся).

Учитель. Да, художник как бы говорит нам: «Цените тихую прелесть, неяркую красоту и очарование русской природы!»

Какие чувства вызывает у вас это полотно?

(Ответы учащихся).

Учитель. Действительно, эта картина навевает лирическое настроение, рождает в нас чувство радости, любви к родине, надежды на лучшее.



5.Актуализация знаний учащихся.

1.Постановка проблемы.

Учитель. Сегодня вам предлагается выполнить рисунок пейзажа, пейзаж-настроение, в котором вы сможете выразить своё настроение, как грустное и радостное. Ведь тема «Краски осени» может навеять как меланхолию, так и жизнерадостный оптимизм, ожидание необычайного, сказочного, просветлённую радость. А каким же образом художник может выразить своё эмоциональное состояние?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Ну, конечно, используя разные оттенки красок. Какие, например, краски вы наблюдаете солнечным теплым осенним днём в берёзовой роще?

Учитель. А как изменятся оттенки золотой осени, если солнечный день сменит ненастье, будет накрапывать мелкий моросящий дождь, станет прохладно и неуютно?

Учитель. Что вы чувствуете, когда над вами бегут белые облака?

Учитель. Как изменится ваше настроение, если нависнут тяжёлые, мрачные осенние тучи?

(Ответы учащихся.)

Учитель. А как изменяются эмоционально основные и составные цвета в зависимости от насыщения их белой или чёрной краской?

(Ответы учащихся.)

2.Поэтические зарисовки.

Тёмные краски осеннего дня

Делают грустным немного меня.

Серые тучи, дождь моросит.

Лес опустел и немного грустит.

Сникли берёзки, трава потемнела.

Стая печально над лесом летела.

Сырое ненастье грустить заставляет.

Каждый о тёплых денёчках мечтает.

Н.И. Крайс

Солнечный ясный осенний денёк,

Облачко белое – лёгкий пушок.

Яркие гроздья рябины горят

И на берёзе прекрасный наряд.

Золото рощ в гости манит.

Ходит грибник и травою шуршит.

Сеть паутины в ветках таится.

На фоне неба она так искрится!

Рыжие краски сменяются охрой.

День такой солнечный и такой тёплый!

Н.И. Крайс

ЗАДАНИЕ:

-дать название пейзажам, описанным в стихотворениях (например, «Поэзия осени» или «Осень-художник» и так далее);

-рассказать, какие оттенки красок вы подобрали бы при изображении этих пейзажей.

6.Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок – пейзаж на тему «Краски осени: вид из окна»: акварель, гуашь.

Облегчённый вариант.

Задание: используя эскиз пейзажа, выполнить два рисунка, изображающих солнечный, светлый день и дождливый, сумрачный день (акварель, гуашь).

В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объём и качество выполненной работы.

7.Итог занятия.

1.Выставка работ учащихся.

2.Заключительное слово.

Учитель. Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна изображенная на них осень! Вроде бы и краски у всех одинаковые: жёлтая, голубая, чёрная, коричневая. А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который созвучен вашему сегодняшнему настроению. Тут и лимонно-жёлтые, оранжевые, лазурно-голубые, багряные, жёлто-коричневые и другие оттенки! Видно, что в свои рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!