Конспект открытого урока "Применение циклов в решении задач", 9 класс
Тема урока Применение циклов в решении задач относиться к разделу Программирование. Изучается с 8 класса. В 8 классе обязательным является умение определять результат действия готового алгоритма. В 9 классе кадеты д. Освоить процесс решения задачи. Т.е. по условию задачи составить математическую модель задачи и перевести модель на язык программирования, провести тестирование и оценить правильность работы программы.
Данный урок номер 12 в разделе программирования. Кадеты уже умеют составлять программы содержащие линейные и разветвляющиеся структуры. Самые сложные алгоритмы, содержащие циклы. Данная тема изучается в течение 5 уроков. Данный урок четвертый/ Задачи с математическими формулировками кадеты решали на предыдущих уроках.
На этом уроке перед кадетами ставилась задача составлять математические модели и решать задачи из др. областей.
В основном задачи имеют математическую модель прогрессии. Кадеты эту тему по математике еще не изучали. Определение прогрессии не дается, опираемся на интуитивное понимание.
Задача развивающая: продемонстрировать на практических задачах имеющих метапредметное содержание универсальность применения цикла в решении задач на пк.
Класс разделен условно на три группы по уровню учебных возможностей: олимпиадники, с высокими и средними уч. возможностями. Для каждой группы составлены задачи разных уровней.
Просмотр содержимого документа
«12_Конспект открытого урока "Применение циклов в решении задач", 9 класс, учеб. Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.»
9 класс
- План-конспект
- проведения занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Раздел 1. Программирование
Занятие № 12.
Применение циклов в решении задач
Вид учебного занятия:
Урок применения знаний на практике.
Задачи урока:
1. Образовательные: применять в решении задач циклы разных типов; создавать математическую модель задачи и переводить модель на язык программирования; показать возможности применения циклов для решения практических задач.
2. Развивающие: развитие логического мышления у учащихся; формирование умение дискутировать и защищать свою точку зрения, работать в паре, консультироваться; овладевать инструментарием моделирования и проектирования.
3. Воспитательные: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; бережное отношение к оборудованию.
Технологии: технологии группового обучения, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии развития критического мышления.
Методы работы:
эвристическая беседа, групповые методы, частично-поисковый метод, письменное инструктирование, гимнастика для газ, шеи, рук и спины при работе за ПК, компьютерное тестирование.
Материальное обеспечение: ПК для кадетов, интерактивная доска, мультимедийный проектор, тетрадь, раздаточный материал с разноуровневыми заданиями, инструкция по решению задачи, оценочный лист кадета.
Программное обеспечение: ОС Windows, системы программирования PascalABC.net, devcpp-4.9.9.2, тренажёры для программирования LEGO-роботов, система автоматического тестирования NetTests, программа для проведения физминутки EyesRelax, браузер.
Ход занятия:
Этапы урока | Содержание | Время |
1. Организация. | Внешний вид, приветствие, дежурство, готовность взвода и оборудования. | 1 |
2. Актуализация знаний. 3. Оперирование ЗУН при решении практических задач 4. Диагностика знаний. | Просмотр презентации. Приложение 1. Обсуждение областей деятельности человека, в которых возможно применение циклов. Обсуждение целей урока. Кадеты формулируют цель урока. Порядок работы на уроке. Кадеты выполняют задания по плану занятия (Приложение 2) в группах по 2 человека, используя специальную инструкцию (Приложение 3) или помощью преподавателя. Каждая группа выполняет выбранные задания, отмечая результат в оценочном листе (Приложение 4). Задания на 5 баллов: Создание математической модели задачи. 1 балл Перевод задачи на язык программирования. 1 балл Отладка программы. 1 балл Тестирование и интерпретация результатов. 1 балл Физкультминутка. 1 балл Задания на 8 баллов. Создание математической модели задачи. 2 балл Перевод задачи на язык программирования. 2 балл Отладка программы. 1 балл Тестирование и интерпретация результатов. 2 балл Физкультминутка. 1 балл Задания на 12 баллов. 1 Создание математической модели задачи. 4 балл Перевод задачи на язык программирования. 4 балл Отладка программы. 1 балл Тестирование и интерпретация результатов. 2 балл Физкультминутка. 1 балл Физкультминутка Приложение 7. Тест "Составление математической модели задачи с применением циклов" (Приложение 5). Случайная выборка 5 заданий из 11 вопросов. Максимальное количество баллов – 5. Добавляется к баллам за практическую работу. | 12 10-15 10-15 10-15 5-10 |
5. Отчеты кадетов о выполненной работе | 1. Самооценка своей работы по критериям, предложенным учителем. 2. Обсуждение результатов урока. | 3 2 |
6. Задание на самоподготовку | Демонстрационный вариант № 2 Среза по теме "Программирование. Циклы" (Приложение 6). | 2-7 |
Преподаватель Ю.В. Клюшникова
10.10.2018
Приложение 1. Презентация «Применение циклов в решении задач»
Приложение 2. Задания для групп
Приложение 3.
