1. | Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия; • описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе занятия, настроя обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог) | Данное занятие я начну с приветствия детей «Добрый день, друзья! Новой встрече рада я!», которое позволит мне создать в группе благоприятный морально-психологический настрой обучающихся на предстоящую совместную деятельность. Цель педагогического приема – воспитание доброжелательных отношений друг к другу, создание ситуации сплоченности группы детей и педагога. На данном этапе используются иллюстративный и словесный методы. После приветствия я сообщу детям: «Сегодня мы с вами продолжим разговор об анималистическом жанре в искусстве, а подробнее поговорим об одном домашнем животном, познакомимся, как его изображали художники и сами попробуем создать его образ. О ком идёт речь - узнайте из загадки: «Зелёные глаза – всем мышам гроза!» Конечно это кошка! «Сегодня кошка в гости к вам пришла, И пушиста и красива, обаятельна на диво! (Демонстрируется рисунок кошки, выполненный педагогом)». Говорю детям, что тема занятия - «Кошкин день» - не случайна и посвящена празднику, который отмечается 1 марта - (Вопрос детям: «Не знаете какой?»)– Всемирный день кошек. Эпиграфом к занятию я взяла слова знаменитого итальянского художника Леонардо да Винчи, который очень любил кошек: «Даже самое маленькое из кошачьих – шедевр!» С целью формирования позитивной мотивации на предстоящую учебную деятельность задам детям вопрос: «Кто из вас любит кошек?» Затем предложу: «Поднимите руку те, у кого дома они есть. Вот видите – добрая половина ребят держат дома этих милых пушистых зверюшек. Что вы можете сказать о них, какие они, кошки? (Гордые, независимые, отзывчивые, ловкие). За что мы их любим? (ласковые, добрые, весёлые, лечат людей). Какие вы знаете приметы, связанные с кошками? (При переезде на новую квартиру первой в дом пускают кошку; кошка умывается – к гостям; кошка спит, закрыв лицо лапой – к холодам; кошка скребёт пол – будет ветер или метель)». Оказывается, сейчас в мире насчитывается около 300 млн. домашних кошек. Давайте посмотрим какие разные они бывают». (Проводиться просмотр слайдов с изображением кошек.) Цель данного приема – активизация умственной деятельности детей. А также с помощью вербального метода – беседы происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания, наблюдения и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. |
2. | Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний: определение целей, которые педагог ставит перед обучающимися на данном этапе занятия (какой результат должен быть достигнут обучающимися); • определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей группы, с которой работает педагог; • описание методов мотивирования обучающихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса. | Цель для обучающихся: на данном этапе занятия обучающиеся должны сконцентрировать свое внимание для психологического настроя работы на уроке, через эмоциональное отношение к кошкам, учиться выступать перед аудиторией уроке. Цель данного этапа для педагога: ввести детей в предлагаемый образовательный материал, развивать умение выступать перед аудиторией На данном этапе используются иллюстративный и словесный методы. Слово учителя: «Вы сегодня тоже подготовили фотографии своих кошек. Кто может немного рассказать о своём любимце?» А кто знает и сможет прочитать стихотворения о кошках? Сейчас мы проведём «Поэтическую эстафету» (прил.1). Предложу детям прочитать стихотворения и после прочтения, сказать какие повадки или черты характера кошки в них отмечаются. Для поддержания интереса детей использую сюрпризный момент – всем чтецам вручаю игрушечную кошку, которую они передают друг другу, как эстафетную палочку. Воспитательный момент – вопрос детям после прочтения стихотворений: «А вы как относитесь к своим кошкам? Не забываете их покормить, поиграть с ними?» Цель данного приёма - активизация связной речи обучающихся, формирование коммуникативных навыков. В качестве методов мотивирования, я буду предоставлять обучающимся возможность высказаться, обратить на себя внимание. После прочтения каждого рассказа или стихотворения я использую похвалу, одобрение, буду отмечать индивидуальные