Оргмомент - приветствие учащихся, организация правильной посадки, отметка отсутствующих. Итак, друзья, внимание – Вновь прозвенел звонок. Садитесь по удобнее, Начнем сейчас урок. II. Сообщение темы урока - О чем мы с вами будем сегодня говорить на занятии? - Какие цвета вы знаете? - Кто из вас знает, что такое спектр? «Кто ответить мне готов, Сколько в радуге цветов? Три, четыре, семь иль пять, Кто ответ мне может дать?» - Сколько цветов в радуге? В спектре все цвета сочетаются и переходят один в другой. Образуются цветовые сочетания. - Как вы думаете для чего нам необходимо знать цветовые сочетания? - Правильно III.Работа по теме занятия Рассказ учителя с опорой на знания учащихся (стр. 142 рабочей тетради) Вышивка тесно связана с цветом. При подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Надо знать основные свойства цветов, их взаимодействия – цветовую гармонию. Цветовая гармония – согласованность в сочетании цветов. За основу гармонического подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда.(учитель показывает цветовой круг). 2.Беседа с учащимися - Какие цвета входят в цветовой круг? 3.Рассказ учителя Вернемся к понятию «спектра». Если пучок света пропустить через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса – спектр. Видимый спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, фиолетового, голубого, синего. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Если цвета спектра расположить в круге, то между сине – фиолетовым и красным будет пурпурный. 4. Работа в тетрадях с цветными карандашами. Зарисовка цветового круга. 5. Физминутка для глаз Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. Чтобы больше было силы, К глазам ладошки приложи. Раз, два, три, четыре, пять – Можно глазки открывать. 6. Рассказ учителя Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли теплые, а в другую холодные цвета. 7. Беседа с учащимися - Назовите цвета теплые и холодные. Разделите цветовой круг на части. - С какими предметами у вас ассоциируются теплые цвета? Холодные? 8. Практическая работа. Раскрась полоску теплыми цветами. Раскрась полоску холодными цветами. Анализ и взаимопроверка - Правильно ли подобрали теплые и холодные цвета? 9. Чтение сказки «Сказка про краски теплые и холодные». 10. Беседа с учащимися по содержанию - Какие предметы рисуют теплыми и холодными красками? - Из – за чего поссорились краски? - Как они помирились? 11. Беседа с учащимися - Как вы думаете, какие цвета можно назвать гармонирующими? Негармонирующими? - Правильно. 12. Рассказ учителя о гармонирующих и негармонирующих цветах. Гармоничные сочетания цветов можно получить из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в пределах ¼ части цветового круга – гармония родственных цветов (запись в тетради понятия «родственные цвета»). Например, сочетание желтого с желто – зеленым. Гармонично сочетаются контрастные цвета, которые расположены в цветовом кругу друг против друга. - Посмотрите на цветовой круг и назовите контрастные цветовые сочетания. Красивы и оригинальны сочетания, составленные из 3 контрастных цветов или их оттенков. Эти цвета лежат на вершинах равностороннего или равнобедренного треугольника, вписанного в круг (учитель показывает) - Назовите цвета, лежащие у вершин треугольника. 13. Практическая работа с опорой на таблицу «Цветовые сочетания». Подберите гармонирующие сочетания цветов. Раскрасьте таблицу. Подберите негармонирующие сочетания цветов. Раскрасьте таблицу. Анализ и взаимопроверка - Правильно ли подобрали гармонирующие и негармонирующие цвета? 14. Знакомство с понятиями «хроматические» и «ахроматические» цвета. Сообщение, подготовленное учащимся. - Правильно. Спасибо за сообщение. Молодец! 15. Беседа с учащимися - Какие цвета называют хроматическими? - Какие цвета относятся к нейтральным? 16. Работа с образцами вышивки. - Ребята посмотрите на образцы вышивки. Нитки какого цвета использованы для вышивки узора? - Как вы думаете, цвета ниток гармонируют? - Цветовые сочетания соответствуют выбранному рисунку? - Подберите нитки необходимого цвета для вашего рисунка. Объясните свой выбор. IV. Подведение итогов занятия. - О чем мы сегодня говорили на занятии? - С какими понятиями познакомились? - При выполнении каких видов работ можно использовать эти знания? Выставление отметок. «Подошло к концу занятие, Прозвенит сейчас звонок. Всем спасибо за внимание Всем «5» - вот итог!» | Учащиеся готовятся к занятию - О цветах, сочетании, цветовом спектре. - красный, синий, желтый и т.д. - Спектр – цвета в радуге - В радуге 7 цветов, они переходят один в другой - Цветовые сочетания важно знать при выполнении различных поделок, вышивки узоров, украшении изделий. Работа в тетради. Учащиеся записывают в тетрадях определение «цветовая гармония» - В цветовой круг входят цвета: зеленые, желтые, оранжевые, красные, пурпурные, фиолетовые, синие, голубые. Учащиеся рисуют цветовой круг. Учащиеся выполняют физминутку для глаз. - Теплые цвета: красные, оранжевые, желтые, желто – зеленые. Холодные цвета: голубо –зеленые, голубые, синие, сине – фиолетовые. - Теплые цвета: огонь, солнце, цветы. Холодные цвета: снег, вода, туча. Учащиеся выполняют практическую работу на карточках цветными карандашами. I гр. – две полоски, самостоятельно. II гр. – одну полоску на выбор, под контролем учителя Учащиеся осуществляют взаимопроверку. Учащиеся слушают сказку. - Теплыми красками рисуют землянику, морковь, цыплят. - Холодными красками рисуют незабудки, небо, васильки, колокольчики. - Они пытались выяснить какие из них красивее и нужнее. - Они поняли, что когда художники рисуют, они используют все краски: и теплые, и холодные. - Гармонирующие цвета: желтый – синий, желтый – зеленый, красный – белый, красный – черный. - Негармонирующие: красный – желтый, фиолетовый - синий Учащиеся записывают в тетрадях понятие «Родственные цвета». Учащиеся смотрят и называют: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый. Учащиеся смотрят и называют: желтый – голубой, пурпурный, оранжевый – зеленый – пурпурный. Учащиеся выполняют практическую работу карандашами на карточках с опорой на таблицу I гр. – подбирает и гармонирующие и негармонирующие цвета самостоятельно. II гр. – гармонирующие цвета, под контролем учителя Учащиеся осуществляют взаимопроверку. Учащийся рассказывает у доски о хроматических и ахроматических цветах. - Все цвета делятся на хроматические и ахроматические (хромос - цвет, а – отрицание). К хроматическим относятся все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков. Их называют тональными. К ахроматическим относят белый, серый, черный. Это бесцветные, неокрашенные цвета. Их называют нейтральными. - Хроматические – все цвета спектра, нейтральные – белый, серый, черный. Учащиеся рассматривают образец. - Использованы нитки разных цветов. - Нитки использованы гармонирующих между собой цветов, соответствуют выбранному рисунку. Учащиеся подбирают и объясняют. - У меня цветы. Поэтому я выбрал зеленые нитки, красные, желтые, синие. Стебель и листья вышью зелеными, цветы будут разноцветными. Рисунок получится ярким. - На занятии мы говорили о цвете и их сочетаниях. - Познакомились с понятиями хроматические и ахроматические цвета, гармонирующие, негармонирующие. - При выполнении вышивки, украшении изделий. |