Приложение 4.
Оценочный лист
ГРУППА 1 КЛАСС____КАДЕТ1 ______________________ КАДЕТ 2_______________________
№ | Задание | баллы |
Решение практической задачи |
1 | Создание математической модели задачи. | |
2 | Перевод задачи на язык программирования. | |
3 | Отладка программы. | |
4 | Тестирование и интерпретация результатов. | |
5 | Физкультминутка. | |
Тест "Составление математической модели задачи с применением циклов" |
6 | Балл за тест | |
Итоговая сумма | |
Отметка за урок | |
Суммарный балл | отметка |
0-7 | 2 |
8-11 | 3 |
12-14 | 4 |
15-17 | 5 |
Критерии оценивания
Приложение 5. Тест "Составление математической модели задачи с применением циклов"
- Составление математической модели
1. Выберите входные данные по условию задачи: Улитка ползет по дереву. За первую минуту она проползла 30 см, а за каждую следующую минуту — на 5 см больше, чем за предыдущую. За какое время достигнет улитка вершины дерева длиной 45 см, если считать, что движение начато от его основания? |
| время |
| расстояние, которое проползает улитка за первую минуту |
| расстояние до вершины дерева |
2. Как можно ввести значение переменной х, если известно, что х - это 12 кресел в кинотеатре в первом ряду? |
| read(x); |
| x := 12; |
| write(x); |
| x := x+24; |
| if x0 then x:=15; |
3. Выберите результат по условию задачи: Улитка ползет по дереву. За первую минуту она проползла 30 см, а за каждую следующую минуту — на 5 см больше, чем за предыдущую. За какое время достигнет улитка вершины дерева длиной 45 см, если считать, что движение начато от его основания? |
| время |
| расстояние, которое проползает улитка за первую минуту |
| расстояние до вершины дерева |
4. Выберите результат по условию задачи: В первом ряду кинотеатра 21 кресло, В каждом последующем ряду на 2 кресла больше, чем в предыдущем. Сколько кресел в 4 ряду? |
| количество кресел в первом ряду |
| количество кресел в 4 ряду |
| количсетво рядов |
5. Выберите исходные данные по условию задачи: В первом ряду кинотеатра 21 кресло, В каждом последующем ряду на 2 кресла больше, чем в предыдущем. Сколько кресел в 4 ряду? |
| количетво кресел в первом ряду |
| количество кресел в 4 ряду |
| количество рядов |
6. Опишите на языке прграммирования математичское действие: увеличить в два раза. |
| x := x + 2; |
| x * 2; |
| x + 2; |
| x := x * 2; |
7. Опишите на языке прграммирования математичское действие: уменьшить на семь. |
| x := x - 7; |
| x - 7; |
| x := x / 7; |
| x / 7; |
8. По условию задачи: В каждом последующем ряду на 2 кресла больше, чем в предыдущем. Опишите это действие математической формулой. |
| к числу кресел прибавить 2 |
| число кресел уменьшить на 2 |
| число кресел уменьшить в 2 раза |
| число кресел увеличить в 2 раза |
9. Сколько раз повторяются вычисления по условию задачи: В первом ряду кинотеатра 21 кресло, В каждом последующем ряду на 2 кресла больше, чем в предыдущем. Сколько кресел в 4 ряду? |
| 4 |
| неизвестно, нужно решить задачу |
| бесконечное число раз |
| 3 |
| 0 |
10. Какой цикл нужно использовать для составление алгоритма, если количество повторений действия неизвестно? |
| while ... do |
| for i := 1 to n do |
| if ... then ...; |
| read(x); |
| write('Введите количество повторений'); |
11. Сколько раз выполняются действия по условию задачи: Улитка ползет по дереву. За первую минуту она проползла 30 см, а за каждую следующую минуту — на 5 см больше, чем за предыдущую. За какое время достигнет улитка вершины дерева длиной 45 см, если считать, что движение начато от его основания? |
| 2 |
| неизвестно, нужно решить задачу |
| бесконечное число раз |
| 0 |
| 3 |
Приложение 6. Демонстрационный вариант № 2 Среза по теме "Программирование. Циклы".
Приложение 7. Слайд-шоу для программы организации физкультминутки EyesRelax.