СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия "Шерсть. Свойства шерстяных тканей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого занятия по теме: "Шерсть. Свойства шерстяных тканей". Разработан по программе для учащихся специальных (коррекционных) учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Шерсть. Свойства шерстяных тканей"»

7 класс 17.01.19

Тема: Шерсть. Свойства шерстяных тканей.

Задачи: - познакомить учащихся с шерстяной тканью;

- повторить виды волокон и тканей по происхождению, их названия;

- научить определять шерстяную ткань, ее свойства;

- развивать умения применять полученные знания при выполнении швейных работ;

- развивать речь, мыслительные процессы;

- воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник 7-8 кл. «Швейное дело» Г.Г. Мозговая, Г. Б. Картушина, «Технология. Обслуживающий труд» М. Й. Скопцова, печатные таблицы «Коллекция промышленных образцов тканей и ниток», тетради учащихся, материалы и инструменты для лабораторной работы, образцы тканей.

Понятийный аппарат: шерстяная ткань, шерстяное волокно, свойства ткани

Тип занятия: объяснение нового материала, лабораторная работа.

Ход занятия

Действия учителя

Действия учащихся

I.Оргмомент

- приветствие учащихся, организация правильной посадки, отметка отсутствующих.

Итак, друзья, внимание –

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь по удобнее,

Начнем сейчас урок.

II. Сообщение темы урока

- О чем мы с вами будем сегодня говорить на занятии?

III.Работа по теме занятия

1. Беседа с опорой ранее изученный материал

- Что такое ткань вы уже знаете.

Ткань – это текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке путем переплетения нитей.

- Что является сырьем для производства ткани?

- Какие бывают волокна, а затем и полученные из них ткани по составу и происхождению?


(составление схемы на доске)

Волока, ткани

Натуральные химические

Растительные животные


- Давайте вспомним и назовем волокна растительного происхождения.

- Какую часть растений льна и хлопчатника используют для производства волокон?


2.Работа с таблицей «Коллекция промышленных образцов тканей и ниток»

(рассматривание картинки с изображением растений льна и хлопчатника, части растения (стебель, плод), используемой для производства волокон, сравнивание волокна льна и хлопка на ощупь).

- Что вы можете сказать про волокна льна и хлопка?




- Вспомните названия льняных и хлопчатобумажных тканей.

- Давайте вспомним и назовем волокна животного происхождения.



- Из чего производят шелковые и шерстяные

волокна?

- Шерсть каких животных используют для производства ткани?


3. Работа с таблицей «Коллекция промышленных образцов тканей и ниток»

(рассматривание картинки с изображением тутового шелкопряда, животных (овца, верблюд, коза) сравнивание шерстяных и шелковых волокон на ощупь).

- Какие шелковые волокна на ощупь?

4. Остановимся подробнее на изучении шерстяных волокон и ткани, определении их свойств.

Шерстяные волокна получают из шерсти в результате специальной обработки.

Вы сейчас сравнивали на ощупь шерстяные и шелковые волокна.

- Что вы можете сказать про шерстяные волокна, какие они?

- Правильно. Шерстяные и шелковые волокна похожи на ощупь.



5.Рассказ учителя с опорой на знания

учащихся (стр. 49 учебника)

Для пошива изделий легкой и верхней одежды – платьев, юбок, костюмов, пальто – широко используют шерстяные ткани. Из этих тканей также изготавливают различные штучные товары – платки, одеяла, шарфы и др. Текстильная промышленность выпускает большое количество чистошерстяных тканей. Плательные ткани вырабатывают саржевым и полотняным переплетением, они бывают гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые и с печатным рисунком. Для пошива мужских костюмов выпускают крепы костюмные, бостон – шерстяную ткань высокого качества. Эти ткани окрашены в темные тона. Трико – часто встречающийся вид костюмных тканей. Эти ткани бывают пестротканые, в полоску, клетку, гладкокрашеные, меланжевые. Пальтовые ткани: сукно, габардин, креп пальтовый и ворсовый – грубосуконные ткани типа бобрик.


