Министерство образования Республики Мордовия Управление образования Рузаевского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «
Тяштеня»
План-конспект открытого занятия «Две сестры»
Подготовила и провела:
Алферина Наталья Владимировна –
педагог дополнительного образования
Цель: развитие творческих способностей участников занятия.
Задачи:
Ознакомить с технологией работы из цветного соленого теста.
Учить лепить рельефные картины.
Развивать чувство формы и ритма.
Воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, наглядные пособия с изображением корзинок, клеенки, стеки, солёное тесто, стаканчики с водой, кисточки.
Методы: обьяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Форма занятия: игра-сказка.
Ход занятия
Организационный момент.
Слайд № 1
Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости!
Слайд № 2
Я очень рада нашей встречи и надеюсь, что у всех вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся.
Слайд № 3
Сегодняшнее занятие необычное. Мы будем учиться лепить из соленого теста корзинки для подружек. Давайте начнем наше занятие со знакомства. Я буду подходить к каждому участнику, надевать фартук, чтобы не испачкаться во время работы, а вы будете рассказывать о себе.
Игра «Давай познакомимся».
Сейчас я задам несколько вопросов: вы сказки любите? А загадки отгадывать умеете? Ну, тогда отгадайте мою загадку.
Слайд № 4
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Слайд № 5
Молодцы, Красная шапочка.
2. Постановка целей и задач занятия.
Хотите, я расскажу вам одну историю?
Слайд № 6
Жили - были две девочки Мазава и Рузава. Они хорошо учились и всегда слушались своих родителей. Мазава - мокшаночка, а Рузава - эрзяночка. Вот только друг с другом они не дружили. Все время ссорились. Сказка о Красной шапочке им очень нравилась. Придумали они даже такую игру, вот только ни как не могли поделить, кто же будет главной героиней. Родителям надоело, что девочки так часто ругаются, и они сшили для них две шапочки. Но не красные, а зеленую и синюю. Позвали они дочек и рассказали им другую сказку про двух дружных подружек, которые всегда носили шапочки, и вместе играли. Девочкам новая игра очень понравилась, но оказалось, что у них всего одна корзинка. И опять поругались, да так сильно, что даже разговаривать друг с другом теперь не хотят.
- Как вы думаете, можно их померить?
- Попробуем вместе? Померить их не сложно. Надо только подарить им по корзинке, но не простой, купленной в магазине. Нужно, что бы вы корзинки сделали сами.
Слайд №7
Посмотрите, какие они бывают разные.
А у каждой девочки свое представление об этом предмете. Вот послушайте, что они написали.
Слайд № 8
Мазава пишет так: Корзинка должна быть, как лукошко, маленькое аккуратное. Чтобы когда идешь, ничего не падало. И ручка чтобы была удобная.
А Рузава, вот как: она должна быть красивая и похоже на шляпку, чтобы в нее много можно было положить.
Поговорила я с девочками, и чтобы вам было удобно работать, приготовила эскизы.
3. Объяснение.
Корзинки мы с вами будем лепить. И нужно слепить так, чтобы они были плоские, как будто нарисованные. Эта техника называется рельефная композиция. Материал для лепки у нас необычный. Это соленое тесто. Его делают из муки, соли и воды.
Слайд № 9
А чтобы оно было цветное, в него добавляют красители. Давайте возьмем по кусочку белого теста. Помните его. И пока мы будем работать, подумайте, чем же оно отличается от других материалов для лепки.
Из теста лепят почти также как из пластилина или из глины. Посмотрите, пожалуйста, на меня и мои руки. Шарик катаем также как из пластилина, можно на столе. Если шарик не получился, нужно еще раз помять тесто и заново скатать. А вот палочку колбаску делают иначе. Только на столе. И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине нашей детали. Посмотрите на меня. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока наша деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будите катать колбаску, она развалится. Для корзинки нам нужны полоски такой длины, как показано на эскизах. Но можно скатать длинную полоску и разрезать ее при помощи стека. Для того чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, мы используем воду. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.
Физкультминутка.
Слайд № 10,11
Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить-
И правая и левая! (хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать-
И правая и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Дорогу могут показать-
И правая и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)
С руками я всегда дружу-
И справою и с левою! (дружеское пожатие)
И могут ласковыми быть
И правая и левая! (поглаживание)
Обнимут вас, ко мне прижмут-
И правая и левая! (обхватываем себя руками – «обнимаем»)
Корзинку помогут нам слепить
И правая и левая! (растирание рук)
Теперь, когда вы узнали, как надо работать с соленым тестом, приступим к работе. У нас две сестренки и корзинки нам нужно сделать две. У вас должны получиться вот такие работы. (Показ наглядного материала). Давайте договоримся. Ваша группа будет делать корзинку для Мазавы, а ваша для Рузавы. Лепить детали и выкладывать композицию вы будите на дощечках. Тем, кому я раздала квадратики, будут лепить корзинки, у кого кружочки лепят подарки для сестренок, то, что можно положить в корзинку. Это должно быть все самое вкусное и интересное, что поможет девочкам помериться. Тесто, коричневого цвета для корзинки, остальное для того, что будет в ней лежать.
Слайд № 12
4. Практическая работа
Приступаем к работе.
5. Подведение итогов
Какие красивые работы из соленого теста у вас получились. Сразу видно, что вы очень старались и хотите, чтобы девочки помирились. Давайте немного приподнимем дощечки и покажем корзинки нашим гостям. А --- и --- по очереди расскажут нам, что они положили в корзинки. (Очень интересно. Спасибо)
Слайд № 13
Посмотрите, девочкам, конечно же, понравились ваши корзинки, и то, как вы все дружно сегодня работали. Они помирились. И я думаю, постараются больше не ссориться.
Слайд № 14
Что вы узнали сегодня нового?
А что же такое рельефная композиция?
Чем же все-таки отличается цветное соленое тесто от простого?
Вам понравилось работать в группе? И почему?
Слайд № 15
Мне очень понравилось наше занятие. Вы все очень дружно и организованно сегодня работали. Мы успели, и поиграть, и поработать в командах, и ознакомились с технологией лепки из цветного соленого теста! Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда были такие умелые и все успевали.
Слайд № 16
Занятие окончено, всем спасибо!