Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования и развития детей
города Димитровграда Ульяновской области
Конспект открытого занятия
ДОО «Малышковая академия»
Тема: Строение солнечной системы
Подготовлен педагогом -
дополнительного образования
Денисовой Н.В.
Март 2022 год
Город Димитровград
Конспект открытого занятия.
Название ДОО «Малышковая академия»
Ф.И.О. педагога: Денисова Наталья Владимировна
Дата проведения: 15.03.2022
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Тема: Строение солнечной системы.
Цель: Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы, созвездиях.
Обучающие задачи:
Познакомить детей с основными планетами, их характерным признакам.
Способствовать формирование представление детей о строении Солнечной системы.
Обеспечивать условия для закрепления знаний понимания, что наша планета Земля обладает силой притяжения.
Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему.
Развивающие задачи:
Пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность; развитие мышления, воображения, память, Активизировать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к своей планете.
Воспитывать у детей чувства осознания себя, как части окружающего мира.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;
Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Тип занятия: Комбинированное.
Форма проведения занятия: игровые ситуации и упражнения, дидактические игры, физическая минутка, проблемные ситуации, ситуативный разговор, отгадывание загадок, демонстрация слайдов и видео.
Форма организации занятия: фронтальная и групповая, продуктивная.
Методы обучения: Словесный (беседа, диалог); наглядный; аудиовизуальный (аудиоматериалы);
Работа под руководством педагога, дозированная помощь.
Средства обучения:
Сложные – средства автоматизации (телекоммуникационные сети)
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, ноутбук, стол для игры, запись музыки, презентация, макет солнечной системы, карточки (с изображением созвездия Большой Медведицы), карандаши цветные, магнитная доска, планеты Солнечной системы на магнитах.
Словарная работа: космос, космическое пространство, орбита, планеты, космонавт, телескоп, астроном, Солнечная система, спутник, метеорит, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, созвездия.
Литература:
1.Как солнце и луна к друг другу в гости ходили» ( Албанская сказка).
2. "Первый в космосе" В. Бороздин.
3."О чем рассказал телескоп" П. Клушанцев
4." Как мальчик стал космонавтом" Л. Обухова
5. " Счастливого пути, космонавты" Е.П. Левитан
6. Интернет ресурсы.
Ход занятия:
I Организационный этап:
Вступительное слово педагога
Приветствие, проверка готовности к занятию. Сегодня мы с вами будем космонавтами и полетим в космическое путешествие.
II Этап всесторонней проверки знаний.
Игра «Почемучка»
Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
Почему на земле происходит смена дня и ночи?
Почему происходит смена времён года?
Что мы знаем о луне? Почему происходят приливы и отливы?
Что такое глобус? Для чего нужен глобус?
Как можно увидеть планеты на земле? А чем можно наблюдать за ними? (Телескопами).
Как называется человек, который изучает звезды и наблюдает за ними? (Астроном).
Отправляемся в путешествие. У нас и корабль космический есть.
Дети садятся на стульчики, закрывают глаза, звучит мелодия песни ‹‹Трава у дома››, через несколько секунд они открывают глаза, на доске картина Солнечной системы Обратный отсчёт и наша главная остановка - у главного светила, Солнца.
III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению новых знаний.
- Рассматривание проекции «Солнечная система»
Вы уже знаете ребята, что наша Земля – огромное космическое тело, оно вращается вокруг Солнца. Солнце и все небесные тела, которые вокруг него вращаются, называются Солнечной системой. Земля – Это наш родной дом. А Солнечная система - родной город. В нашем Солнечном городе тысячи больших и маленьких планет, спутников, орбит, метеоритов, среди них есть и искусственные - спутники, сделанные людьми.
Вот и Солнце! А можно приблизиться к нему или высадиться? Почему? (Ответы детей). Правильно, Солнце - это раскаленный шар, который далеко от нас находится, а его свет и жар доходят до нас, и если бы у нашей планеты не было атмосферы, все живое на земле сгорело бы.
Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
Все планеты в Солнечной системе представляют собой 9 огромных шарообразных тел.
У каждой планеты есть своя орбита, то есть - путь (дорожка).
