Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: «Навруз – Байрам».
Подготовила:
Черкесова Э.М.
Навруз-Байрам праздник весны.
(для детей старшей группы)
Цель: Приобщить детей к дагестанской национальной культуре, воздействием различных средств музыкальной деятельности. Знакомить с дагестанским национальным фольклором, праздником – Навруз, с помощью дагестанских стихов, песен, танцев и народных игр. Привлекать к активному участию в веселом празднике.
Предварительная работа: Слушание дагестанских народных песен и мелодий,
Разучивание песен, стихов на дагестанском языке. Разучивание танцев и хороводов. Тематическая беседа по сказкам Г. Тукая. Изготовление тюльпанов.
Оборудование: Музыкальный центр. Мультимедиа экран, слайды. Ёлочки, деревья, солнце, ласточки, весенние цветы. (Оформление зала в виде лесной поляны.) Разные атрибуты к играм: тюльпаны, гребень, деревянные ложки, муляжи яйца, мешки.
ХОД ПРАЗДНИКА:
Ведущий: Здравствуйте, ребята и гости! Мы сегодня собрались на дагестанский народный праздник Навруз. Навруз отмечался в день весеннего равноденствия 21-22 марта. В этот день встречали весну.
Ребята.что означает слово Навруз? Навруз - по восточному календарю, означает “новый день”. В этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, забывали друг другу обиды, просили прощения, желали хозяевам в новом году здоровья, долголетия и богатый урожай.
Когда приходит к нам Навруз,
Цветут сады,цветут поля.
Когда приходит к нам Навруз,
Весною дышет вся земля !
Когда приходит к нам Навруз,
Звучит и музыка и смех.
Поздравления принимаем и сами
Поздравляем всех!
А сейчас дети прочитают нам стихи о большом празднике Навруз, о встрече весны.
1 ребёнок - Пробудилось все ото сна,
В гости к нам пришла весна!
2 ребёнок - И Навруз на целый год.
Пусть вам счастье принесет.
3 ребёнок - Новый день, как новый год,
Радость всем нам принесет!
4 ребёнок - Весна шагает по полям.
В лучах тепла и света.
Сегодня Навруз у нас,
И нам приятно это!
Ведущая :
- А сейчас дети исполнят песню
Песня «Приходи весна скорей»
(слова Резеды Валеевой, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)
Ведущая :
От забот зима устала. И ура!
Весна настала. Снег под солнцем растопился,
В ручейки он превратился.
Бежит, течёт, поёт вода вместе с ней идёт весна!
Просмотр презентации про весну – «Навруз».
Ведущая:
Как хорошо и красиво стало кругом. Степь проснулась от зимнего сна и
подарит нам яркие и красивые тюльпаны. А значит, пришел на нашу
Землю Навруз – праздник добра, счастья, радости. Символом этого
праздника является цветок-тюльпан.
(Ведущая показывает тюльпаны и кладёт их на полянку. Под музыку
в зал забегает Водяная и забирает тюльпаны.)
Ведущая: - Ой, ребятки! Наши тюльпаны забрали. Ты почему наши
цветы забрала. Ты кто такая?
Водная: Я водяная.
Я потеряла золотой гребень. Помогите мне, пожалуйста найти его, тогда верну тюльпаны.
Ведущая: Давайте, ребятки поможем найти золотой гребень. Посмотрите, может он где то лежит.
(все дети смотрят, ищут золотой гребень.)
Ведущая: Вот он нашли. Вот тебе золотой гребень. Отдай нам тюльпаны.
Водная: Отгадайте сначала мои загадки, а потом отдам тюльпаны.
- Где я живу? (в воде)
- Как по - дагестански будет весна? (яз)
- Назовите три месяца весны. (март, апрель, май )
- Когда праздник Навруз отмечают? (21 марта)
- Что означает слово Навруз? (яңа көн – новый день)
- Молодцы! Отгадали. Вот вам тюльпаны.
Ведущая: Наш праздник продолжается.
Проснулись ручейки, Опять запели птички. И на наш праздник прилетели
птички. Давайте их покормим.