6. Работа в тетрадях. Запись названий шерстяных тканей на доске. Дети в тетрадях


ТРИКО, СУКНО, ГАБАРДИН, КРЕП ПАЛЬТОВЫЙ, КРЕП ВОРСОВЫЙ, БОСТОН.


7.Работа с образцами тканей. Рассмотрите образцы тканей и попробуйте найти шерстяные ткани.


8. Беседа с учащимися

- Как вы думаете, какими свойствами обладают шерстяные ткани?

- От чего зависят свойства шерстяной ткани?


9. Рассказ учителя о свойствах ткани.

- Правильно, ребята.

Свойства тканей зависят от волокнистого состава, вида переплетения нитей, особенностей отделки. Эти ткани имеют нерезкий блеск, мягкие, достаточно прочные, стойкие к износу, почти не мнутся, хорошо драпируются, пропускают воздух, впитывают влагу, сохраняют тепло тела человека, могут образовывать мягкие, округлые складки, имеют шероховатую поверхность. Шерстяные ткани имеют и отрицательные свойства: при раскрое сильно тянутся, срезы их обладают осыпаемостью нитей, при стачивании на швейной машине могут прорубаться. Шерстяные ткани обладают пылеемкостью, дают большую усадку при стирке. Учитывая это, перед раскроем шерстяную ткань необходимо проутюжить через проутюжельник с увлажнением – продекатировать, чтобы ткань сразу дала усадку.


Запись на доске и в тетрадях определений.


Декатирование ткани – ВТО ткани для ее усадки.

ВТО – влажно – тепловая обработка изделий.


Знание этих свойств помогает в подборе тканей для шитья определенного швейного изделия и при выборе фасона изделия.

Какие же бывают свойства тканей?

  1. Физико – механические свойства

- прочность – свойство выдерживать нагрузки,

- сминаемость – свойство ткани мяться,

- драпируемость – свойство ткани держать складки

2) Гигиенические свойства

- гигроскопичность – свойство ткани впитывать влагу,

- воздухопроницаемость – свойство пропускать воздух,

- теплозащитность – свойство удерживать тепло.

3) Технологические свойства

- усадка – свойство ткани менять свой размер – уменьшаться после замачивания,

- осыпаемость – свойство ткани осыпаться при раскрое,

- растяжение – свойство ткани растягиваться.

Изделия из шерстяных тканей стирают в мыльных растворах в теплой воде, сильно не выжимают, утюжат через проутюжельник по долевой нити. Лучше их отдать в чистку.


10. Физминутка для глаз

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы больше было силы,

К глазам ладошки приложи.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать.


11. Лабораторная работа.

Сейчас попробуем определить свойства шерстяной ткани. Выполним лабораторную работу. Заполним таблицу.


Вид ткани

Свойства ткани


прочность

сминаемость

драпируемость

гигроскопичность

усадка

осыпаемость

мягкость

теплозащитн

блеск

воздухопроницаемость

горение

шерсть














Ход работы

  1. Рассмотрите образцы ткани

  2. Определите среди них шерстяные ткани по внешнему виду, блеску, мягкости (на ощупь), по сминаемости.

  3. Отложите остальные образцы в сторону.

  4. Определите прочность ткани.

  5. Определите осыпаемость нитей.

  6. Определите усадку.

  7. Определите гигроскопичность ткани.

  8. Определите драпируемость ткани.

  9. Определите теплозащитность ткани.

  10. Определите воздухопроницаемость ткани.

  11. Определите характер горения ткани.

































Итак, запишем вывод: шерстяные ткани имеют нерезкий блеск, мягкие, достаточно прочные, почти не мнутся, хорошо драпируются, пропускают воздух, впитывают влагу, сохраняют тепло тела человека, при раскрое срезы обладают осыпаемостью нитей.


12. Составление коллекции «Шерстяные ткани». Коллективная работа.



IV. Подведение итогов занятия.

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- С какими понятиями познакомились?

- Какие свойства имеют шерстяные ткани?