успехи детей. Если у кого – то из детей возникнут трудности в процессе чтения стихотворений, я буду ободрять, поддерживать ребёнка укреплять у него уверенность в себе. Критериями достижения целей и задач данного этапа для меня являются активное участие детей в желании рассказать о своих питомцах, эмоциональное прочтение стихотворений, самостоятельность мышления, заинтересованность в теме занятия. Обобщение данного этапа занятия - слово учителя: «Да, кошка существо очень интересное и милое, со своим характером и повадками, и всегда очень интересный объект для наблюдения и изображения ». |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе занятия); • определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей группы, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала | Для подготовки детей к третьему этапу работы, а именно изучению нового учебного материала я проведу викторину: «Знаменитые кошки и коты - герои сказок и мультфильмов». Цель для педагога – поддержание интереса к теме занятия, активизирование познавательной деятельности. Цель для обучающихся: активизация умственной деятельности Слово педагога: «Знаете ли вы знаменитых кошек? Некоторые кошки и коты стали супер знаменитыми, выступая в цирке, снимаясь на телевидении. Так американский кот Моррис в 1973 г. получил приз как лучший телеактёр по классу рекламы. Много талантливых «усатых» артистов в театре кошек Юрия Куклачёва, например кот Борис, которого вы видели в наших рекламах. Много знаменитых котов мы встречали в сказках и мультфильмах. Давайте их отгадаем!» (прил.2) Для оценивания на данном этапе используется словесное поощрение в качестве формулировок: «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Подумай еще!», «Не торопись!» Викторина соответствует возрастным особенностям обучающихся (дети любят отгадывать загадки) и позволит снять тревожность у некоторых детей, а так же поможет поддержать настрой детей на достижение цели занятия. Обобщение данного этапа: вместе с сказками кошка входит в жизнь человека с самого детства. Это загадочное, непредсказуемое существо, притягивающее к себе человека с незапамятной поры. Чтобы разгадать ее магическую тайну (если это вообще возможно), нам придется отправиться в странствия по далеким временам и землям. Третью часть занятия я начну с использования метода «создание проблемной ситуации». Для этого я обращусь к детям с вопросом: «Знаете ли вы историю кошки, откуда она к нам пришла и как её изображают в искусстве?» Перед учащимися стоит цель адекватного восприятия, осознания информации по теме занятия, заинтересованность в практической работе. Цель для педагога: создать установку на поисково – творческую деятельность, сформировать представление у детей об изображении кошки в искусстве, Рассказываю о происхождении кошки (прил. 3). Демонстрируются слайды с изображением кошки в Древнем Египте, Кота Баюна. Вторая часть рассказа - об изображении кошки в искусстве. Слово педагога: «Кошки всех времен остались на фресках и полотнах, мозаиках и витражах, даже на хрупких листах средневековых манускриптов. Их изображали на стекле, мраморе, фарфоре, керамике, хрустале и папье-маше. Грациозное, загадочное, непознанное - это животное стало темой для сотен художников всех направлений. В картинах кошка появились сначала лишь как небольшая деталь фона и лишь в 17 – 18 веке кошки на портретах (часто на руках у юных девушек) и в натюрмортах – стали весьма важным элементом композиции. Давйте посмотрим на кошек в картинах художников». Демонстрируются репродукции или слайды картин: Леонардо да Винчи «Мадонна с кошкой»; Дега «Девушка с кошкой», Снейдерс «Натюрморт с битой дичью» Ж. Б. Перроно «Портрет неизвестной девушки». Художники анималисты и сам жанр появились лишь в 18 веке, когда вырос спрос на портреты домашних питомцев. Голландская художница Генриетта Роннар всё своё творчество посвятила кошкам. Посмотрите, какие они милые и забавные. Понравились вам картины? Чем?». (Демонстрируются слайды её картин). Изложение основных положений нового учебного материала происходит с помощью наглядного, объяснительно - иллюстративного, частично - поискового методов. Критериями определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому учебному материалу: активное участие в обсуждении картин, непосредственный