СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока ПТО (швейное дело) "Выполнение тамбурного шва"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока ПТО (швейное дело) "Выполнение тамбурного шва"»

ГКОУ «Богородская школа №8»











Конспект открытого урока

по предмету профессионально-трудовое обучение (швейное дело)

по теме:

«Тамбурные стежки. Выполнение тамбурного шва на образце»

5 класс








Выполнила учитель трудового обучения

высшей квалификационной категории

Балакина Ирина Ивановна















2022-2023 уч.г.

Цель: познакомить учащихся с теоретическими знаниями по теме урока, закрепление практических приёмов работы по выполнению тамбурного стежка.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомить учащихся с историей возникновения тамбурного шва; научить выполнять ручной тамбурный стежок;

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ: формировать навыки работы с ручными иглами; воспитывать эстетический вкус, внимательность; развитие самостоятельности обучающихся, пространственных представлений; развивать координацию движений рук, зрительный глазомер;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: прививать навыки культуры труда и аккуратности; воспитание положительной мотивации к учебному процессу.


Тип урока: комбинированный (урок усвоения знаний, изучения трудовых приёмов).

Оборудование урока:

Наглядные пособия: учебник, рабочая тетрадь, образец готовой работы, вышитый тамбурным швом, фото изделий, украшенных тамбурным швом, схемы для тамбурной вышивки, инструкционная карта.

Инструменты и приспособления: игла с большим ушком, ножницы;

Материалы для работы: крой образца из хлопчатобумажной гладкокрашеной ткани, нитки мулине, ирис.

ТСО: компьютер, экран для показа мультимедийной презентации.

Методы обучения:

а) словесные:

- беседа;

- объяснение;

- инструктаж;

б) наглядные:

- демонстрация наглядности и приёма выполнения;

в) практические:

- упражнения;

- практическая работа











Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.


Дети! Надо нам трудиться:
Не бегите от труда;
Ах! От праздности родиться
Много горя и стыда.

Тот кто хочет доброй славы,
Должен хлеб свой в поте есть,
Не за игры и забавы
Достается людям честь.

Дети! Дети! Не ленитесь!
Труд всегда приносит плод:
Будешь смолоду трудиться —
Встретишь старость без забот.

II. Повторение пройденного материала.

- Какие бывают стежки в зависимости от выполнения? (ручные, машинные)

-Что такое «стежок»? (расстояние между двумя проколами иглой)

-Давайте вспомним, названия стежков, посмотрев на картинки.

-Какие ручные стежки называют отделочными ручными стежками? (ручные стежки с помощью которых выполняют вышивку для украшения и отделки изделий)

-Какие вы знаете виды отделочных стежков? («вперед иголку», стебельчатые)

- Где применяют стебельчатые стежки? (при вышивке стебельков цветов, листьев)


III. Введение в тему

Вышивка — это искусство шитья декоративными стежками по материалу.

Вышивкой издавна занимались мастерицы-рукодельницы.


При работе мастерицы

За стежком стежок ложиться

Раз стежок, два стежок...
Вышивай со мной, дружок!

Тамбур, крест, петелька-

Дружная семейка.

И еще сто стежков-

Разноцветных стебельков.

Нитки, иглы не жалей,

За стежком стежочек шей.


Сегодня на уроке мы познакомимся с историей тамбурного шва и научимся выполнять тамбурный стежок «вприкреп» и цепочку из отделочных ручных тамбурных стежков.



IV. Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя об истории возникновения тамбурного шва

История применения тамбурного шва измеряется тысячелетиями. Тамбурный стежок имеет много разновидностей и названий – шов цепочка, петля «вприкреп», отдельные петли, тамбурная цепочка, цепочка, колосок, шов бабочка и т.д

Еще до нашей эры его применяли в арабских странах. Постепенно, этот вид искусства стал известен и во многих странах Европы. Многие считают родиной этого шва Индию или Персию. Именно там его выполняли с помощью специального крючка «арии».

Свое название шов получил от специальных пялец, при помощи которых выполняли шелковые ковры и покрывала. Пяльцы были похожи на огромный барабан и назывались «тамбур».

На Руси тамбурный шов получил распространение с 18 века. При этом в каждой области он имел свое название. Русские женщины называли его "шов в цепки", «цепочкой», швом «внакидку», но в каждом случае речь шла об одной и той же технике.

С его помощью рукодельницы расшивали холст, украшали кожаные и валяные изделия. В своей работе они использовали разные нити. Это мог быть шелк или шерсть, лен или хлопок. Смотрелась выполненная работа всегда великолепно.


Этот вид шва представляет собой непрерывную цепочку из петелек. При этом, каждая последующая петелька выходит из предыдущей. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурным швом можно вышивать линейные узоры по заранее нанесенному контуру, или полностью застилать всю площадь определенного мотива. При помощи стежков тамбурного шва можно вышивать лепестки цветков, веточки с листьями, отдельные детали лица, образовывать ломаную цепочку, окантовывая контур аппликаций и т. д.

