Муниципальная
бюджетная образовательная организация дополнительного образования «Эколого- биологический центр» города Лабинска
муниципального образования Лабинский район
Конспект
открытого занятия на тему:
«Введение в образовательную программу объединения «Природа и фантазия»
Разработчик: Баранова Т.М.
Педагог дополнительного образования
г. Лабинск, 2017 г.
Тема: Введение в образовательную программу
Тип занятия: изучение нового материала
Участники: учащиеся 9 лет
Цель: заинтересовать учащихся деятельностью творческого объединения и пробудить интерес к занятиям по дополнительной образовательной программе “Природа и фантазия”.
Задачи:
1)Образовательные:
- заинтересовать детей возможностями занятий по программе «Природа и фантазия»;
- познакомить с видами декоративно-прикладного творчества: бумагопластика, квиллинг, оригами, вытынанка;
2) Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы;
3) Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира
Тип занятия: комбинированное
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: личностно-ориентированный, проблемно-диалогический и практическая работа.
Приёмы обучения: слайдовое представление техник прикладного творчества (презентация), устный опрос, практическое задание.
Оборудование и оформление: компьютер, экран, презентация, шар, клей, ножницы, заготовка картины с силуэтами дерева и цветов, бумага цветная, заготовки модулей «квиллинга», семена тыквы, бабочки в технике «вытынанка», птицы в технике «оригами», карточки с изображением солнышка и тучки.
Структура занятия:
1. Организационный этап 5 мин.
- приветствие и знакомство;
- объявление темы занятия;
2. Подготовительный этап (2 мин)
- подготовка к восприятию нового материала:
- презентация;
3. Основной этап (30 мин)
- путешествие по «творческим планетам»;
- повторение правил техники безопасности;
- практическая работа;
- физминутка;
4. Рефлексивный этап (2 мин)
- самооценка занятия
5. Итоговый этап (1 мин)
- демонстрация и анализ готовых работ;
Ход занятия
1. Организационный этап.
Педагог:
Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут Татьяна Михайловна, я руководитель кружка «Природа и фантазия». Сегодня хочу рассказать вам о своем кружке и о том, чему можно научиться на моих занятиях. Но, прежде всего, мы должны познакомиться.
- У меня в руках «волшебный шар знакомств и хорошего настроения». Я назову свое имя и передам шар. Тот, кому я передала шар, называет свое имя и передает соседу и т.д. при этом, не забываем улыбаться. Договорились? (дети передают друг - другу шар)
- Вот мы с вами и познакомились.
2. Подготовительный этап.
Педагог: Как я уже сказала, наш кружок называется «Природа и фантазия», а что такое природа? (Ответы учащихся)
- А она выглядит вот так? (Слайд)
(Ответы учащихся)
- Конечно, в зимнее время года, природа может так выглядеть, трава желтеет и вянет, листья опадают с деревьев, а вот весной и летом природа пробуждается, и я предлагаю этот зимний пейзаж превратить в весенний: яркий, красочный и необычный.
Для этого приглашаю вас в космическое путешествие. (Слайд) Перед вами галактика «Природа и фантазия», где вы можете стать опытными путешественниками, умеющими открывать новые «творческие планеты», на которых мы будем знакомиться с разными видами декоративно – прикладного творчества.
3. Основной этап.
Педагог: Наше путешествие начинается, и чтобы узнать на какую планету мы приземлимся надо отгадать загадку.
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядающим пионом.
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!!! (бумага).
Педагог: - Вы правы, ребята, это бумага. И наша остановка сейчас, на планете «Бумажная пластика» (Показ слайда). Бумага очень пластичный материал из нее можно делать очень красивые поделки. Это и плоские аппликации, объемные зверюшки, огромные настенные панно, букеты цветов, и многое другое. У вас на столах лежат заготовки зелёных полосок бумаги, которые вы будете приклеивать на картину внизу, и у вас появится трава, но перед тем как приступить к работе вспомним правила техники безопасности:
-ножницы передавай кольцами вперед;
-с ножницами не крутись, не вертись;
-не клади ножницы на край парты;
- не оставляй ножницы с открытыми лезвиями;
-клеем пользуйся аккуратно;
-не наноси много, клея на деталь;
-для удаления лишнего клея пользуйся салфетками.