Девочки исполняют «Танец птичек»
/ « Вальс» муз. С. Сайдашева./
(После танца птички подбегают к ведущей шепчут ей на ушко)
Ведущая: Птицы нам принесли весточку о том, что к нам идёт сама Навруз. Давайте её позовём.
(дети зовут Навруз. Под музыку появляется Навруз .)
Навруз:
Разливайся веселье, словно солнца яркий свет.
Здравствуй, праздник наш весенний,
С Наврузом всех, всех, всех!
Ведущая: Ребятки, давайте Навруз подарим весенний хоровод.
Дети исполняют песню “Приходи весна скорей”
(слова Габдуллы Тукая, музыка Җәүдәт Файзи)
Навруз: Молодцы, ребята! Здорово умеете веселиться. Несла я вам к празднику подарки и очень торопилась. Второпях заблудилась. Заблудившись, не заметила, как потеряла мешок с угощеньями.
Ведущий: А большой мешок?
Навруз: Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков!
Ведущий: Ребята, давайте поищем мешок! Может, он где-нибудь недалеко лежит. Посмотрите, может под вашими лавочками он лежит?
Дети наклоняются, поворачиваются в поисках мешка.
Выходит батыр (Ребенок)
Батыр: Смотрите, смотрите! Вот он! Под кустом лежит!
Батыр быстро подходит к мешку.
Батыр: Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем!
Ведущий: Ой, не надо!
Батыр: Почему?
Ведущий: Этот мешок какой-то странный. Сам собой шевелится.
Мешок начинает шевелиться и подпрыгивать, пугая детей.
Батыр: И, правда! Что-то странное случилось с этим мешком. Только его все равно развязать надо: двум смертям не бывать, а одной-не миновать!
Развязывает мешок. Из мешка выскакивает Шурале-леший из дагестанских поверий.
Батыр: Это что еще такое? Что за чудище лесное?
Шурале: Чудище? Сам ты чудище-батырище! А я-Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце в деревянной оправе и любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим.) А вы меня не узнали! На праздник не позвали! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу! Подарки ваши я уже припрятал. В заветное местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть! (Бегает мимо детей, изображает, что хочет схватить их.)
Батыр: Ишь ты, разошелся! А ну отдавай подарки подобру-поздорову, а не то плохо тебе будет!
Шурале: Мне плохо? Хи-хи-хи! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе! Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный Шурале!
Батыр (передразнивая Шурале) : Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Самый сильный Шурале (Меняет интонацию на угрожающую.) Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померяемся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий.
Ведущий подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает верх, но не торопится закончить состязание-мотает Шурале на конце каната из стороны в сторону.
Шурале вскрикивает.
Шурале: Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Пропадаю!
Наконец Батыр выпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю.
Ведущий: Дети, кто победил?
Дети: Батыр!
Ведущий: Кто на празднике самый сильный?
Дети: Батыр!
Ведущий: А ты, Шурале, просто хвастун!
Шурале (плачущим голосом) : Как же так? Я думал, что самый сильный! А Батыр меня победил! Зато я самый умный!
Батыр: Опять хвастаешься? Я тебе задам! (Делает шаг в сторону Шурале.)
Шурале: Ой, не буду, не буду! Уж вы меня простите, к себе на праздник возьмите! Буду вместе с вами спортом заниматься! И угощенье ваше я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает). Хотел сам все съесть, да, видно, не выйдет!
Ведущий: Оставим Шурале на празднике?
Дети: Да!
Ведущий: Веселись и танцуй, мы встречаем Навруз.
Мы знаем, что Навруз приходит в день весеннего равноденствия,
Когда день и ночь равны. Давайте поиграем в игру «День и ночь».
Проводится игра « День и ночь».
Ведущая: Вам понравилось играть? А теперь давайте поиграем в дагестанские национальные игры.
1. игра: «Капка» (Ворота).
2. игра -эстафета: «Перенеси яйцо в ложке».
Ведущая: Вот и наступила долгожданная весна. Навруз остаётся вместе с нами. Она нас будет каждый день встречать на улице с тёплым солнышком.
Навруз: А теперь пришло время раздать вкусные гостинцы. На этом наш праздник закончен. Удачи всем. До свидания!