Игротека. Отгадайте загадку.


Он ни ночью, ни днем без работы не сидит.

Он из тутовых листов золотую нить сучит.

(тутовый шелкопряд)


По горам, по долам

ходит шуба да кафтан.

(овца)


Голубой глазок, золотой стебелек,

Скромный на вид, на весь мир знаменит,

Кормит, одевает, дом украшает.

(лен)


В высоком дворце

Маленькие ларцы.

Кто их открывает,

Белое золото добывает.

(хлопок)


Мой первый слог - на дереве,

Второй мой слог – союз,

А в целом я – материя,

И на костюм гожусь.

(сукно)


Были кудряшки

У малого барашки,

Облетит отару весь,

Из кудряшек спряли ….

(шерсть)



- Правильно. Молодцы!


Выставление отметок.


«Подошло к концу занятие,

Прозвенит сейчас звонок.

Всем спасибо за внимание

Всем «5» - вот итог!»





Учащиеся готовятся к занятию




- О шерстяной ткани и ее свойствах.






- волокна

-волокна и ткани бывают натуральные и химические, растительного и животного происхождения

- учащиеся записывают схему в тетрадях




- к волокнам растительного происхождения относят льняные и хлопковые волокна.

- у льна используют стебли, у хлопчатника – плод


- учащиеся работают с таблицей, рассматривают картинки, волокна определяют и сравнивают на ощупь. Волокна льна длинные, жесткие, серые. Волокна хлопка мягкие, пушистые, похожи на вату.


- ситец, сатин, байка, батист, дамаск, мешковина, полотно

- к волокнам животного происхождения относят шерстяные и шелковые волокна

- шелковые волокна получают из кокона тутового шелкопряда. Шерстяные волокна получают из шерсти животных (овца, верблюд, коза).


Учащиеся работают с таблицей, рассматривают картинки, волокна определяют и сравнивают на ощупь.

- белые, тонкие, мягкие.







- шерстяные волокна короткие, разноцветные (зависит от цвета шерсти животного), пушистые, теплые, мягкие.


























Учащиеся записывают названия тканей в тетрадях.


Учащиеся выполняют задание.




- шерстяные ткани сохраняют тепло, мягкие, прочные. Свойства ткани зависят от свойств волокна, из которого она выработана.





















Учащиеся записывают определения в тетрадях.























Учащиеся выполняют физминутку.














Учащиеся записывают таблицу в тетрадь.













Ход работы представлен в виде инструкционной карты и находится на партах учащихся


Учащиеся определяют шерстяную ткань по блеску, мягкости, сминаемости. Заполняют графы: нерезкий блеск, мягкая, не мнется.

Учащиеся определяют прочность ткани, выполняя ее разрыв. Заполняют графы: прочная, не рвется.

Осыпаемость нитей можно определить при раскрое. Учащиеся делают срез, определяют насколько легко распускаются нити. Заполняют графы: осыпаемость средняя.

Для того, чтобы проверить усадку, нужно постирать ткань. Учащиеся определяют размер образца, стирают образец. После высыхания снова замеряют образец. Заполняют графы: значительная усадка.

Для определения этого свойства необходимо намочить образец и понять быстро ли впитывается вода. Заполняют графы: гигроскопичность хорошая.

Графы таблицы «драпируемость, теплозащитность, воздухопроницаемость» заполняются с опорой на материал из учебника и рассказ учителя: хорошо драпируются, пропускают воздух, впитывают влагу, сохраняют тепло тела человека.

Свойство «Характер горения» определяют учащиеся. Опыт выполняет учитель. Заполняют графы: при горении чувствуется запах жженого пера, остается черный шарик, который легко растереть. .

Учащиеся записывают вывод.






Учащиеся составляют коллекцию тканей из имеющихся образцов.



- о шерстяной ткани,

- ВТО, декатировать

- изучили свойства шерстяной ткани: хорошо впитывает влагу, пропускает воздух, не мнутся, сохраняет тепло.






















Дети отгадывают загадки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!