Правила техники безопасности мы повторили, а теперь можно приступать к работе. Клеем надо промазать низ картины и приклеить полоски зелёной бумаги.
(Показ слайда)
Педагог: Наше путешествие продолжается (Показ слайда)
В этой дивной мастерской
Квиллинг крутят день-деньской.
Роллы, глазки, завитки,
Капельки и лепестки.
Поработайте как маги
Из полосочек бумаги.
Накатали, распустили,
В трафаретик ролл сместили,
Нежно пальчиком зажали,
Лепестками роллы стали.
Вазой, стрекозой, открыткой,
Бабочкой, звездой, улиткой,
И роялем, и березкой,
Ярко, сочно и неброско.
И мы на планете «Волшебные завитки» (Показ слайда)
Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Сейчас мы будем на дерево приклеивать листочки, выполненные в технике квиллинг, в форме «капля». Приклеивать листики надо острым кончиком к веточкам дерева и у вас получится крона, которая бывает пирамидальная, как у тополя или раскидистая, как у дуба.
(Показ слайда)
(Учащиеся оформляют крону дерева готовыми заготовками квиллинга)
Педагог: Чтобы успешно приземлиться на планету «Очаровательная природа» (Показ слайда), нам надо набраться сил и сделать зарядку.
Физкультминутка
Я называю слово «шишка» - вы поднимаете руки вверх,
называю слово «жёлудь» - руки в стороны,
называю слово «ракушка» - приседаете.
Педагог: Мы с вами набрались сил и познакомились с некоторым природным материалом – это шишка, жёлудь и ракушка, но природа предоставила нам богатый выбор разнообразного материала для творчества, остаётся только его собрать и пофантазировать!
(Показ слайда)
Сейчас на ваших картинах появится цветок - первоцвет «Подснежник» (показ слайда), лепестки цветка мы выполним из семян тыквы, которые являются природным материалом. Для этого нам надо семечко тыквы промазать клеем и приклеить к стебельку острым кончиком и таким способом приклеить ещё два семечка, чтобы получился цветок.
(Учащиеся приклеивают семена тыквы на стебельки в форме цветка)
Мы летим к следующей планете «Кружевное вырезание»
(показ слайда)
Вытынанка - это вырезание из бумаги узоров, картин, украшений. Слово вытынать переводится, как вырезать. Искусство вырезания узоров из бумаги существует с тех времён, когда в Китае была изобретена бумага. Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Самые известные вытынанки – это снежинки.
Летом в природе можно увидеть большое разнообразие насекомых и на наших картинах сейчас появится бабочка, которая выполнена в технике вытынанка. (Показ слайда). Давайте приклеим на картину бабочку
(Учащиеся приклеивают бабочку, выполненную в технике вытынанка)
И вот мы на планете «Чудо - оригами» (Показ слайда)
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках,
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.
Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком…
Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье –
Чудесная страна!
Весна – это чудесное время года, когда всё вокруг пробуждается и, конечно же, прилетают птицы с тёплых стран. И на ваши картины прилетят птицы, выполненные в технике «оригами». Вы можете приклеить птицу в верхней части картины.
(Учащиеся приклеивают на картину птицу, выполненную в технике оригами)
4. Рефлексивный этап.
- Ребята, если на нашем занятии вам было интересно, и вы узнали что-то новое, то приклейте на картину солнышко. А если в чём - то были затруднения или может быть, вам было скучно, то приклейте облачко.
5. Итоговый этап
Вот и закончилось наше путешествие по галактике мастерства, но неизведанных «творческих планет» ещё много.
Благодаря нашей фантазии, природа на картине ожила и заиграла всеми цветами радуги!!! (Демонстрация готовых работ)