Конспект открытого урока русского языка
«Главные и второстепенные члены предложения» 4 класс
Цель урока: Расширить знания детей о главных и второстепенных членах предложения.
Задачи урока:
Образовательные:
Учить находить главные и второстепенные члены предложения;
Учить выделять главные и второстепенные члены предложения.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать речь учащихся через составление предложений и работу с текстом;
Развивать целенаправленное произвольное внимание школьников.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся
Прививать учащимся интерес к предмету.
Оборудование: карточки с буквами, пословицы, карточки со словами, предложениями и буквами.
Ход урока.
Орг. Момент
«-Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших добрых глаз.
-Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты русского языка».
Здороваются с учителем.
2. Словарная работа (игра «Угадай слова»).
«-Внимательно посмотрите на буквы и составьте из них слова.
екатпагеребганизма ревет
(аптека, берег, магазин, ветер)
-Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.
-Все справились?
-Давайте проверим, как вы записали с помощью сигнальных карточек. Оранжевая карточка буква «О»; красная – «А»; зеленая – «Е».
-Молодцы, мы повторили написание словарных слов.
-Ребята, куда обращается человек, когда болеет и ему нужны лекарства?
-Придумайте родственные слова к слову аптека.
-Сегодня мы вспомним, что нужно делать, чтобы не болеть.
Ученики составляют слова из букв
(аптека, берег, магазин, ветер).
Записывают слова в тетрадь, ставят ударение и подчеркивают непроверяемую гласную.
«-Да».
Выполняют проверку с помощью сигнальных карточек.
«-В аптеку».
«-Аптекарь, аптечный».
3. Подготовка к усвоению нового учебного материала (работа по вариантам).
«-Ребята посмотрите, на доске записаны предложения.
Маша прочитай, пожалуйста».
«-Назовите главные члены каждого предложения.
-А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
- Все ли понятно?
- А что помогает, уточняет прочитанное?
-Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.
«-Теперь выполним задание.
1 вариант выписывает подлежащее и сказуемое из первого и второго предложения.
2 вариант выписывает подлежащее и сказуемое из третьего и четвертого предложения.
-Все выполнили?
-Молодцы, поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнена работа.
-Проверили, есть ошибки?
Молодцы».
Маша: «-Дети берегут своё здоровье. Коля занимается спортом. Аня кушает фрукты. Ваня закаляется по утрам».
«-Дети берегут. Коля занимается. Аня кушает. Ваня закаляется».
«-Нет».
«-Другие слова, другие члены предложения».
Выполняют работу по вариантам, выписывают из текста главные члены предложения.
«-Да».
Выполняют взаимопроверку.
«-Проверили, ошибок нет».
4. Усвоение новых знаний (составление предложений).
«-Ребята, сейчас мы с вами выполним следующую работу, будем составлять предложения.
Составьте предложение со словом морковь.
-Молодцы ребята, теперь давайте выполним разбор предложения, найдем и выделим главные и второстепенные члены предложения.
Катя выйдет к доске, а вы ребята выполняете разбор в тетрадях».
-Все выполнили? Молодцы ребята.
-Для чего нужно употреблять в пищу овощи и фрукты?
-Правильно ребята.
-Отгадай загадку.
Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …
-Правильно. Составьте предложение со словом солнце.
-Теперь выполним разбор предложения, найдем и выделим главные и второстепенные члены предложения.
Вова выйдет к доске, а вы ребята выполняете разбор в тетрадях».
-Все выполнили? Молодцы ребята.
-Теперь составьте предложение со словом здоровье.
-Сейчас выполним разбор предложения, найдем и выделим главные и второстепенные члены предложения.
Ваня выйдет к доске, а вы ребята выполняете разбор в тетрадях».
-Все выполнили? Молодцы ребята.
-Как нужно беречь своё здоровье?
-Молодцы ребята.
«-Морковь растет на грядке».
Ученики выполняют разбор предложения: Катя у доски, остальные дети в своих тетрадях.
«-Чтобы быть здоровыми, во фруктах и овощах содержатся витамины».
«-Солнце».
«-Солнце светит ярко».
Ученики выполняют разбор предложения: Вова у доски, остальные дети в своих тетрадях.
«-Береги своё здоровье».
Ученики выполняют разбор предложения: Вова у доски, остальные дети в своих тетрадях.
«-Зимой тепло одеваться, кушать овощи и фрукты и т.д.».
5. Физминутка.
«-Давайте отдохнем и выполним небольшую разминку.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Ученики повторяют движения аиста, поочередно топая левой и правой ногой.
6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала (составление деформированного предложения).
«-Ребята, на доске записаны слова. Ваше задание составить из этих слов предложение.
(Маша, дворе, гуляет, маленькая, во).
-Составили? Какое предложение получилось?
-Молодцы ребята. Теперь запишите это предложение в тетрадь.
-Записали?
-Теперь выделите в этом предложении главные и второстепенные члены предложения.
-Все справились?
-Назовите главные члены в этом предложении.
-Назовите второстепенные члены в этом предложении.
-Молодцы ребята».
«-Маленькая Маша гуляет во дворе».
«-Да».
«-Да».
«Маша – подлежащее; гуляет – сказуемое».
«Маленькая – определение; дворе – обстоятельство».
7. Закрепление полученных знаний (работа по рядам).
«-Каждому ряду я раздам листок с текстом, где по очереди вы должны выделить главные члены предложения. Какой ряд быстрее и качественнее выполнит эту работу, тот и выиграет».
По воскресеньям дети гуляют в парке. На прогулку Саша берёт угощение для птиц и зверей. Дети крошат хлеб уткам. Белочку кормят ребята из рук печеньем.
-Молодцы ребята, все справились с заданием.
-Ребята, почему нужно каждый день гулять?
-Какая от этого польза для здоровья?
-Правильно ребята».
Ученики выделяют в предложениях главные члены предложения.
«-Потому что это полезно для здоровья».
«-На улице мы дышим свежим воздухом и т.д.».
8. Подведение итогов урока.
«-Ребята, послушайте внимательно пословицу:
Здоровье за деньги не купишь.
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Молодцы ребята.
-Ребята, чему мы учились на уроке?
-Назовите главные члены предложения.
-Как выделяют главные члены предложения?
-Назовите второстепенные члены предложения.
-Как выделяют второстепенные члены предложения?
-Молодцы ребята.
-Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо занимались».
«-Здоровье нужно беречь».
«-Находить и выделять в предложениях главные и второстепенные члены предложения».
«-Подлежащее и сказуемое».
«-Подлежащее подчеркивают одной чертой. Сказуемое двумя чертами».
«-Определение, дополнение, обстоятельство».
«-Определение подчеркивают волнистой линией, дополнение пунктирной линией, обстоятельство пунктиром и точкой».