У каждой планеты свой собственный путь,
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты,
По- разному - все они солнцем согреты.
Группа планет, которые вращаются вокруг звезды Солнце, называют Солнечной системой. Солнце является главным источником света и тепла в Солнечной системе. До не давних пор было принято считать, что планет всего 9. К этой группе планет относился Плутон, он считался 9-й планетой от Солнца. Однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом.
Солнечный свет отражается от планет. И потому можно увидеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Планеты движутся на разном расстоянии от Солнца.
Земля - единственная планета, на которой есть вода и суша.
Определяется, что Земля - третья по счету планета от Солнца. Давайте посчитаем и назовем все планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Физическая минутка.
Космонавт.
В звёздном небе звёзды светят (пальчики сжимаем и разжимаем)
Космонавт летит в ракете (ладони сомкнуты над головой)
День летит, ночь летит
И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)
Видит сверху он поля, горы, реки и моря, (загибаем пальцы)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной (крыша над головой)
IV Этап усвоения новых знаний и навыков.
Педагог: Ребята, хотите сами составить Солнечную систему?
Пожалуйста, разделитесь на 2 команды одна команда на одной доске, а вторая на другой составляет свою Солнечную систему.
Проверка результатов.
Педагог: Ребята теперь проходим к столу. У вас у каждого на столе лежит карточка. Что на ней вы видите?
Чтобы узнать, нам надо соединить цифры прямой линией по числовому порядку. Давайте попробуем!
Самостоятельная работа (работа в парах)
Соединяют цифры карандашами и получаются созвездие.
Что у вас получилось? (Созвездие Большая Медведица).
А что такое созвездие? Созвездия – группы звезд в определенном узоре, наблюдаемом с Земли.
Рассматривание проекции созвездие «Большая медведица»
‹Звезды - это космические тела, расположенные в космическом пространстве. Несмотря на то, что они сияют, некоторые из них очень холодные. Все звезды отличаются друг от друга по размеру и форме. Почти все звёзды собраны в какие- либо созвездия, которые похожи на предметы или животных››.
Педагог: на экране показывает несколько созвездий, знакомит детей с их названиями, предлагает посчитать, из скольких звезд состоит созвездие: Рака (5 звезд), Компаса (3 звезды), Весов (6 звезд), Дельфина (5 звезд). Дети по очереди подходят и считают звезды.
Работа по изучению созвездий
Как вы думаете, для чего людям необходимы знания о созвездиях? (возможные варианты ответов). Слышали ли вы в повседневной жизни названия созвездий? Каких?
В наше время люди редко обращаются к звездам и созвездиям за помощью, а в давние времена путешественники и мореплаватели по звездам находили дорогу к родному берегу. Самая главная звезда, которая указывает путь, называется Полярной и находится в созвездии Малой Медведицы.
V. Этап закрепления новых ЗУН
Дидактическая игра «Расположи планеты правильно»
У каждого обучающегося 9 планет – карточек. Каждый отгадывает загадку и показывает отгадку.
1.На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья!!!
Педагог: Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? ( Меркурий, потому что он ближе всех к Солнцу).
2. А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.
Педагог: Что эта за планета? (Плутон. Он находится дальше всех от Солнца, и меньше других планет).
3. А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета ...(Земля)
Педагог: На каком месте от Солнца находится наша планета? ( на 3-м).
4.Планете Земля две планеты близки,
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).
5.А эта планета гордится собой,
Поскольку считается самой большой.
Что эта за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита № 5).
6.Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она. (Сатурн)
7.А что за планета
Зеленого цвета? ( Уран)
8.Царь морской название той планете дал,
Он именем своим ее назвал. (Нептун)
Кружится хоровод планет,
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
VI. Рефлексия.
Устали в космосе, а теперь направим свою космическую ракету обратно на Землю. Обратный отсчёт и полетели. Звучит музыка «Трава у дома»
О чем мы с вами сегодня говорили?
Что вам больше всего понравилось? (ответы обучающихся)
- Что такое Солнечная система?
У нас есть бумага, карандаши нарисуем планеты солнечной системы.