эмоциональный отклик. Методы мотивирования: возбуждение познавательного интереса, создание эффекта любопытства. Обобщение данного этапа занятия: «В течение тысячелетий многие художники рисовали кошку, заворожённые её пластикой и грацией, показывая нам это животное во всём многообразии его поведения». После объяснения материала и перед практическим заданием для профилактики утомляемости детей и снятия статического напряжения проведу динамическую паузу «Пантомима»: «Давайте, ребята, тоже изобразим кошку - как кошки умываются? Как потягиваются? Как напрягаются, когда сердится? Как царапается, выпуская коготки? Как шипит, завидев врага? Как мягко ступает?» Подготовки к самостоятельной работе: «Сегодня на занятии мы с вами тоже будем изображать кошку в разных видах искусства - в живописи, графике и скульптуре. Чтобы перейти непосредственно к изображению кошки, нам надо вспомнить некоторые художественные термины и понятия. Для этого мы проведём игру «Чистая доска». На доске написаны термины, вы говорите что каждый термин обозначает в искусстве, и я его стираю. На доске не должно остаться ни одного термина». (Термины : «анималистический жанр», «живопись», «графика», «скульптура», «набросок», «порядок изображения животного». Цель данного этапа для детей: творчески включаться в практическую работу по данной теме, закрепить знания основных терминов, соблюдать последовательность и аккуратность в работе. Цель для педагога: способствовать формированию умений и навыков изображать животных, проверить знания и умения полученные на предыдущих занятиях, стимулировать творческое применение знаний. Практическое задание детям – создать образ кошки в одном из видов искусства. Для лучшего результата (чтобы каждый ребёнок выразил себя наиболее адекватно в предпочитаемой технике), я разделю группу на подгруппы: «живописцы», «скульпторы», «графики» (исходя из индивидуальных способностей присутствующих на занятии детей). Педагог демонстрирует порядок изображения кошки (прил.4) В группе трое детей – гиперактивные, для концентрации их внимания на правильное выполнение задания создам у детей ощущение важности ситуации «Это очень ответственная работа». Критериями определения уровня внимания и интереса учащихся на данном этапе для меня являются осознанность выполняемых действий, самостоятельность изображения, творческое отношение к работе. Для мотивирования учебной активности обучающихся предлагается детям предположить, где они смогут использовать полученные навыки изображения животных. Педагог говорит, что за интересные работы от имени кошек им будут вручены особые медали. |
4. | Закрепление нового материала, предполагающее: • постановку конкретной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе занятия); • определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал. | Закрепление провожу с целью: стимулировать мыслительную деятельность учащихся, формировать навыки и умения анализировать свою работу; получить информацию о том, насколько успешно поняли обучающиеся объяснения. Подводя итог занятия, дам вербальную оценку работе учащихся на уроке и предложу ребятам дать самооценку своей деятельности, озвучивая, что на занятии получилось, и что не смогли сделать, что узнали нового. (Так каждый обучающийся ставит перед собой проблему, которую он будет решать на следующем занятии.) Педагог спрашивает, что нового и интересного они узнали на занятии. В конце занятия благодарю всех ребят за старание и увлечённость искусством и вручаю всем медали с изображением кошки. Критерии оценивания выполненных работ (для педагога): новизна содержания ( личностное отношение автора), композиция и точность, совершенство выражения. Показателем усвоения нового материала является активность обучающихся при проведении итога урока и обсуждении работ, рост художественного мастерства обучающихся. Если часть обучающихся не освоила новый материал, я приглашу их на индивидуальные занятия, где мы ещё раз выполним задание по данной теме. Возможно выполнение задания в другой технике. В конце повторения – воспитательный момент: «Давайте ещё раз озвучим, как мы должны относиться к домашним питомцам? Да, домашние животные нуждаются в постоянной заботе человека. Всегда помните слова Антуана де Сент – Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили!» |