Тамбурные стежки с лицевой стороны напоминают цепочку, а с изнаночной – прямые стежки. Выполняют вышивку по схемам (демонстрация схем)




2. Демонстрация образцов изделий

Рассмотрите образец вышивки с разными вариантами тамбурного шва.

Вышивка тамбурными стежками красиво смотрится на любой ткани, главное соблюдать сочетание структуры ткани и ниток. Для вышивки на льне, хлопке, джинсовой ткани, лучше всего подойдет мулине. Для шелка, шифона и других тонких тканей – шелковые или вискозные нитки. Для шерстяной ткани – шерстяные нитки. Лучше всего тамбурная вышивка смотрится на однотонной и неяркой ткани-основе, выполненная яркими нитками.

  1. Демонстрация приемов работы

Запомните! Выполняют стежок сверху вниз. Очень важно следить за натяжением нити, чтобы не стянулась ткань.

3.1. Тамбурный шов (цепочка):

Состоит из цепочки петелек, выходящих одна из другой. У вершины предыдущей петельки начинается следущая петелька. Петельки могут быть мелкими, либо крупными, в зависимости от структуры ткани, нити, а также от вышиваемого рисунка.

Для получения цепочки иглу вводят на лицевую сторону ткани в начале работы и снова вкалывают ее рядом с точкой выхода, делают вертикальный стежок нужной длины в направлении сверху вниз. Рабочую нить при этом укладывают слева и прижимают большим пальцем левой руки. Иглу вытягивают, нитка ложится под иголку, образуя петлю. Для следующего стежка игла вводится в ткань изнутри предыдущего, а выводится на расстоянии стежка, и вновь образуется петля.


3.2. Тамбурный стежок «вприкреп»:

Выкалываем иглу с лицевой стороны. Пальцем левой руки придерживаем нитку, а иглу вкалываем в то же место, откуда идет нить. Таким образом, оставляем на лицевой стороне петельку.

рис.1

Затем иглу выкалываем в точке 3, и прикрепляем петельку в точке 4.

 рис.2

Прикрепить петельку можно стежком разной длины, и в виде точки и в виде длинного стежка. Также можно использовать нитки разных цветов, например, петелька красная, нить «прикрепа» синяя. Нити тоже можно использовать самые разные, от тонкого шелка, до лент. Можно вышивать как в одну нить, так и 3-6 сложений.


4.Инструктаж по выполнению практической работы.

Выполнение стежка достаточно просто, но так как вы будете выполнять его впервые, то понадобится некоторая сноровка. Еще раз напоминаю, что выполняется стежок сверху вниз. Тамбурные стежки с лицевой стороны напоминают цепочку, а с изнаночной – прямые стежки. А теперь возьмите крой образца ткани и приступаем к выполнению тамбурного шва и стежока вприкреп, используя инструкционные карты.


V. Практическая работа

«Выполнение тамбурного шва» (Учебник стр.45)

«Выполнение тамбурного стежка «вприкреп»


1.Правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

Перед началом практической работы учащиеся вспоминают правила техники безопасности с острыми и режущими инструментами.

2.Физминутка.

3. Целевой обход учителя

Обходя рабочие места учащихся, контроль правильности приемов выполнения стежка, соблюдение техники безопасности.

VI. Рефлексия.

- С каким новым ручным стежком вы познакомились? (тамбурный)

-Где применяется тамбурный стежок? (При помощи стежков тамбурного шва можно вышивать лепестки цветков, веточки с листьями, отдельные детали лица, образовывать ломаную цепочку, окантовывая контур аппликаций)

-В каком направлении выполняется стежок? (сверху вниз).

-Какой вид имеют тамбурные стежки с лицевой стороны и с изнаночной стороны?

(с лицевой – цепочка, с изнаночной – прямые стежки).

-Что вам понравилось на уроке?

-Где пригодятся вам полученные умения?


VII. Анализ и оценка урока

1.Проверка качества работы

Учитель анализирует урок, отмечает типичные ошибки, определяет пути их исправления, выставляет оценки учащимся за урок.


VIII. Итог урока

Слово учителя.

Ручное вышивание – один из самых распространённых и доступных для любого человека видов прикладного искусства. Это очень древнее искусство. Вышивка во все времена ценилась очень высоко. В старину обрамление икон вышивала хозяйка дома. И это считалось не только красивым дополнением к иконе, но и символом дома, своеобразным оберегом. Вышивка дело кропотливое. Для вышивки необходимо много терпения и времени. А так же знаний. Не останавливайтесь на достигнутом. Больше читайте, узнавайте, пробуйте и у вас все получится!

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю можно выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало чуть больше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немного фантазии и волшебства,
И я вышью такое, что вам не приснится,
Только чтобы на свете жила красота.
Чтобы только сияли улыбками лица,
Только чтобы на свете жила красота.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!